Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 12:12, курс лекций
Глава 1. Трудовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
Глава 3. Правоотношения в сфере труда
...
Глава 17. Коллективные трудовые споры
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, в нем должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
§5. Порядок
расследования и учета
В настоящее время порядок учета и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний достаточно подробно регламентируется ТК РФ.
Прежде всего, ст. 227 ТК РФ устанавливает, что расследованию и учету подлежат все несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами. В частности к таким лицам относятся не только работники, выполняющие работу по трудовому договору, но и студенты, учащиеся образовательных учреждений, проходящие производственную практику в организациях, лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации, а также другие лица, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
К несчастным случаям на производстве относятся не только травмы, наступившие непосредственно при выполнении трудовых обязанностей, но и если они произошли в течение рабочего времени на территории организации или вне ее (в том числе во время установленных перерывов), при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем, при следовании к месту служебной командировки и обратно и т.п. (ст. 227 ТК РФ).
Причинами несчастного случая на производстве могут быть травма (в том числе нанесенная другим лицом), острое отравление, тепловой удар, ожог; обморожение, поражение электрическим током, молнией, излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными и т. п.
При несчастном случае на производстве работодатель, прежде всего, обязан:
– немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
– принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
– сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
– немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
– принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
В ст. 228.1 ТК РФ содержит подробный перечень специально уполномоченных органов, которым работодатель должен немедленно сообщить о произошедшем несчастном случае.
Для расследования несчастного случая на производстве приказом работодателя создается комиссия (не менее трех человек), в состав которой включаются:
— специалист по охране труда;
— представители работодателя;
— представители профсоюзного органа;
— уполномоченный по охране труда.
Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. В расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.
Для расследования группового
несчастного случая на
По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае, когда законный представитель или иное доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель (его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию законного представителя или иного доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, - руководитель этого территориального органа.
Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.
По каждому несчастному случаю на производстве потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня, оформляется акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах. При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно.
В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
Акт о несчастном случае на производстве
подписывается членами
Работодатель (уполномоченный им представитель) в трехдневный срок после утверждения акта о несчастном случае на производстве обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом — родственникам либо доверенному лицу погибшего (по их требованию). Второй экземпляр акта о несчастном случае вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве.
§1. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
В современном правовом государстве недостаточно просто провозгласить какое-то право. Необходимо также обеспечить и гарантировать его реализацию с помощью системы различных мер, в том числе принудительных. Такие меры должны в первую очередь обеспечивать защиту установленных прав от нарушений.
В рамках трудового права возникает необходимость защитить в первую очередь трудовые права работника. Конечно, это не значит, что трудовые права работодателя не защищаются государством. Однако в силу специфики трудовых отношений, в рамках которых работник находится в подчинении работодателя, именно права и законные интересы работника нуждаются в особых мерах защиты.
Защиту трудовых прав работника можно определить как совокупность осуществляемых работником (непосредственно либо через представителей) и управомоченными на то органами в установленном законодательством порядке мер по пресечению и предотвращению нарушений трудового законодательства со стороны работодателя, а также по возмещению понесенного вследствие таких нарушений ущерба.
Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников указаны в ст. 235 ТК РФ. К ним относятся:
самозащита работниками
защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
государственный надзор и контроль
за соблюдением трудового
судебная защита52.
Государственный контроль и надзор
являются основными способами
Среди специальных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, следует в первую очередь указать Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. При этом до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации собственно государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда.
Государственные инспекторы труда инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Наряду с федеральной
инспекцией труда государственный
надведомственный контроль и надзор осуществляют и иные
государственные органы. Так, государственный
санитарно-эпидемиологический надзор
за соблюдением организациями санитарно-гигиенических
и санитарно-
Полномочия по осуществлению контроля и надзора федеральными органами исполнительной власти и права проверяемых образнизаций определены Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"55.