Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:21, контрольная работа
Кодификация играет чрезвычайно важную роль в развитии права в целом и представляет собой наиболее радикальный способ систематизации законодательства, особый вид правотворчества. Однако Трудовой кодекс, является не единственным, хотя и главным источником трудового права.
Объектом исследования являются нормативные акты принятые в сфере трудового права.
1. Введение.............................……………………………….….. 3
2. Источники трудового права. Понятие и виды источников трудового права. Система источников трудового права. Общая характеристика нормативных правовых актов. Нормативные соглашения. Соотношение трудового права со смежными отраслями. Тенденции развития трудового права………………………..………..…….…………………….................... 4-17
3. Изменение трудового договора. Изменение трудового договора: перевод, перемещение, изменение существенных условии труда. Понятие переводов, их классификация. Постоянные переводы, их виды. Временные переводы, их виды. Понятие перемещения, отличие переводов от перемещений. Гарантии при изменении существенных условий труда. Правовые последствия изменения трудового договора………………….............................................................................. 18-26
4. Практическое задание.………….............................................. 27-29
5. Заключение................................................................................. 30
6. Используемая литература
Принят Государственной Думой 2 июня 2000г.
Одобрен Советом Федерации 7 июня 2000г.
(с изм. от 29 апреля, 26 ноября 2002г., 1 октября 2003г., 22 августа,29 декабря 2004г., 20 апреля 2007г., 24 июня 2008г., 24 июля 2009г.)
Федеральный закон от 12 января 1996г. № 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
Принят Государственной Думой 8 декабря 1995г.
(с изм. от 21 марта, 25 ибля 2002г., 30 июня, 8 декабря 2003г., 29 июня 2004г., 9 мая 2005г.)
4). Указы Президента РФ
Указ Президента РФ - решение, принимаемое Президентом РФ в пределах его компетенции. Указы и распоряжения (акты) Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законамСм. Конституцию РФ. Глава 4. Президент РФ.. Указы обладают высшей юридической силой после Конституции РФ и федеральных законов.
Указы и распоряжения могут
носить нормативный и ненормативный
характер. Например, Указы от 2 марта
1994г. № 442 и от 1 июня 1995г. № 554, которыми
утверждено «Положение о государственных
наградах в РФ», относятся к числу
нормативных актов. Указ же о награждении
конкретного лица, относится к
числу ненормативных (индивидуально-правовых
или правоприменительных актов)
Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, вступают в силу со дня их подписания См.Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ»..
К указам Президента РФ, содержащим крупные нормативные решения, относятся:
Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года N 2146
«О привлечении и
Указ Президента РФ от 23.августа 1994года N 1722 "О повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих";
Указ Президента Российской Федерации от 16.08.95 № 854
«О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности РФ и должности федеральных государственных служащих»
(с изменениями от 13 января 1996 г., 15 июня 1999 г., 13 декабря 2000 г., 25 июля 2006 г.).
5). Постановления Правительства РФ
Согласно ст.115 Конституции
РФ, Правительство издаёт постановления
и распоряжения на основании и
во исполнение Конституции РФ, федеральных
законов, нормативных указов Президента
РФ. Это положение, вытекающее из принципа
разделения властей, означает, что Правительство
может создавать норму права
лишь в рамках делегированного
Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ.
Источниками трудового права также являются акты органов управления субъектов Федерации.
В настоящее время наряду с Трудовым кодексом действуют законы о труде, которые в значительной степени обеспечивают регулирование трудовых отношений. Постановления и распоряжения Правительства РФ на базе закона обеспечивают конкретизацию и оперативность регулирования, продолжают и развивают положения закона и тем самым придают большую полноту регулирования. В современных условиях на постановления Правительства РФ приходится основной объём правового регулирования труда.
К постановлениям Правительства
РФ, регулирующим трудовые отношения
и иные связанные с ними отношения,
относятся следующие
Постановление Правительства Российской Федерации
от 12 августа 1994 г. № 949
«О ежегодных отпусках научных работников, имеющих учёную степень»
(“Собрание законодательства Российской Федерации”, 1994, № 17, cт. 2000)
Постановление Правительство Российской Федерации
от 2 октября 2003 г. № 609
«О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»
(с изм., внесенными Постановлениями Правительства РФ от 31.12.04 г. № 902, от 18.08.05 г. № 522)
Постановление Правительства Российской Федерации
От 20 апреля 2000г. № 354
«о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества».
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 17, ст.1883).
6). Акты министерств и ведомств.
Акты министерств и ведомств также являются одним из источников трудового права подзаконного характера. Главным образом к этим актам относятся акты Министерства труда и социального развития РФ, в меньшей степени - акты Министерства финансов РФ, Министерства юстиции РФ и др. В этих актах даётся дальнейшая конкретизация норм трудового права, а также разъяснения по вопросам трудового законодательства.
В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли.
Предусмотрена обязательная
регистрация ведомственных
С принятием нового Трудового кодекса, согласно ст. 422 ТК, ряд подзаконных актов утратили свою силу 01.02.2002г., а другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат приведению в соответствие с ТК. Вместе с тем, в ст. 423 ТК регламентируется применение законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до принятия нового ТК.
В ст. 15 Конституции РФ говорится, что все подзаконные акты должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Кроме того, согласно ст. 5 ТК, подзаконный акт, низший по иерархии, должен соответствовать высшему по иерархии подзаконному акту.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации
Постановление от 8 февраля 2000г. № 14
«Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Приказ от 24 февраля 2005г. № 160
«Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве»
7). Акты органов местного самоуправления
Конституция РФ 1993 года устанавливает, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций См. Конституцию РФ, ст. 131..
Местное самоуправление в
Российской Федерации - форма осуществления
народом своей власти, обеспечивающая
в пределах, установленных Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами,
а в случаях, установленных федеральными
законами, - законами субъектов Российской
Федерации, самостоятельное и под
свою ответственность решение
Нормативными правовыми
актами являются постановления глав
муниципалитетов, районов, городов, сёл
и посёлков, специальных территорий,
закрытых территориальных образований.
Все они устанавливают
По сфере действия акты
местного самоуправления можно считать
разновидностью локальных актов. Их
действие ограниченно пределами
соответствующих
На муниципальном уровне издаются подзаконные нормативные правовые акты, которые можно распределить по четырём группам, перечисленным в порядке уменьшения иерархической позиции в подсистеме нормативных правовых актов органов местного самоуправления:
уставы муниципальных
образований (районов, городов, районов
в городе, посёлков, сёл и иных
административно-
нормативные правовые акты выборных представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также иных должностных лиц местного самоуправления;
нормативные правовые акты глав муниципальных образований;
нормативные правовые акты иных должностных лиц, назначаемых представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования.
Федеральный закон РФ от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 16 сентября 2003г
Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003г
(изменения внесённые Федеральным законом от 27.12.2009г № 365-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2010г).
8). Локальные нормативные правовые акты.
Локальные нормативно-правовые
акты относятся к категории
Локальные нормативные акты
- документы, содержащие нормы трудового
права, которые принимает работодатель
в пределах своей компетенции
в соответствии с законами и иными
нормативными правовыми актами, коллективным
договором, соглашениями. Принимаемые
работодателем локальные
Важнейшими актами являются коллективный договор и соглашение по охране труда, предусматривающие ознакомление работников с требованиями охраны труда, проведение обязательных медицинских осмотров и т.д.
К числу наиболее важных
актов относятся инструкции по охране
труда, в которых содержится информация
об условиях труда на рабочем месте,
о существующем риске повреждения
здоровья, правила защиты от воздействия
вредных и опасных
Действующее трудовое законодательство
детально регламентирует порядок разработки
и принятия локальных нормативных
актов. Особенно это относится к
коллективным договорам, которые становятся
своеобразными кодексами в
Коллективный договор - одна
из форм локального правотворчества, осуществляемая
в целях установления автономной
системы условий труда в
Инструкция по охране труда - локальный нормативный акт, устанавливающий конкретные обязанности работников организации по выполнению требований охраны труда. В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников.
Локальное соглашение - локальный нормативный акт, устанавливающий принципы регулирования по отдельным направлениям социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателя на уровне отдельной организации в пределах их компетенции.
Работодатель принимает локальные нормативные акты как единолично, так и с учётом мнения представительных органов работников.
Без учёта мнения (единолично) принимаются: штатное расписание, должностные инструкции, приказы, распоряжения и т.д.
По общему правилу с учетом мнения представительного органа работников принимаются:
локальные нормативные акты, устанавливающие нормы труда, независимо от их наименования ст. 162 ТК РФ;
графики сменности, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору ст. 103 ТК РФ;
локальные нормативные акты об оплате труда (положения об оплате труда) ст. 135 ТК РФ;
правила внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору ст. 189, 190 ТК РФ.
По решению работодателя могут приниматься и другие локальные нормативные акты, например положение о персонале, положение о порядке ведения коллективных переговоров в организации, положение об участии работников в управлении организацией, положение о комиссии по трудовым спорам и т.п.
Не подлежат применению нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения учёта мнения представительного органа работников ст.8 ТК РФ.