Лекции по "Охране труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:09, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Основные положения законодательства Российской Федерации о труде
Тема 2. Основные положения законодательства Российской Федерации об охране труда
...
Тема 9. Первая доврачебная помощь пострадавшим на производстве

Файлы: 10 файлов

Содержание.doc

— 167.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 1М.doc

— 98.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2М.doc

— 84.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3М.DOC

— 94.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4М.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Двухканальное воздействие реализуется посредством бесед, коллективного обсуждения с рабочими несчастны случаев, путей профилактики травматизма и т.д.

Каждый из способов пропаганда должен избираться применительно к решаемой задаче. В таблице приведены сведения о пригодности способов одноканальной коммуникации к решению основных задач пропаганды охраны труда. Здесь число крестиков указывает на эффективность способа.

 

Таблица 4.2. Эффективность способов одноканальной коммуникации

 

Задачи пропаганды охраны

Способы пропаганды охраны труда

труда

плакаты

доклады, лекции

печатный текст

телевиде-ние,кино

Обучение безпасному выполнению простой работы

 

 

Краткие пояснения по ходу работы

 

Пояснения причин несчастных случаев

 

Пояснения к использованию средств защиты

 

Сообщение о несчастных случаях

 

 

+ +

 

 

 

+

 

 

+ + 
 
 

+ +

 

 

 

 

 

 

+ +

 

 

 

+ +

 

 

 

+ +

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+ +

 

 

 

+ +

 

 

+ +


 

В пропагандистских материалах не следует использовать общих призывов безопасно работать. Пользу могут приносить только призывы, указывающие на конкретный способ действий и выгоду от него. Неэффективны общие указания на опасность (даже с подтверждением их о частоте и тяжести несчастных случаев). Без объяснения, как и когда она проявляется, и указания на пути ее предотвращения.

По вопросам безопасности надо всегда говорить конкретно и по делу, а главное, избегать стандартных и заученных фраз. При этом следует учитывать, что тот рабочий, на которого мы хотим воздействовать, может еще мало знать и уметь. Очень важно выбрать подходящее время и подходящее место для осуществления воспитательного воздействия.

Безопасное поведение нельзя сформировать методом запугивания: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к воспитательному воздействию, а порой, и вообще к работе.

Приемы пропагандистского воздействия дают полезный эффект только тогда, когда его объекты достаточно хорошо информированы по затрагиваемому вопросу. Таким образом, воздействия подобного рода применимы только по отношению к рабочим, обученным как профессии, так и безопасности труда. При выборе способа воздействия следует учитывать также степень интереса рабочих или коллектива к вопросам безопасности труда, престижность этих вопросов в данной группе и ряд других социальных факторов. Существуют следующие закономерности в отношении работников к тем или иным средствам пропаганды охраны труда:

— рабочие, которые интересуются вопросами безопасности, считают эффективным средством воздействия плакат, а те, кто безразличен к этим вопросам, предпочитают кинофильмы;

— беседы считают полезными только те рабочие, коллеги и начальники которых положительно относятся к вопросам безопасности;

— литературу считают полезным средством те рабочие, которые интересуются вопросами безопасности труда, а также члены трудовых коллективов, в которых высок интерес к вопросам безопасности.

Одним из эффективных путей воспитания в области охраны труда является подключение широкого круга руководителей среднего и нижнего звена, вплоть до бригадиров, а также самих рабочих к оценке уровня безопасности труда в их коллективе и к изысканию средств для его повышения.

Наиболее распространенным средством пропаганды безопасности труда является плакат. Главное назначение плакатов – раскрыть природу опасности, разъяснить рабочему, в чем и как она может проявиться, чтобы усилить мотивацию к безопасной работе. Существуют следующие разновидности плакатов:

— положительный, подчеркивающий преимущества безопасного труда;

  • устрашающий, показывающий вред от нарушения правил безопасности;
  • нейтральный, содержащий эмоционально не окрашенные рекомендации без показа и оценок последствий их неисполнения;
  • комический, юмористическая разновидность положительного плаката;
  • комбинированный, совмещающий в себе перечисленные выше разновидности.

Наиболее убедительным является комбинированный плакат, который может передать сюжет, позволяющий составить представление о характере опасности, ее воздействии, способе защиты и эффекте. Он позволяет, например, противопоставить положительные эмоции защищенного от опасности рабочего отрицательным эмоциям нарушителя, получившего травму.

Устрашающий плакат хорош тем, что эмоционален и убедительно показывает опасность. Но, с другой стороны, на этот плакат смотреть неприятно.

Комический плакат обращает на себя внимание, Однако он не всегда хорошо передает мысль.

Положительный плакат малоубедителен, т.к. не несет информации об опасном факторе.

Нейтральный плакат наименее эффективен из всех перечисленных разновидностей, т.к. его рекомендации не мотивированы; кроме того, на нем обычно отсутствует изображение человека.

При создании или выборе плакатов необходимо учитывать следующее:

  • — рабочего на плакате интересует не столько последствия ошибки, сколько причина происшедшего;
  • — вывод о том как надо действовать, должен вытекать не из надписи на плакате, а из рисунка. Надпись должна быть короткой и только дополнять то, что не удалось передать на рисунке. Восприятие надписи должно облегчаться с помощью цвета и шрифта;
  • если на плакате изображается производственная обстановка, то она должна быть абсолютно точной. Рабочие относятся нетерпимо к искаженному воспроизведению хорошо известных вещей. Обнаружив неточности в деталях на плакате, рабочие начинают сомневаться в его основном содержании.

Содержание

 

Лекции по охране труда для руководителей и специалистов/М.Д. Горбатенков, В.К. Макаренко, А.М. Парахин, Л.В. Пименова, В.М. Попов, О.В. Тихонова; Под общ. ред. В.М.Попова. – Новосибирск, ЦООТ НГТУ, 2002 г.


Тема 5М.doc

— 142.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6М.doc

— 77.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7М .doc

— 219.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8М.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9М.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Охране труда"