Правовое положение иностранных граждан в сфере труда в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Написание курсовой работы на избранную тему в настоящее время актуально в связи с тем, что на современном этапе развития трудового законодательства на территории Российской Федерации на законном либо незаконном основании работает огромное количество иностранных лиц. Точных статистических данных, отражающих реальную действительность по состоянию и динамике незаконных трудовых мигрантов, не существует. В силу скрытого, а точнее сказать, не выявленного характера нелегальных трудовых миграционных процессов в стране оценки экспертов по данной тематике нередко в количественном плане существенно расходятся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………6

1.1. Принципы международного права, регулирующие правовой режим иностранцев, и позиция России………………………………………………………6
1.2. Правовые основы пребывания иностранцев в России…………………....11

2. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………....19

2.1. Правовые основания для въезда иностранцев в Россию в целях осуществления трудовой деятельности………………………………………………..….19
2.2. Трудовые права иностранных граждан в Российской Федерации………24
2.3. Ответственность за нарушение законодательства…………………..……35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…40

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..44

Файлы: 1 файл

трудовое.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

Между тем следует  подчеркнуть, что в соответствии с п. 5 ст. 13 рассматриваемого Закона временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. В целом указанная норма противоречит ст. 27 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Естественно, эта норма Конституции тесно взаимосвязана с трудовыми правами временно проживающего иностранного гражданина.

Многие виды трудовой деятельности в РФ осуществляются на основе квалификации, полученной иностранцем в учебном заведении за пределами РФ. В этом случае действуют общие правила признания иностранных дипломов, установленные законодательством РФ43.

Установление  эквивалентности документов иностранных государств означает признание их законной силы на территории РФ, как и аналогичных российских документов. Обладателям документов о высшем, послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях соответствующие органы государственной власти предоставляют те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям подобных документов РФ44.

Приказом Министерства образования РФ от 9 января 1997 г. утвержден Порядок признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях. При установлении эквивалентности документов об образовании и ученых званиях используется процедура, включающая проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдачу свидетельства об эквивалентности45.

Согласно п. 10 приказа Министерства образования РФ «Об утверждении порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государства об образовании и учёных званиях и форм соответствующих свидетельств», «срок рассмотрения документов, представленных заявителем, не должен, как правило, превышать одного месяца со дня поступления всех необходимых материалов, включая уточняющую информацию». Данная, не совсем корректная формулировка, по мнению К.А. Черниковой46 является причиной того, что Управление лицензирования, аккредитации и нострификации нередко затягивает процесс признания эквивалентности документов на долгие месяцы.

Согласно  ст. 14 Закона47 иностранный гражданин не имеет права:

- находиться на государственной или муниципальной службе;

- замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания.

быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

- быть командиром воздушного судна гражданской авиации, из чего следует, что такое лицо может входить в состав экипажа гражданской авиации в ином качестве: второго пилота, штурмана, радиоинженера, тем более бортпроводника;

- запрещается принимать иностранцев на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Помимо приведенных  конкретных запретов Закон48 содержит общие правило: иностранцы не могут заниматься деятельностью и замещать должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Ограничения для иностранных граждан можно найти и в некоторых других законах РФ49. В ряде случаев ограничения связаны не столько с возможностью работы, сколько с соотношением работающих либо привлекаемых для выполнения заданий российских и иностранных граждан, а также с долей акций в уставном капитале.

Также остается много вопросов, касающихся трудовых прав иностранных граждан, которые содержат некоторые не решенные проблемы. Неоднозначно решается на практике вопрос о сроке трудового договора. Во многих случаях трудовой договор с иностранным работником заключается на определенный срок. Так, например, С. Валова считает, что трудовой договор, заключенный с иностранцем, временно проживающим или временно пребывающим на территории России, должен быть срочным поскольку его трудовая деятельность ограничена сроком проживания на территории России или сроком действия разрешения на работу.50

Однако, по мнению М.Э Дзарасова обоснованность данного решения сомнительна.51 В связи с этим нужно сказать, что согласно части 2 статьи 58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 настоящего ТК РФ, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 ТК РФ, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. В части 5 статьи 58 Кодекса сказано, что трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Интересно положение, закрепленное в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ, согласно которому при установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок.

Возникает вопрос о том, как расторгать трудовой договор, когда истечет срок действия выданного разрешения. В этом случае, как нам представляется возможным расторжение трудового договора по основанию, содержащемуся в пункте 9 статьи 83 ТК РФ, которым предусмотрено, что трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: в случае истечения срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

 Однако применительно  к сроку трудового договора необходимо принимать во внимание тот факт, что в международных договорах Российской Федерации могут быть предусмотрены иные правила о сроках действия трудовых договоров.52

 Так, например, пунктом  2 статьи 3 Соглашения между Правительством  Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики «Об организации занятости в рамках выполнения договоров подряда и взаимном трудоустройстве граждан» предусмотрено, что временные работники могут осуществлять трудовую деятельность на территории принимающего государства на основе трудового договора (контракта) – на срок до одного года с возможностью продления данного срока не более чем на 6 месяцев, а также на основе трудового договора – на срок до 6 месяцев (включая сезонные работы) один раз в течение календарного года.

Довольно часто возникает  неопределенность в вопросе о  возможности включения в трудовой договор с иностранным работником условия об испытании. Законодательство каких-либо ограничений на этот счет не содержит, а следовательно можно сделать вывод, что установление испытания возможно. Но попробуем посмотреть на данный вопрос с другой стороны. Когда обосновывается целесообразность привлечения иностранных работников, то предполагается, что они обладают необходимыми навыками и соответствуют работе, на которую их нанимают. Целью же установления испытания является проверка соответствия работника необходимым для осуществления работы требованиям. Испытание позволяет определить степень профессиональной пригодности человека, наличие у него необходимых знаний, навыков, опыта. Следовательно, установления испытания для иностранных работников представляется нелогичным.53

Но, несмотря на всю свою нелогичность, увольнение иностранного работника в связи с неудовлетворительным результатом испытания вполне законно.54

Таким образом, можно  придти к выводу, что Трудовой Кодекс наделил иностранцев обширным кругом прав в области труда. Иностранные граждане пользуются равными правами с гражданами Российской Федерации, за некоторыми изъятиями, предусмотренными международными договорами и законодательством РФ. То есть на работников-иностранцев распространяются как общие правила, предусмотренные трудовым законодательством, так и специальные нормы, в некоторой степени, ограничивающие их права, обусловленные невозможностью для иностранцев осуществлять некоторые виды деятельности в Российской Федерации. Такие ограничения содержатся в частности в Федеральном Законе «О правовом положении иностранных граждан» и в Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 775. В большинстве своём эти ограничения незначительны и вполне целесообразны, поскольку направлены на обеспечение безопасности граждан РФ и на защиту государственных интересов. Однако, некоторые из них, на наш взгляд, абсолютно безосновательны и, к тому же, существенно «сковывают» иностранных граждан в процессе осуществления ими трудовой деятельности. Например, к таким ограничениям относится норма Закона, согласно которой, временно пребывающие и временно проживающие на территории РФ иностранные граждане не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, или на территории которого им разрешено временное проживание. Таким образом, законодатель заставляет иностранных граждан в случае переезда в другой регион страны расторгать трудовой договор по прежнему месту работы и заново получать разрешение на работу в Российской Федерации. К тому же, трудовой договор с иностранным работником будет расторгнут и в случае необходимости перевода в другую местность вместе с работодателем. Мы считаем, что подобные ограничения необходимо исключить из действующего законодательства, а в целях обеспечения контроля за иностранной рабочей силой было бы вполне достаточно обязать иностранных работников уведомлять ФМС о начале трудовой деятельности в другом субъекте РФ.

Некоторые проблемы возникают  и при заключении трудовых договоров с иностранными гражданами. И первая из них – это процедура признания иностранных документов об образовании, квалификации или наличии специальных знаний, а точнее срок этой процедуры. Некорректная формулировка нормы права «не должен, как правило, превышать одного месяца» приводит к тому, что этот процесс может быть растянут на неопределённо долгий промежуток времени. Выходом из сложившейся ситуации является изложение указанной нормы в следующем виде: «срок рассмотрения документов, представленных заявителем не может превышать одного месяца со дня поступления всех необходимых материалов, включая уточняющую информацию». Кроме того, достаточно эффективным может стать заключение международных соглашений, предусматривающих упрощенный порядок признания документов об образовании и квалификации.

Многочисленные случаи, когда работник заключает с иностранным  гражданином срочный трудовой договор являются незаконными. С иностранным работником должен заключаться трудовой договор на неопределенный срок, так как среди случаев перечисленных в Трудовом кодексе РФ и иных федеральных законах, когда трудовой договор заключается или может заключаться по соглашению сторон на определенный срок, рассматриваемого нами случая нет. К тому же, когда трудовой договор на определенный срок заключается неправомерно, велика вероятность того, что затем судом данный договор будет признан договором на неопределенный срок. Для соблюдения законности и уменьшения числа судебных разбирательств о признании трудовых договоров с иностранными гражданами заключенными на неопределённый срок Пленуму Верховного Суда было бы уместно сделать соответствующие разъяснения.

Включение условия об испытании в трудовой договор может поставить иностранного работника в крайне неблагоприятное положение. Во-первых, иностранному работнику, уволенному связи с неудовлетворительным результатом испытания достаточно проблематично устроиться на другую работу, поскольку круг работодателей имеющих право заключать трудовые договора с иностранными гражданами ограничен. Во-вторых, в сложившейся ситуации иностранный гражданин несёт несоразмерные потери денежных средств и времени. Именно поэтому, мы считаем, что законодателю следует в ч. 4 ст. 70 Трудового кодекса добавить: «для иностранных работников».

 

2.3. Ответственность за  нарушение законодательства

Данная курсовая работа была бы незавершенной без информации о людях, которые могут быть приравнены к мигрантам-нелегалам, находящимся на территории России.

Возникает вопрос: какие правонарушения в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы являются наиболее распространенными? Ситуацию в данной сфере прояснил М.С. Викторов, Заведующий научно-исследовательским сектором проблем и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ:

«Материалы прокурорских проверок свидетельствуют, что во многих субъектах Российской Федерации не выполняется Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Нарушается порядок выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и порядок продления сроков подтверждений на право занятия трудовой деятельностью.

На принятие эффективных общегосударственных мер по преодолению негативных тенденций в миграционной сфере отрицательное воздействие оказывают недостатки в организации взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, реализующих миграционную политику России. Ведомственный контроль за работой этих органов осуществляется ненадлежащим образом.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в сфере труда в Российской Федерации