Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:24, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть порядок разрешения коллективных трудовых споров как закономерного процесса социально-трудовых и смежных с ними иных правоотношений.
Задачи:
- определить различие и общность в понятиях: «трудовой спор», «коллективный трудовой спор»;
- рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую коллективный трудовой спор;
- выделить классифицирующие признаки коллективного трудового спора;
- определить субъектов данных правоотношений, их права и обязанности в процессе разрешения коллективного трудового спора;
- определить законодательно закрепленные стадии разрешения коллективного трудового спора;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
1.1. Понятие и законодательная база коллективного трудового спора………………………………………………………………………………5
1.2. Основные классифицирующие признаки коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………….7
2.ЭТАПЫ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
2.1. Примирительный характер разрешения коллективных трудовых споров……………………………………………………………………………11
2.1.1.Разрешение коллективных трудовых споров примирительной комиссией………………………………………………………………………..13
2.1.2.Разрешение коллективных трудовых споров с участием посредника……………………………………………………………………….15
2.1.3.Разрешение коллективных трудовых споров трудовым арбитражем……………............................................................................................15
2.2. Забастовка………………………………………………………..……….....17
2.3. Ответственность сторон при нарушении порядка проведения
коллективных трудовых споров и забастовок. Прокурорский надзор……................................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………................31
Право граждан на забастовку является признанным и гарантированным только в том случае, когда его используют в качестве способа урегулирования трудового конфликта. Данное право, как и любое другое конституционное право, может быть ограничено в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (например, в соответствии с Законом о чрезвычайном положении)36.
В РФ законодательством предусмотрена возможность проведения двух видов забастовок: основная – работники прекращают трудовую деятельность и покидают свои рабочие места; предупредительная – ее продолжительность не должна превышать одного часа.37 Первая форма забастовок наиболее распространена. Вторая является особой акцией, демонстрирующей готовность работников добиться удовлетворения своих требований. Она может быть объявлена во время проведения примирительных процедур, но не ранее чем после пяти календарных дней действия примирительной комиссии. О ней работодателя предупреждают в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, должен обеспечить минимум необходимых работ и услуг.
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора38. Данный орган имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию но вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Кроме того, данный орган вправе приостановить забастовку. В этом случае для ее возобновления не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Необходимо лишь предупредить работодателя о возобновлении забастовки не позднее чем за три рабочих дня39.
Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) и не имеет права препятствовать его проведению.40 Однако если не возможно провести собрание (конференцию), представительный орган работников вправе утвердить свое решение о проведении забастовки, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
В решении об объявлении забастовки указываются41: а)перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки; б) дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников; в) наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; г) предложения по минимуму необходимых работ (услуг), наполняемых в организации или ее обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.
Срок предупреждения составляет 10 календарных дней, а в случае предупредительной забастовки - 3 рабочих дня. Данное правило введено для смягчения неблагоприятных экономических последствий забастовки. Порядок объявления забастовки четко урегулирован статьей 410 ТК РФ. Условие об обязательном предупреждении работодателя и о его сроке является одним из важнейших элементов порядка объявления забастовки. Несоблюдение данного требования может повлечь признание забастовки незаконной.
ТК предусматривает перечень сведений, обязательных для включения в решение. К их числу относится описание предмета спора, то есть разногласий сторон, являющихся основанием для проведения забастовки. Следует отметить, что на этапе объявления забастовки требования работников не могут быть изменены или дополнены. Это те разногласия, по поводу которых стороны не смогли прийти к соглашению в ходе примирительных процедур.
Решение об объявлении забастовки считают принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции) работников. Необходимо заметить, что забастовка побуждает работодателя к новому раунду переговоров.
Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязан принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Особо следует подчеркнуть, что в организациях, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг). Порядок утверждения такого минимума определен постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 901. Это положение содержится в статье 412 ТК РФ. Комитет по свободе объединения Международной Организации Труда справедливо считает, что право на забастовку не может рассматриваться как абсолютное право: оно может не только быть объектом общего запрета в исключительных обстоятельствах, но и регламентироваться положениями, определяющими условия осуществления этого основного права или ограничивающими его осуществление42.
Законодатель предусматривает
определенные гарантии прав работников
в связи с проведением
Работодатель обязан выплачивать заработную плату работникам, занятым выполнением обязательного минимума работ (услуг) независимо от их участия в забастовке.
В процессе урегулирования
коллективного трудового спора,
включая проведение забастовки, запрещается
локаут44 — увольнение работников по инициативе
работодателя в связи с их участием в споре
или в забастовке. В случае незаконного
увольнения работников работодатели или
их представители
могут привлекаться к административной
ответственности путем наложения штрафа
в размере от 40 до 50 МРОТ.
Еще одно важное право -статья 401 ТК РФ: «Работники имеют право в установленном федеральном законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки».
В соответствии со статьей 55 Конституции РФ и статьей 413 ТК РФ являются незаконными и не допускаются забастовки: 1) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер:-в органах и организациях Вооруженных сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; -в правоохранительных органах;-в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
2) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Запрещены забастовки для государственных служащих, согласно ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" 45.
Исходя из положений ст.ст. 412 - 413 ТК РФ забастовка так может быть признана незаконной, если не соблюдены некоторые процедурные моменты: -
если не соблюдены
обязательные примирительные процедуры
при разрешении коллективного трудового
спора (примирительная комиссия, трудовой
арбитраж) - кроме случаев, когда работодатель
уклоняется от примирительных процедур;
-если не соблюдена процедура объявления
забастовки не предупрежден работодатель
или предупрежден с нарушением
десятидневного срока, если решение о
проведении забастовки
не было утверждено на общем собрании
или конференции работников);- при необеспечении,
минимума необходимых работ (услуг)46.
Решение о признании забастовки незаконной принимается только судами обшей юрисдикции субъектов РФ, доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку. В случае неисполнения данной обязанности работники могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, а представительный орган работников, объявивший забастовку и не прекративший ее, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.
Помимо признания забастовки незаконной, трудовое законодательство предусматривает возможность ее отложения или приостановления. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд в праве отложить на срок до 30 дней неначавшуюся забастовку, а начавшуюся — приостановить на тот же срок47. В случаях, когда забастовка не может быть проведена в соответствии с требованиями ТК РФ, создается трудовой арбитраж, и его решение имеет для сторон обязательную силу (ст. 404 ТК РФ).
В РФ в 2000-е годы число забастовок резко снизилось. По данным Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) в 2005 году в забастовках участвовали более 2,5 тысячи предприятий и 84,6 тысячи работников, в 2006 году - восемь организаций и 1,2 тысячи работников. За весь 2008 год в России официально состоялось четыре забастовки с участием 1,9 тысячи человек, в 2009 года прошла одна забастовка, в которой участвовали всего десять человек. Как свидетельствуют материалы органов контроля и прокурорские проверки в регионах, по-прежнему основной причиной забастовок работников предприятий и организаций остается несвоевременная выплата заработной платы.
Главная задача законодателей заключается в том, чтобы не подавлять силовым путем протестное рабочее движение, а создать такой механизм социального партнерства, который позволит предотвращать конфликты в социально-трудовых отношениях на ранних стадиях, стимулируя стороны к конструктивному сотрудничеству, достижению компромисса путем взаимных уступок.
2.3. Ответственность
сторон при нарушении порядка
проведения коллективных
Согласно статистическим данным, нарушения трудового законодательства ежегодно составляют 60-70% от числа выявляемых прокурорами нарушений в сфере соблюдения прав человека и гражданина.
Так источниками информации о нарушениях, связанных с рассмотрением коллективных трудовых споров, могут быть жалобы и заявления как представительного органа работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), возглавляющего забастовку и уполномоченного на разрешение коллективного трудового спора, так и выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации, поступившие в прокуратуру, материалы территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров Роструда России, данные статистических органов и отчетные сведения об участии в рассмотрении коллективных трудовых споров государственных инспекций труда в субъектах РФ, сообщения средств массовой информации.
Юридическая ответственность за нарушение норм законодательства о коллективных трудовых спорах (в том числе норм законодательства о забастовках) предусмотрена статьями 416-417 ТК РФ и статьями 5.32-5.34 КоАП РФ. За нарушение законодательства в сфере разрешения коллективных трудовых споров виновные привлекаются к административной ответственности в форме административного штрафа, размеры, которого варьируются от 10 до 40 МРОТ. В силу ч. 1 ст.417 ТК РФ работники, не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины. Виды дисциплинарных взысканий в отношении работников, порядок их применения и снятия регламентированы статьями 192-194 ТК РФ. Согласно ч. 2 ст. 417 ТК РФ, представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств, в размере, определенном судом. Ст. 5.34 КоАП РФ предусмотрено правонарушение - увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, за которое на работодателя налагается административный штраф в размере от 40 до 50 МРОТ.
Уголовная ответственность по нормам ТК РФ в части коллективных трудовых споров наступает за нарушение положений ст.409 ТК РФ – «Право на забастовку». Определением ВС РФ от 17 февраля 2006 г.48 разъясняются права работников на забастовку и положения о незаконности забастовок: «Незаконными являются и не допускаются забастовки в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, в том случае, если проведение забастовок создает (может создать) угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей».49 Т.е. при наступлении перечисленных последствий для субъектов, нарушающих данные положения, наступает ответственность в соответствии с нормами Уголовного кодекса РФ.50
Информация о работе Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров