Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:53, курсовая работа
В данной работе предполагается рассмотреть основные элементы государственного правового регулирования вопросов охраны труда.
разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
проводит работу по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
представляет по согласованию
с Министерством
организует обучение и проверку знаний работников в области условий и охраны труда;
разрабатывает предложения
по совершенствованию
Те же функции выполняют органы по труду субъектов федерации или органы местного самоуправления, если такие функции на них возложены. В отличие от Министерства органы по труду ближе к непосредственным работникам и работодателям, что и вносит основные различия.
Кроме перечисленных функций, все федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минтрудом России[10]
Основная Задача межведомственной
комиссии по охране труда – это
координация совместных действий и
осуществление единой государственной
политики в области охраны труда,
обеспечение взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти, органов
государственного надзора и контроля
за соблюдением требований охраны труда,
объединений профессиональных союзов
и объединений работодателей
по предупреждению производственного
травматизма и профессиональных
заболеваний, координация деятельности
федеральных органов
Функциональная подсистема управления охраной труда.
Большое количество федеральных
министерств и ведомств, так или
иначе, связано с реализацией
Государственных функций по управлению
охраной труда в Российской федерации.
Так Министерство экономического развития
и торговли РФ осуществляет методическое
руководство и координацию
К функциональной подсистеме
можно отнести также ряд
Отраслевая подсистема управления охраной труда.
С Отказом от централизованного
административно-командного метода руководства
отраслями экономики
В этих условиях изменяются
функции отраслевых федеральных
органов исполнительной власти, которые
в большей мере играют роль координирующего
и методического центра, обеспечивающего
нормальную работу служб охраны труда
организаций, входящих в отрасль
или корпорацию. В большинстве
случаев работа отраслевых федеральных
органов исполнительной власти и
их территориальных органов
Отраслевые ведомства при методической поддержке Минтруда РФ:
принимают участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывают, пересматривают и утверждают в установленном порядке отраслевые нормативные правовые акты об охране труда; участвуют в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
определяют совместно
с отраслевыми профсоюзами круг
производств и профессий
участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;
организуют на предприятиях отрасли или определенной сферы деятельности обучение и проверку знаний требований охраны труда работников, в т. ч. руководителей;
изучают состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и ежегодно направляют Министерству труда и социального развития РФ информацию о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, предложения по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда;
определяют тематику исследований
по отраслевым вопросам охраны труда,
разрабатывают пакет заказов
по данной тематике для отраслевых
научно-исследовательских
принимают участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организуют работу отраслевых комиссий по охране труда;
обеспечивают взаимодействие
по вопросам охраны труда в отрасли
федеральных органов
Таким образом, видно, что функции отраслевых ведомств существенно отличаются от функций федеральных органов исполнительной власти, а при создании новых крупных корпораций они также будут приобретать права и обязанности отраслевых центров.
Государственный Надзор и контроль за охраной труда в Российской Федерации.
В системе государственного управления охраной труда в текущий момент вопросы надзора и контроля имеют определяющее значение для создания действительно безопасных условий труда на производственных предприятиях частного сектора.
В XXI веке в России неизбежен подъем предпринимательства, причем решающей частью предпринимательства станет малый и средний бизнес.
Характерной особенностью становления малого предпринимательства является то, что на начальном этапе своего развития оно отличается тяжелыми условиями труда, использованием дешевой рабочей силы, эксплуатацией физически и морально изношенного оборудования. Эту стадию развития проходят малые предприятия во всех странах, не миновала она и Россию.
Данные, получаемые в результате проверок государственными инспекторами труда, а также результаты ежегодного мониторинга социально-трудовой сферы, проводимого Минтрудом России, свидетельствуют, что, как правило, на малых предприятиях России состояние условий и охраны труда не отвечает действующим нормам и правилам. Уровень производственного травматизма на них выше, чем на средних и крупных. Велика доля занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. Удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, превышает уровни крупных предприятий.[11]
В той или иной степени надзор за соблюдением норм охраны труда осуществляет достаточно большое количество Государственных органов и ведомств. Основные функции по надзору за охраной труда в российской федерации осуществляет Федеральная инспекция труда, более подробно ее функции и структура будут рассмотрены в следующем параграфе.
Наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляют:
Федеральные надзоры России: Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России); органы государственного надзора, входящие в систему ряда министерств Российской Федерации: Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и образующие вместе с министерствами, в систему которых они входят, единые централизованные системы органов, осуществляющих соответствующий надзор.
Федеральный горный и промышленный
надзор России (Госгортехнадзор России)[12]
осуществляет нормативное регулирование,
а также специальные
Федеральный надзор России по
ядерной и радиационной безопасности
(Госатомнадзор России)[13] организует
и осуществляет на территории РФ государственное
регулирование ядерной и
Министерство внутренних
дел РФ, Государственная инспекция
безопасности дорожного движения (ГИБДД)
контролирует соблюдение правил дорожного
движения, а также нормативно-правовые
акты в области обеспечения
Министерство РФ по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий (МЧС России)
осуществляет в установленном порядке
разработку и реализацию федеральных
целевых программ в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, а также по преодолению
последствий радиационных аварий и
катастроф. Участвует в установленном
порядке в организации
Министерство топлива
и энергетики РФ, Департамент государственного
энергетического надзора и
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор[15] осуществляет контроль за выполнением организациями санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Организует разработку и утверждает санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области охраны труда, по организации и проведению медицинских осмотров работников. Организует изучение профессиональной патологии, ее причин, методов диагностики, лечения и профилактики.
Прокуратура РФ[16] осуществляет
надзор за соблюдением законодательства
о труде и об охране труда, участвует
в проведении расследований причин
аварий (катастроф), несчастных случаев
со смертельным исходом и
Государственная инспекция труда.
4 мая 1994 года образована
Федеральная инспекция при
Что касается надзора и
контроля непосредственно за охраной
труда, то Положением о Федеральной
инспекции труда определен круг
задач и функций
Положением установлено, что Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения (то есть Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.
Информация о работе Государственное управление охраной труда