Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть порядок разрешения коллективных трудовых споров как закономерного процесса социально-трудовых и смежных с ними иных правоотношений.
Задачи:
- определить различие и общность в понятиях: «трудовой спор», «коллективный трудовой спор»;
- рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую коллективный трудовой спор;
- выделить классифицирующие признаки коллективного трудового спора;
- определить субъектов данных правоотношений, их права и обязанности в процессе разрешения коллективного трудового спора;
- определить законодательно закрепленные стадии разрешения коллективного трудового спора;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
1.1. Понятие и законодательная база коллективного трудового спора………………………………………………………………………………5
1.2. Основные классифицирующие признаки коллективных трудовых споров…………………………………………………………………………….7
2.ЭТАПЫ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
2.1. Примирительный характер разрешения коллективных трудовых споров……………………………………………………………………………11
2.1.1.Разрешение коллективных трудовых споров примирительной комиссией………………………………………………………………………..13
2.1.2.Разрешение коллективных трудовых споров с участием посредника……………………………………………………………………….15
2.1.3.Разрешение коллективных трудовых споров трудовым арбитражем……………............................................................................................15
2.2. Забастовка………………………………………………………..……….....17
2.3. Ответственность сторон при нарушении порядка проведения
коллективных трудовых споров и забастовок. Прокурорский надзор……................................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………29
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………................31

Файлы: 1 файл

Курсовая трудовое право.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

 При поступлении  в органы прокуратуры данных  о нарушенном праве, прокурором производятся следующие действия: -с учетом полученных данных о состоянии законности прокурор определяет объект и характер проверки;-

 намечает перечень  основных вопросов, подлежащих выяснению;- решает вопрос о привлечении к проверке соответствующих специалистов, прежде всего из территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров, из государственных инспекций труда в субъектах РФ, представителей профессиональных союзов.

Прокурорский надзор за соблюдением законодательства в сфере коллективных трудовых споров осуществляется  в соответствии с ФЗ «О прокуратуре в РФ» от 17 января 1992 г. № 2202-151 в части не противоречащей действующему трудовому законодательству, а также ч.4 ст.353 ТК РФ: «Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом».

 Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры руководствуются приказом Генерального прокурора РФ «О порядке представления в органы прокуратуры РФ специальных донесений о чрезвычайных происшествиях, преступлениях и иной обязательной информации" от 5 мая 1997 г. № 20 (в редакции от 27 октября 1998 г. № 73)52, в соответствии с которым обязаны информировать о забастовках на железнодорожном, воздушном или водном транспорте, повлекших прекращение деятельности аэропорта, станции, порта или отдельного участка основных транспортных магистралей.

Прокуроры чаще всего намечают и выясняют в ходе проверки вопросы о соответствии процедуры разрешения коллективных трудовых споров ТК РФ (ст.399- 467 ТК РФ), не нарушались ли права сторон – работников и работодателей (ст.407-415 ТК РФ),

Выявляются нарушения  законов путем получения объяснений у представителей работников организации и работодателя (его представителя), ознакомления с документацией по конкретному коллективному трудовому спору, находящейся как непосредственно на предприятии, учреждении или в организации (протоколы представителей сторон коллективного трудового спора, примирительных органов и органа, возглавляющего забастовку), так и в территориальных органах Роструда России.

Акты прокурорского реагирования применяются прокурорами в основном:

1)на решение об объявлении  незаконной забастовки, принятое  собранием (конференцией) работников  организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников или профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов); 2)на незаконные приказы работодателя об увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также на незаконные приказы о ликвидации или реорганизации организации, филиала, представительства в процессе урегулирования коллективного трудового спора; на не законные приказы о дисциплинарных взысканиях, применявшихся к работникам, в связи с проведением забастовки; 3) на некоторые приказы о дисциплинарных взысканиях, применявшихся к работникам, в связи с проведением забастовки.

Таким образом, в настоящее  время весь комплекс правовых норм, зафиксированных в различных  правовых актах РФ, субъектов РФ, территориальных органов исполнительной власти, муниципальных образований и локальных актах предприятий и организаций и т.д. должны соответствовать нормам Международного права, в частях, ратифицированных РФ, высшему законодательному акту РФ – ее Конституции, и основным законодательным актом, регулирующим основные положения трудовых и тесно с ними связанных иных правоотношений.

Трудовой кодекс РФ и  другие законодательные акты на данный момент достаточно полно описывают  этапы и порядок разрешения коллективных  трудовых споров, а также наступающую в случае нарушения данных положений и прав сторон ответственность не только в административном, но и в уголовном порядке.

 

 

 

 

 

 

Рассматривая вопрос о порядке разрешения коллективных трудовых споров можно сделать определенные выводы:

- существующая в настоящее время законодательная база включает разработанный механизм реализации сторонами своих прав и обязанностей в части разрешения коллективных трудовых споров;

 -ориентируясь на приоритет социального партнерства, а не на конфронтацию, законодатель предлагает сторонам возможного конфликта урегулировать многие вопросы еще на стадии заключения коллективных договоров;

-стороны коллективного договора должны не только реализовывать свои права, но и знать свои обязанности, не уклоняться  от них, а также и от примирительных процедур, которые позволят трудовому конфликту не перерасти в коллективный трудовой спор, и, тем более, в забастовку;

- на случай перерастания коллективного трудового спора в забастовку законодательно закрепляются механизмы ее проведения, ограничиваются или прямо запрещаются те или иные действия проводящих ее сторон, а также регулируются вопросы признания забастовки незаконной;

-в законодательстве РФ сформулированы основные принципы, позволяющие избегать забастовки как крайней меры разрешения трудового коллективного спора, а при неизбежности ее проведения очерчены правовые рамки, нарушение которых влечет дисциплинарную, административную, а в не которых случаях, и уголовную ответственность сторон;

-законодательно прописаны не только механизмы проведения коллективных трудовых споров, но и также закреплены те органы, которые реализуют эти механизмы на различных стадиях: от примирительных комиссий на стадии примирительных процедур, до прокурорского надзора в случае нарушения прав и норм права при их проведении и т.д.

В тоже время, следует  отметить, что в полном объеме законодательство не охватывает все вопросы, регулирующие трудовые и смежные с ними правоотношения. Так в настоящее время остается актуальной проблема совершенствования системы досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав. Ряд исследователей указывают на необходимость создания качественно нового органа защиты трудовых прав и законных интересов субъектов трудового права, основанного на социально-партнерских началах. Так А.А. Шепелева53 видит в качестве такого органа т.н. «государственный трудовой арбитраж», который реализует идею социального партнерства, поскольку рассматривать трудовой спор (как коллективный так и индивидуальный) будут три участника -представители работодателя и работников, а также независимый профессиональный судья (арбитр) как представитель власти.

Другой острый вопрос современного трудового права в сфере трудовых конфликтов обнажили прокатившиеся в 2007-2010 гг. по странам Евросоюза массовые забастовки работников различных сфер: общественного транспорта; медицинских работников, авиационных работников и др., т.е. актуальным остается вопрос об ограничении права на забастовку.  В частности, существует необходимость в выработке пределов ограничения права на забастовку во избежание злоупотребления ими работниками, а также защиты интересов общества и государства.  В данном случае не происходит сужения объема права, а имеет место уточнение его содержания, обозначения границ, с которыми связано действие этого правила.

В настоящее время большую роль в профилактике трудовых конфликтов играет развитие социального партнерства. Нами в ходе данной работы была отмечена явная тенденция снижения забастовочного движения в РФ, т.е. предпринятые законодательной властью шаги на пути развития социального партнерства дало свои позитивные результаты. Так главной целью социального партнерства стала не конфронтация, а конструктивный диалог на основе равноправия и уважения. В.В. Путин отметил, что «…социальное партнерство может быть успешным только при учете интересов всех сторон».54 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ООН  от 16.12.1966 г.// http://www.conventions.ru/view_base.php?id=103
  2. Конституция Российской Федерации  - М: Инфра, 2003 г.
  3. Федеральным законом от 23 ноября 1995 г, № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=8489
  4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изм. и дополн.) // http://base.garant.ru/12123122/
  5. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51ФЗ// http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями)// http://base.garant.ru/12123122/
  7. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями и доп.) // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/
  8. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями и доп.)// http://www.consultant.ru/popular/ukrf/
  9. Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 9 октября 1989 г. (в ред. от 20 мая 1991 г). // http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1758
  10. ФЗ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой  кодекс РФ, признании не действующими на территории РФ некоторых нормативных актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» // http://base.garant.ru/12148079/
  11. ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (ред. от 11.07.2011) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116643;fld=134;dst=4294967295;from=97557-0
  12. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изм. и дополнениями) // http://www.rg.ru/2001/06/02/chp-dok.htm
  13. ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ( с изменениями и дополнениями)// http://www.consultant.ru/popular/prosec/
  14. ФЗ от 12 декабря 1996 г. «О профсоюзных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // http://base.garant.ru/10105872/
  15. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» // http://www.referent.ru/1/1270
  16. Указ Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов власти» // http://base.garant.ru/186816/
  17. Постановление Минтруда РФ от 14.08.2002 № 57 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией» // Бюллетень Минтруда РФ.-  2002. - № 8.
  18. Постановление Минтруда РФ от 14.08.2002 № 58 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника» // Бюллетень Минтруда РФ. - 2002. - № 8.
  19. .Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»                    // Российская газета – 2005. - 30 сентября.
  20. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» // Российская газета – 2004 – 9 апреля. 
  21. Постановление Минтруда РФ от 14.08.2002 № 59 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже» // Бюллетень Минтруда РФ.-  2002. -  № 8.
  22. Приказ Генерального прокурора РФ «О порядке представления в органы прокуратуры РФ специальных донесений о чрезвычайных происшествиях, преступлениях и иной обязательной информации" от 5 мая 1997 г. № 20 (в редакции от 27 октября 1998 г. № 73) // Российская газета – 1997. – 11 мая.
  23. Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 // http://base.garant.ru/12135990/
  24. Рекомендации Минтруда России «Об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией»  от 14 августа 2002 г. // http://www.trudsud.ru/ru/docs/legislation/recomendation_1
  25. Рекомендации Минтруд России   «Об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже» от  14 августа 2002 г. // http://www.trudsud.ru/ru/docs/legislation/recomendation_3
  26. Определение Верховного Суда РФ от 17 февраля 2006 г. № 60-Г06-3.// http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12046279/
  27. Киселев И.Я. Трудовое право России, Историко-правовое исследование. – М.:НОРМА-М, 2001. – 369 с.
  28. Понизова Е.В. Институт гражданства и административно-правовой статус гражданина / Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития) – М.: Изд-во «Юрайт», 2003. – 169 с.
  29. Толкунова В.Н. Трудовые споры и порядок их разрешения. – М. : Знание, 1999. - С. 119.
  30. Лазарев В.Ф. Информация «О коллективных трудовых спорах (забастовках) в Российской Федерации» за 1998 г.- Текущий архив Департамента по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития за 1998  – 1999 гг. – С.45.
  31. Нуртдинова А. Ф., Чиканова Л. А. Практика применения законодательства о труде: Научно-практическое пособие. - М. : Юрайт, 2000. – 486 с.
  32. Комментарий к ТК РФ / Отв. ред. Орловский Ю.П. // http://www.alliance-yar.com/load/kommentarij_k_tk_rf_2009g/2-1-0-147
  33. Нуртдинова А.Ф. Комментарий к закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» -  М. : Изд-во «НОРМА-М», 2001. – 287 с.
  34. Толкунова В.Н. Трудовое право России. Курс лекций.  – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 320 с.
  35. Трудовое право России: Учебник / Под ред. Куренного А.М. – М. : Юристъ, 2006. – 493 с.
  36. Трудовое право. Курс лекций / Под ред. Цветкова С.Б. – М. : Омега-Л, 2005. – 256 с.
  37. Анисимов Л.Н., Анисимова А.Л. Социальное партнерство в сфере труда и социальная защита населения  // Трудовое право. - 2002. - № 5. - С.7
  38. Бородин И.Н. Общие понятия социального партнерства // Трудовое право. – 2003. - № 2. – С. 5-8.
  39. Бугров Л.Ю. Понятие и классификация коллективных трудовых соглашений в российском трудовом праве.  // Государство и право - 2002 - №4 - С.39.
  40. Викторов И.С., Терентьева Е.В. О правовом регулировании и прокурорском надзоре за исполнением законодательства о рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров. // «Трудовое право» - 2007 - №6 – С.40.
  41. Выступление В.В. Путина на заседании Генерального Совета ФНПР // Солидарность. - 2000. - №7. - С.1-2.
  42. Герасимова Е.С. Рассмотрение дел о признании забастовки незаконной.  // Журнал российского права - 1997. - № 12. - С.7
  43. Ершов В.В., Каллистратов Р.Ф., Денисенко Ю.В. Внесудебное и судебное урегулирование споров с использованием примирительных процедур  // Российское правосудие. - 2006. -  № 2. - С.40-43
  44. Основные направления эффективности внесудебной защиты трудовых прав и законных интересов, или к вопросу о необходимости формирования комиссии по трудовым ссорам. // «Трудовое право» - 2007 - №8 – С.10-19.
  45. Патракова М.В. Проблемы урегулирования трудовых споров и разрешения социальных конфликтов // «Юрист» - 2003 - №12 – С.23.

1 Трудовое право России: Учебник / Под ред. А.М. Куренного. – М. : Юристъ, 2006. - С.447.

2 Закон СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 9 октября 1989 г. (в ред. от 20 мая 1991 г). // http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1758

3 ст. 381 и 398 ТК РФ.

4 Трудовое право. Курс лекций / Под ред. С.Б.Цветкова. – М.: Омега-Л, 2005. - С.230.

5 Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» // http://www.referent.ru/1/1270 -утратил силу

6 Конституция Российской  Федерации // М: Инфра, 2003 г .

7 Федеральным законом от 23 ноября 1995 г, № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=8489 – утратил силу

8 Постановление Минтруда РФ от 14.08.2002 № 57 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией» // Бюллетень Минтруда РФ.-  2002. - № 8.

9 Постановление Минтруда РФ от 14.08.2002 № 58 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника» // Бюллетень Минтруда РФ. - 2002. - № 8.

10 Постановление Минтруда РФ от 14.08.2002 № 59 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже» // Бюллетень Минтруда РФ.-  2002. -  № 8.

11 Нуртдинова А.Ф. Комментарий к закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». / А.Ф. Нуртдинова -  М.: Изд-во «НОРМА-М», 2001. - С. 14.

12 Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций / В.Н. Толкунова –М. : ООО «ТК Велби», 2002. - С. 287.

13 Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Орловский Ю.П. //http://www.alliance-yar.com/load/kommentarij_k_tk_rf_2009g/2-1-0-147

14 Толкунова В.Н.Трудовые споры и порядок их разрешения. / В.Н.Толкунова – М. : Знание, 1999. - С. 119.

15 Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51ФЗ// http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/

16 См.: Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» // http://www.referent.ru/1/1270

17 Ст. 399 ТК РФ.

18 См.: Федеральный закон от 12 декабря 1996 г. «О профсоюзных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // http://base.garant.ru/10105872/

19 Ст. 399 ТК РФ.

20 Ст. 400. ТК РФ.

21 ч. 3 ст. 398 ТК РФ.

22 ст. 5.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями// http://base.garant.ru/12123122/ – Далее – КоАП РФ.

23 Ст. 402 ТК РФ.

24 Ст. 406 ТК РФ.

25 Ст. 403 ТК РФ.

26Рекомендации Минтруда России от 14 августа 2002 г. «Об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией».

27 Толкунова В.Н. Трудовое право России. Курс лекций. / В.Н. Толкунова – М. : ООО «ТК Велби», 2002. - С.293.

28 Ст. 403 ТК РФ.

29 Ст. 404 ТК РФ,

30 См.: Рекомендации Минтруда России от 14 августа 2002 г.   «Об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже». 

31 ч. 5 ст. 404 ТК РФ

32 Ст. 408 ТК РФ.

33 Ст. 406 ТК РФ.

  34Понизова Е.В. Институт гражданства и административно-правовой статус гражданина / Административное и информационное право (Состояние и перспективы развития) / Е.В. Понизова – М. : Изд-во «Юрайт», 2003. - С.69

   35 О запрете забастовок и уголовной ответственности за их проведение, установленной в дореволюционном законодательстве России, см.: Киселев И.Я. Трудовое право России, Историко-правовое исследование. / И.Я. Киселев – М. : НОРМА-М, 2001. - С. 49-52.

36 Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изм. и дополнениями) // http://www.rg.ru/2001/06/02/chp-dok.htm

37 Ч. 4, 5 ст. 410 ТК РФ.

38 Ст. 410 ТК РФ.

39 Ст. 411 ТК РФ.

40 Ст. 412 ТК РФ.

41 Ст. 412 ТК РФ.

42Викторов И.С., Терентьева Е.В. О правовом регулировании и прокурорском надзоре за исполнением законодательства о рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров. / И.С. Викторов, Е.В. Терентьева // Трудовое право 2007 - №6 - С.28.

43 Ст. 414 ТК РФ.

44 Ст. 415 ТК РФ.

45 Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 29.03.2008)

//http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116643;fld=134;dst=4294967295;from=97557-0

 

46 Герасимова Е.С. Рассмотрение дел о признании забастовки незаконной / Е.С. Герасимова // Журнал российского права. - 1997. - № 12. - С.7

47 ч. 7 ст.413 ТК РФ.

48 Определение Верховного Суда РФ от 17 февраля 2006 г. № 60-Г06-.//http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12046279/

49 Ч.3 ст. 55 Конституции РФ и п. «б» ч.1. ст. 413 ТК РФ.

50 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.// http://www.consultant.ru/popular/ukrf/

51 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями) // www.consultant.ru/popular/prosec/

52 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации «О порядке представления в органы прокуратуры Российской Федерации специальных донесений о чрезвычайных происшествиях, преступлениях и иной обязательной информации" от 5 мая 1997 г. № 20 (в редакции от 27 октября 1998 г. № 73)

Информация о работе Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров