Правовое положение иностранных граждан в сфере труда в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Написание курсовой работы на избранную тему в настоящее время актуально в связи с тем, что на современном этапе развития трудового законодательства на территории Российской Федерации на законном либо незаконном основании работает огромное количество иностранных лиц. Точных статистических данных, отражающих реальную действительность по состоянию и динамике незаконных трудовых мигрантов, не существует. В силу скрытого, а точнее сказать, не выявленного характера нелегальных трудовых миграционных процессов в стране оценки экспертов по данной тематике нередко в количественном плане существенно расходятся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………6

1.1. Принципы международного права, регулирующие правовой режим иностранцев, и позиция России………………………………………………………6
1.2. Правовые основы пребывания иностранцев в России…………………....11

2. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………....19

2.1. Правовые основания для въезда иностранцев в Россию в целях осуществления трудовой деятельности………………………………………………..….19
2.2. Трудовые права иностранных граждан в Российской Федерации………24
2.3. Ответственность за нарушение законодательства…………………..……35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…40

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..44

Файлы: 1 файл

трудовое.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)


 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТРУДОВОЕ ПРАВО»

 

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНОСТРАННЫХ  ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………6

 

1.1. Принципы международного  права, регулирующие правовой  режим иностранцев, и позиция России………………………………………………………6

1.2. Правовые основы  пребывания иностранцев в России…………………....11

 

2. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………....19

 

2.1. Правовые основания для въезда иностранцев в Россию в целях осуществления трудовой деятельности………………………………………………..….19

2.2. Трудовые права иностранных граждан в Российской Федерации………24

2.3. Ответственность за  нарушение законодательства…………………..……35

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…40

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..44

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Написание курсовой работы на избранную тему в настоящее время актуально в связи с тем, что на современном этапе развития трудового законодательства на территории Российской Федерации на законном либо незаконном основании работает огромное количество иностранных лиц. Точных статистических данных, отражающих реальную действительность по состоянию и динамике незаконных трудовых мигрантов, не существует. В силу скрытого, а точнее сказать, не выявленного характера нелегальных трудовых миграционных процессов в стране оценки экспертов по данной тематике нередко в количественном плане существенно расходятся. Вместе с тем специалисты едины в своем мнении о том, что в целом тенденции нелегальной трудовой миграции в России по-прежнему остаются неблагоприятными, что подтверждается и результатами социологических исследований1.

Данная тема является одной из самых сложных и дискуссионных в трудовом праве. Довольно обширный круг ученых затрагивают в своих работах проблему правового положения иностранных граждан в России. На формирование результатов исследования повлияли публикации  известных отечественных авторов, таких как:

- Л.Н. Анисимов, который в статье «Правовой статус иностранцев в России и его особенности в трудовой сфере» осветил пути развития данной темы, раскрыл понятия трудовых прав иностранных граждан, а так же подробно рассмотрел взаимные права и обязанности работника и работодателя2;

- Н.И. Минкина, которая в своих статьях «Новеллы в законодательстве о труде иностранных граждан в России»3 и «Проблемы действующего российского законодательства о привлечении иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации»4 провела сравнительный анализ старого и нового законодательства, выявила положительные и отрицательные стороны изменений в законодательстве об иностранцах.

Особое внимание следует  уделить работе Г.С. Скачковой,5 в которой она достаточно подробно анализирует нормативно-правовую базу, регулирующую правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации. Автор уделяет внимание правовой регламентации различных видов трудовой деятельности, осуществляемой иностранными гражданами.

Предметом исследования является изучение правового положения иностранных граждан в сфере труда на основе современного российского законодательства.

Объектом исследования являются общественные трудовые отношения в области иностранного труда по трудовому законодательству.

Целью работы является глубокое изучение принципов международного права, регулирующих правовой режим  иностранцев, рассмотрение правового  положения иностранных граждан  в сфере труда, исследование правовых оснований для въезда и выезда иностранцев в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а так же анализ ответственности за нарушение действующего законодательства.

Исходя из изложенной цели, в работе ставятся следующие  задачи:

- изучить степень научной  проработанности темы исследования;

- дать общую характеристику  правового положения иностранных  граждан в Российской Федерации;

- разобраться в правах  и обязанностях иностранного  работника и работодателя;

- подробно изучить  правовые основания для въезда  иностранцев в Россию в целях осуществления трудовой деятельности;

- рассмотреть принципы  международного права, касающегося  правового режима иностранцев;

- попытаться разрешить  некоторые проблемы и спорные  вопросы, стоящие перед наукой  трудового права в сфере правового  положения иностранного гражданина в Российской Федерации.

      В процессе  исследования использовалась совокупность  теоретических и практических приемов и принципов познания изучаемой области права, составляющих единый комплекс исследовательских приемов.

Рассмотренные в работе проблемы и предложения имеют достаточную практическую значимость. Содержащиеся в работе теоретические положения, выводы и рекомендации, направленные на дальнейшее изучение вопросов иностранного труда на территории Российской Федерации могут быть использованы:

  • для совершенствования законодательства;
  • для дальнейшего исследования вопросов, связанных с правовым положением иностранных граждан в сфере труда в России.

Работа состоит из введения, двух разделов, пяти подразделов, и завершается заключением и библиографическим списком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНОСТРАННЫХ  ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Принципы международного  права, регулирующие правовой  режим иностранцев, и позиция  России

На территории абсолютного большинства государств, как правило, граждан того или иного государства, проживает категория граждан, которые именуются иностранцами.

Как известно, любое государство само устанавливает правовой режим для своих граждан, а также для иностранцев и лиц без гражданства. Иными словами, определение объема прав, свобод и обязанностей иностранцев - дело внутренней компетенции каждого государства. В то же время, данное положение не следует понимать таким образом, что в этой области права государства неограниченны. Определяя правовое положение иностранцев в своей стране, государства не могут не учитывать требования основных принципов международного права, а также норм международных договоров, участниками которых они являются.

Так, на иностранцев  совершенно определенно распространяет свои положения Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г., участником которого является Российская Федерация6. В соответствии с данным документом можно говорить о том, что в каждом государстве иностранцы должны пользоваться таким объемом прав и свобод, который позволял бы им нормально жить, учиться, работать.

Известный специалист в  области международного права профессор Л.Н. Галенская еще в советское время говорила о том, что при регулировании правового режима иностранцев государства обязаны учитывать также наличие специальных принципов, касающихся данной области7, и в частности следующих:

    1. На граждан, находящихся на территории того или иного государства, распространяется юрисдикция этого государства.
    2. Государство, гражданином которого является лицо, находящееся за пределами границ этого государства, имеет право на защиту такого лица.

Правда, нужно сказать, что действие этого специального принципа ограничено другими общепризнанными принципами международного права, в том числе принципом невмешательства во внутренние дела государств. Из этого следует, что защита граждан за границей, включая их трудовые права, может производиться в соответствии с законами страны пребывания8.

    1. Права и законные интересы призвано защищать государство их местопребывания в частности защиту их личности и имущества, на равных основаниях со своими собственными гражданами
    2. В соответствии с международными стандартами в области прав человека любое лицо (следовательно, и иностранец) вправе покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в нее обратно. К этому следует добавить, что иностранец может покинуть страну пребывания только при условии выполнения всех своих обязанностей, в том числе в сфере трудовых отношений, перед этой страной, ее юридическими и физическими лицами.
    3. Не менее важным является специальный принцип недискриминации, включая трудовые   отношения,    отдельных   групп иностранцев по причинам их расы, вероисповедания, национальности, социального происхождения и т. д. Запрещение дискриминации предусмотрено в положениях ряда международных документов9.

Между тем  нельзя рассматривать как дискриминацию предоставление государством иностранцам меньшего объема прав и свобод, чем собственным гражданам. Установление определенных изъятий, в том числе в трудовых отношениях, не запрещено международным правом и является свидетельством того, что иностранцы имеют несколько иной круг прав и обязанностей, чем граждане того или иного государства10.

В международном  праве правовое положение, при котором иностранные граждане наделены в целом такими же правами и обязанностями, как и граждане своего государства, получило наименование национального режима.

В тех случаях, когда одно государство предоставляет гражданам другого государства такие же возможности, в том числе в трудовых отношениях, какие оно гарантирует гражданам третьего государства, имеет место режим наибольшего благоприятствования.

Может иметь  место и такое положение, когда государства договариваются, что их граждане будут иметь несколько большие возможности, включая трудовые отношения, чем граждане третьей страны, в соответствии с принципом взаимности (например, иностранцы, прибывающие в приграничные зоны другого государства).

Кроме того, существует понятие специального режима, который касается определенной категории иностранцев. Международные документы, например, предопределяют несколько особое положение иностранных граждан с дипломатическими рангами на территории государства и членов их семей11.

Разумеется, Россия придерживается указанных принципов. Что же касается правового положения иностранцев в Российской Федерации, подчеркнем, что сами понятия «статус», «правовой режим иностранцев», «правовое положение иностранцев» в полном объеме подходят для тех иностранцев и лиц без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории нашего государства. Конституция РФ (ч. 3 ст. 61) гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации»12.

Правовой режим иностранцев  в России регламентирует Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранцев в Российской Федерации», вступивший в силу 1 ноября 2002 г13. Этот Закон определяет правовое положение иностранных граждан на территории России, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами самоуправления, должностными лицами указанных органов - с 
другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлении ими на ее территории трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1).

Понятие «иностранец» в нормативных правовых актах и в юридической литературе употребляется в двух смыслах - широком и узком14. В широком смысле иностранцем считается всякое лицо, которое не обладает гражданством данного государства.

В Российской Федерации термин «иностранец» употребляется в узком смысле. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на этот счет определено, что иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства15.

Говоря о законности нахождения иностранцев на территории России, заметим, что уже в понятийном аппарате указанного нормативно-правового акта говорится: «Законно находящийся в Российской Федерации гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации» (ст. 28).

Не лишена оснований постановка вопроса о  том, наделен ли каким-либо статусом иностранец, не имеющий документов на право законного пребывания, в частности, на территории России? Правовое положение иностранца, находящегося на территории Российской Федерации, в том числе состоящего в нелегальных трудовых отношениях с тем или иным работодателем, имеет свои особенности. Прежде всего, они заключаются в том, что ему обеспечиваются все конституционные гарантии как личности, индивидуума (имеется в виду обеспечение прав человека). В этом смысле иностранец, незаконно оказавшийся на территории России, имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, достоинство личности, свободу совести, свободу мысли и слова. К такому лицу могут быть применены меры пресечения, ограничивающие его свободу, но только на основании действующего в Российской Федерации законодательства.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в сфере труда в Российской Федерации