Лекции по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 12:12, курс лекций

Описание работы

Глава 1. Трудовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
Глава 3. Правоотношения в сфере труда
...
Глава 17. Коллективные трудовые споры

Файлы: 1 файл

Лекции ТП.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право  осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения  соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, в нем должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

§5. Порядок  расследования и учета несчастных случаев на производстве

В настоящее время порядок учета и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний достаточно подробно регламентируется ТК РФ.

Прежде всего, ст. 227 ТК РФ устанавливает, что расследованию и учету подлежат все несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами. В частности к таким лицам относятся не только работники, выполняющие работу по трудовому договору, но и студенты, учащиеся образовательных учреждений, проходящие производственную практику в организациях, лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации, а также другие лица, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

К несчастным случаям на производстве относятся не только травмы, наступившие непосредственно при выполнении трудовых обязанностей, но и если они произошли в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (в том числе во время установленных перерывов), при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем, при следовании к месту служебной командировки и обратно и т.п. (ст. 227 ТК РФ).

Причинами несчастного случая на производстве могут быть травма (в том числе  нанесенная другим лицом), острое отравление, тепловой удар, ожог; обморожение, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными и т. п.

При несчастном случае на производстве работодатель, прежде всего, обязан:

– немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;

– принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

– сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);

– немедленно проинформировать о  несчастном случае органы и организации, указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;

– принять иные необходимые меры по организации и обеспечению  надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

В ст. 228.1 ТК РФ содержит подробный  перечень специально уполномоченных органов, которым работодатель должен немедленно сообщить о произошедшем несчастном случае.

Для расследования несчастного случая на производстве приказом работодателя создается комиссия (не менее трех человек), в состав которой включаются:

— специалист по охране труда;

— представители работодателя;

— представители профсоюзного органа;

— уполномоченный по охране труда.

Комиссию возглавляет  работодатель или уполномоченный им представитель. В расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

 Для расследования группового  несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая  на производстве, несчастного случая  на производстве со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае, когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.

При групповом  несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа.

Расследование несчастного случая (в том числе  группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

По каждому несчастному случаю на производстве потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня, оформляется  акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах. При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно.

В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.

Акт о несчастном случае на производстве подписывается членами комиссии, утверждается работодателем и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

Работодатель (уполномоченный им представитель) в трехдневный срок после утверждения  акта о несчастном случае на производстве обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом — родственникам либо доверенному лицу погибшего (по их требованию). Второй экземпляр акта о несчастном случае вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве.

 

Глава 14. Защита трудовых прав работников

§1. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства

В современном правовом государстве  недостаточно просто провозгласить  какое-то право. Необходимо также обеспечить и гарантировать его реализацию с помощью системы различных мер, в том числе принудительных. Такие меры должны в первую очередь обеспечивать защиту установленных прав от нарушений.

В рамках трудового права возникает  необходимость защитить в первую очередь трудовые права работника. Конечно, это не значит, что трудовые права работодателя не защищаются государством. Однако в силу специфики трудовых отношений, в рамках которых работник находится в подчинении работодателя, именно права и законные интересы работника нуждаются в особых мерах защиты.

Защиту трудовых прав работника можно определить как совокупность осуществляемых работником (непосредственно либо через представителей) и управомоченными на то органами в установленном законодательством порядке мер по пресечению и предотвращению нарушений трудового законодательства со стороны работодателя, а также по возмещению понесенного вследствие таких нарушений ущерба.

Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников указаны в ст. 235 ТК РФ. К ним относятся:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными  союзами;

государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

судебная защита52.

Государственный контроль и надзор являются основными способами обеспечения  соблюдения трудового законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Среди специальных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, следует в первую очередь указать Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. При этом до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации собственно государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда.

Государственные инспекторы труда инспектируют на всей территории Российской Федерации любых  работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Наряду с федеральной  инспекцией труда государственный  надведомственный контроль и надзор осуществляют и иные государственные органы. Так, государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами53; государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах, проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности – Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору54.  Хотя напрямую надзорные полномочия этих органов не связаны с проверкой соблюдения трудового законодательства, они затрагивают, в том числе, и сферу охраны труда.

Полномочия по осуществлению  контроля и надзора федеральными органами исполнительной власти и права проверяемых образнизаций определены Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"55.

Информация о работе Лекции по "Трудовому праву"