Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:24, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть порядок разрешения коллективных трудовых споров как закономерного процесса социально-трудовых и смежных с ними иных правоотношений.
Задачи:
- определить различие и общность в понятиях: «трудовой спор», «коллективный трудовой спор»;
- рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую коллективный трудовой спор;
- выделить классифицирующие признаки коллективного трудового спора;
- определить субъектов данных правоотношений, их права и обязанности в процессе разрешения коллективного трудового спора;
- определить законодательно закрепленные стадии разрешения коллективного трудового спора;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
1.1. Понятие и законодательная база коллективного трудового спора………………………………………………………………………………5
1.2. Основные классифицирующие признаки коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………….7
2.ЭТАПЫ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
2.1. Примирительный характер разрешения коллективных трудовых споров……………………………………………………………………………11
2.1.1.Разрешение коллективных трудовых споров примирительной комиссией………………………………………………………………………..13
2.1.2.Разрешение коллективных трудовых споров с участием посредника……………………………………………………………………….15
2.1.3.Разрешение коллективных трудовых споров трудовым арбитражем……………............................................................................................15
2.2. Забастовка………………………………………………………..……….....17
2.3. Ответственность сторон при нарушении порядка проведения
коллективных трудовых споров и забастовок. Прокурорский надзор……................................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………................31
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность «Юриспруденция». Ю(030501.63)/3
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Трудовое право.
Тема: Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров.
Выполнила:
Студентка 2 курса, группа 3209044018
сокращенная форма г.Нефтеюганск,
4 семестр
№ зачетной книжки 32090096
Королева Светлана Ивановна,
г.Нефтеюганск, 13мкр., д.1, кв.43,
место работы: МУ «Центр молодежных инициатив».
должность: директор.
Тюмень, 2011г.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
1.1. Понятие и законодательная база
коллективного трудового спора…………………………………………………………………
1.2. Основные классифицирующие
2.ЭТАПЫ И ПОРЯДОК
РАССМОТРЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ
2.1. Примирительный характер разрешения
коллективных трудовых споров………………………………………………………………
2.1.1.Разрешение коллективных
2.1.2.Разрешение коллективных
2.1.3.Разрешение коллективных
2.2. Забастовка……………………………………………………
2.3. Ответственность сторон при нарушении порядка проведения
коллективных трудовых споров и
забастовок. Прокурорский надзор……......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Коллективные трудовые споры тесно связаны с историей рабочего движения за улучшение условий труда и быта трудящихся. Однако законодательство развитых стран вплоть до 50-х годов XX в. не регулировало порядок разрешения коллективных трудовых споров. Советское трудовое законодательство до 1990 года также не уделяло внимание данной проблеме, поскольку собственность на средства производства принадлежала государству и коллективные трудовые споры возникали очень редко.1
Актуальность выбранной темы заключается в том, что правовое регулирование порядка разрешения коллективных трудовых споров – это не только сфера правовая, но и социально значимая в масштабах всего российского государства. Общий уровень социально-правовой защищенности работающей части населения, а, следовательно, и стабильность всего общества в целом зависят от урегулированного и отработанного в правоприменительной практике механизма урегулирования коллективного трудового спора. Следовательно, объектом исследования данной работы являются коллективные трудовые споры. Предметом исследования - порядок рассмотрения коллективных трудовых споров.
Цель данной работы - рассмотреть порядок разрешения коллективных трудовых споров как закономерного процесса социально-трудовых и смежных с ними иных правоотношений.
Задачи:
- определить различие и общность в понятиях: «трудовой спор», «коллективный трудовой спор»;
- рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую коллективный трудовой спор;
- выделить классифицирующие признаки коллективного трудового спора;
- определить субъектов
данных правоотношений, их права
и обязанности в процессе
разрешения коллективного
- определить законодательно
закрепленные стадии
- показать, какие санкции
могут примениться
Для решения поставленных задач был применен системный (структурный) метод исследования, предусматривающий изучение порядка разрешения коллективных трудовых споров как сложной системы правовых норм различных отраслей права в части трудовых и тесно связанных с ними иных правоотношений; а так же такие общенаучные методы как: диалектический (процесс правового регулирования коллективных трудовых споров дан в развитии и тесной взаимосвязи не только с трудовым, но и с другими отраслями права); и формально-логический (в ходе работы с нормативно-правовым и теоретическим материалом были применены такие формы как понятие, суждение, умозаключение).
Были применены следующие приемы познания: анализ нормативно-правовых, научных, научно-публицистических источников по проблеме исследования; синтез, выявленных в ходе анализа, основных закономерностей в общеправовой системе, регулирующей весь процесс коллективных трудовых споров, классифицируя их по видам, понятиям и категориям, а также конкретизируя их на трудовых и тесно связанных с ними иных видах правоотношений между субъектами коллективного трудового спора.
Проблемой коллективных трудовых споров занимались следующие исследователи: В.Н. Толкунова, С.Б. Цветков, Бугров Л.Ю., Лазарев В.Ф., Патраков М.В., Викторов И.С., Терентьева Е.В. и другие. В данной работе использованы правовые источники, материалы тематической литературы, периодических изданий.
1.КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
1.1. Понятие и законодательная база коллективного трудового спора.
В 1989 г. с принятием Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»2, в советском законодательстве появилось понятие «трудовой спор (конфликт)».
Трудовые споры, представляющие особую категорию трудового права, определяются в ТК РФ3 как неурегулированные разногласия двух видов: I) между работодателем и отдельным работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении. индивидуальных условий труда) индивидуальный трудовой спор; 2) между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации – коллективного трудового спора.
Таким образом, трудовой спор -«…поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и трудовых (коллективных) договоров и соглашений»4.
Сторонами коллективного трудового спора всегда являются коллективные субъекты: работодатель (его представители) — с одной стороны и коллектив работников или представительный орган работников — с другой.
Российское законодательство о коллективных трудовых спорах: - Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»5; - Конституция РФ6 в 1993г., ст. 37; -ФЗ от 23 ноября 1995 г, № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»7;- Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (Гл. 61 ТК РФ «Рассмотрение коллективных трудовых споров»); - Постановления Министерства труда и социального развития РФ: постановление «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией» от 14 августа 2002 г. № 57;8 постановление «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника» от 14 августа 2002 г. № 58;9 постановлением «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже" от 14 августа 2002 г. № 59.10
В 2004 г. Минтруд РФ ликвидирован, и его функции в части контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы были возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд РФ).
Понятие коллективного трудового спора в отечественной юридической практике было сформировано только в 90-е годы ХХ в. В Законе РФ о коллективных трудовых спорах было дано следующее определение: «Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений» (п. 1 ст. 2). Статья 398 ТК, закрепляя это понятие, дополнила его словами «а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации». Эти, заложенные в определении понятия, принципы и стали основополагающим при выявлении основных классифицирующих признаков коллективного трудового спора.
1.2. Основные классифицирующие признаки коллективных трудовых споров.
Из приведенного ст. 398
ТК РФ определения понятия коллективн
1. Коллективный характер. Проявляется в том, что: - во-первых, обе стороны коллективного трудового спора являются, как правило, коллективными субъектами (исключение составляют случаи, когда работодателем является физическое лицо); - во-вторых, в таком споре отстаиваются коллективные, а не индивидуальные интересы. От имени работников вправе выступать их представители, определенные ст. 29—31 ТК РФ. На уровне организации это могут быть как первичная профсоюзная организация, так и иные представители, избираемые работниками.
2. Особый предмет разногласий.11 «Предметом коллективного трудового спора являются законные интересы и права объединенных в трудовые коллективы работников»12. Т.е. Предмет коллективного трудового спора неоднороден по своему составу, поскольку ст.398 ТК РФ называет три категории вопросов, которые могут стать предметом разногласий между работниками и работодателями: 1) установление и изменение условий труда (включая заработную плату). Законодатели имеют в виду те условия труда, которые установлены или могут быть установлены самим работодателем (например, режим работы или размеры доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных); 2) заключение, изменение и выполнение коллективных договоров и соглашений по вопросам социально-трудовых отношений. Если в ходе переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, составляется протокол разногласий (ст. 38 ТК РФ), который является началом коллективного трудового спора; 3) отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях. Данный вид спора может возникнуть только на уровне организации.
Таким образом, коллективный трудовой спор возникает между коллективными участниками (хотя бы одной его стороной является коллектив) и направлен на защиту тех прав работников, которые связаны с их участием в правовом регулировании трудовых отношений и реализации норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования13.
Все коллективные трудовые
споры можно также
По характеру спора различают: 1)споры работников с работодателями или их представителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. Таких коллективных споров абсолютное большинство. К ним относятся и споры при коллективных переговорах о коллективных договорах и соглашениях; 2) споры работников с работодателями (или их представителями) по поводу выполнения коллективных договоров и соглашений. Это так называемые споры права. Споры права могут возникнуть лишь на уровне организации, поскольку обязательства по соблюдению условий как коллективного договора, так и соглашения несут конкретные работодатели, а не их представители на коллективных переговорах.
По правоотношениям, из которых возникают коллективные трудовые споры, различают: 1) споры из правоотношения коллектива работников с работодателем (его представителем); 2) споры из правоотношения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников с работодателем (его представителем); споры из правоотношений социальных партнеров выше уровня организации: а) Российской Федерации; б) субъекта Российской Федерации; в) территории; г) отрасли; д) профессии.
Сторонами в коллективном трудовом споре являются коллективы, объединения работников и работодатели, их объединения в лице соответствующих представителей в зависимости от уровня социально-партнерских правоотношений: в организации, на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном, территориальном уровне.
Согласно статье 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками. Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право, в соответствии со статьей 30 ТК РФ, уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
Представителями работодателя, согласно статье 33 ТК РФ, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. При этом в упомянутом выше ФЗ от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» отсутствовало само понятие работодателя. Речь шла об организациях и гражданах - предпринимателях. Правовой статус первых определен в гл. 4 ГК РФ15 «Юридические лица»), вторых - в ст. ст. 23 - 25 ГК РФ. Отсутствие четкости в определении понятия работодателя породило множество проблем на практике. Например, может ли коллективный трудовой спор возникнуть на уровне отрасли и кто должен признаваться стороной такого спор? По-видимому, когда разногласия обнаруживаются по поводу заключения или изменения отраслевого тарифного соглашения, то одной из сторон спора в этом случае будут работодатели отрасли, а их представителями - полномочные органы объединения работодателей или иной уполномоченный работодателями орган, которым может быть и министерство.
Информация о работе Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров