Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:15, курсовая работа
Написание курсовой работы на избранную тему в настоящее время актуально в связи с тем, что на современном этапе развития трудового законодательства на территории Российской Федерации на законном либо незаконном основании работает огромное количество иностранных лиц. Точных статистических данных, отражающих реальную действительность по состоянию и динамике незаконных трудовых мигрантов, не существует. В силу скрытого, а точнее сказать, не выявленного характера нелегальных трудовых миграционных процессов в стране оценки экспертов по данной тематике нередко в количественном плане существенно расходятся.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………6
1.1. Принципы международного права, регулирующие правовой режим иностранцев, и позиция России………………………………………………………6
1.2. Правовые основы пребывания иностранцев в России…………………....11
2. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………....19
2.1. Правовые основания для въезда иностранцев в Россию в целях осуществления трудовой деятельности………………………………………………..….19
2.2. Трудовые права иностранных граждан в Российской Федерации………24
2.3. Ответственность за нарушение законодательства…………………..……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..44
Несовершенство нормативно-правовой базы федерального уровня в этой сфере привело к активному правотворчеству государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Принимаемые ими правовые акты направлены на сокращение количества мигрантов на соответствующей территории, ужесточение ответственности за нарушение правил регистрационного режима, ограничение прав , в том числе имущественных, лиц соответствующей категории и т.д. В связи с этим они входят в противоречие с Конституцией России и федеральным законодательством, нарушая порой установленную законом компетенцию Российской Федерации. Так, постановлением губернатора Чукотского автономного округа был утвержден порядок въезда в округ иностранных граждан и лиц без гражданства, несмотря на то, что субъекту Федерации полномочия по регулированию порядка въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан не предоставлены»55.
В целях реализации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию» и «О беженцах» МВД РФ издало Приказ от 26 августа 2004 г. № 533 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»56, которым, в частности, утверждено Наставление по организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Согласно Приказу решение по депортации каждого незаконно проживающего у нас иностранца принимает Федеральная миграционная служба, исходя из обоснованных представлений начальников паспортно-визовых служб МВД либо руководителей подразделений по делам миграции органов внутренних дел. При этом на каждого такого человека будет заведено учетное дело, которым пополнят центральный банк данных по учету иностранных граждан, лиц без гражданства или временно проживающих на российской территории.
Напомним, что проблема выдворения из России незаконно живущих здесь или нарушающих правила пребывания иностранцев в последнее время приобретает особенно острое звучание. По статистике, за различные провинности в 2006 г. к административной ответственности привлечено около 730 000 иностранных граждан и лиц без гражданства. Неизменной остается и тенденция роста количества «персон нон грата». Так, в принудительном порядке из России только в 2006 г. выдворено свыше 5000 человек. А по судебным решениям - свыше 46 000. Всего за I полугодие 2007 г. в органах внутренних дел официально зарегистрировались свыше 2 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. Но при этом надо учесть, что данная цифра далеко не отражает реальное количество находящихся на территории России иностранных гостей. По некоторым оценкам, их в несколько десятков раз больше57.
Незаконное пребывание на территории Российской Федерации большого числа иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих установленных международным и российским законодательством документов, подтверждающих право на проживание и пребывание на территории России, создает реальную угрозу обороноспособности и безопасности государства, правам и свободам граждан Российской Федерации, а также общественному порядку. Не только у россиян с непрошеными гостями проблемы - и самим нелегальным иностранным гражданам в России жить небезопасно, они оказываются беззащитными перед преступниками, их шантажируют, с них требуют взятки58.
Принятыми 1 октября 2004 г. поправками в Административный кодекс штраф резко повышается - до 200 минимальных размеров оплаты труда для должностных лиц и до 5000 МРОТ для юридических лиц.
Для тех, кто дает нелегалам кров и средства передвижения или оказывает какие-либо услуги, вводятся новые размеры штрафа. Если незаконное гостеприимство проявит отдельный гражданин, он будет оштрафован на сумму от 10 до 20 МРОТ (было от 1 до 3 МРОТ), если это допустит чиновник - штраф увеличивается до 50 минимальных размеров оплаты труда (было от 5 до 10 МРОТ). Для юридических лиц штраф в 10 раз больше59.
Нарушение работодателем или заказчиком работ и услуг правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от 25 до 100 МРОТ, на юридических лиц - от 500 до 2000 МРОТ. Не останется без наказания и иностранный гражданин, незаконно занимающийся трудовой деятельностью в России. Ему грозит штраф в размере от 10 до 25 МРОТ с административным выдворением за пределы России.
Если транспортная организация по международным перевозкам не приняла мер, чтобы предотвратить «незаконное проникновение лиц на транспорт и его использование для незаконного выезда из России», она будет наказана штрафом в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда (было от 200 до 500 МРОТ).
Жизнь без паспорта или по недействительному документу для гражданина России тоже обойдется дороже - его оштрафуют не на один МРОТ, а сразу на 25, столько же потребуют за отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания.
Как считают в миграционной службе, жесткие требования и штрафные санкции к работодателям заставят последних не только соблюдать законы по отношению к иностранцам, но и заботиться об отечественной рабочей силе. Теперь гораздо выгоднее будет привлекать на работу российских граждан, повышать их квалификацию, заботиться об их социальных благах60.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что незаконное пребывание на территории Российской Федерации большого числа иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих установленных международным и российским законодательством документов, подтверждающих право на проживание и пребывание на территории России, создает реальную угрозу обороноспособности и безопасности государства, правам и свободам граждан Российской Федерации, а также общественному порядку. Большинство правонарушений, в соответствии с новой редакцией Кодекса об Административных правонарушениях наказываются штрафом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив основные аспекты, касающиеся правового положения иностранных граждан в сфере труда на территории Российской Федерации, рассмотрев принципы международного права, охарактеризовав правовые основания для въезда иностранцев в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а так же проанализировав ответственность за нарушение законодательства можно сделать следующие выводы:
Российская Федерация признает международные соглашения, и в частности является участником Международного пакта о гражданских и политических правах. В соответствии с данным документом можно говорить о том, что в каждом государстве иностранцы должны пользоваться таким объемом прав и свобод, который позволял бы им нормально жить, учиться, работать.
Условно иностранных лиц можно разделить на пребывающих в Российской Федерации на законных основаниях и на лиц, находящихся в России нелегально. Правовое положение иностранных лиц, находящихся на территории Российской Федерации легально регулируется Федеральным законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранцев в Российской Федерации», а лицам, находящимся на территории Российской Федерации нелегально, обеспечиваются все конституционные гарантии как личности. В этом смысле иностранец, незаконно оказавшийся на территории России, имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, достоинство личности, свободу совести, свободу мысли и слова.
Иностранцы, находящиеся на территории России на законных основаниях, с точки зрения срока пребывания делятся на три категории: временно пребывающие в РФ - иностранные граждане, прибывшие в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающие в РФ - лица, получившие разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Так же существуют категории граждан, которым разрешение на временное проживание выдается без указанной квоты и постоянно проживающие - иностранные граждане, получившие вид на жительство.
Говоря о трудовых правах иностранных граждан, подчеркнём, что Трудовой Кодекс наделил иностранцев обширным кругом прав в области труда. Иностранные граждане пользуются равными правами с гражданами Российской Федерации, за некоторыми изъятиями, предусмотренными международными договорами и законодательством РФ. То есть на работников-иностранцев распространяются как общие правила, предусмотренные трудовым законодательством, так и специальные нормы, в некоторой степени, ограничивающие их права, обусловленные невозможностью для иностранцев осуществлять некоторые виды деятельности в Российской Федерации. Такие ограничения содержатся в частности в Федеральном Законе «О правовом положении иностранных граждан» и в Постановление Правительства «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу». В большинстве своём эти ограничения незначительны и вполне целесообразны, поскольку направлены на обеспечение безопасности граждан РФ и на защиту государственных интересов. Однако, некоторые из них, на наш взгляд, абсолютно безосновательны и, к тому же, существенно «сковывают» иностранных граждан в процессе осуществления ими трудовой деятельности. Например, к таким ограничениям относится норма Закона, согласно которой, временно пребывающие и временно проживающие на территории РФ иностранные граждане не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, или на территории которого им разрешено временное проживание. Таким образом, законодатель заставляет иностранных граждан в случае переезда в другой регион страны расторгать трудовой договор по прежнему месту работы и заново получать разрешение на работу в Российской Федерации. К тому же, трудовой договор с иностранным работником будет расторгнут и в случае необходимости перевода в другую местность вместе с работодателем. Мы считаем, что подобные ограничения необходимо исключить из действующего законодательства, а в целях обеспечения контроля за иностранной рабочей силой было бы вполне достаточно обязать иностранных работников уведомлять ФМС о начале трудовой деятельности в другом субъекте РФ.
Некоторые проблемы возникают и при заключении трудовых договоров с иностранными гражданами. И первая из них – это процедура признания иностранных документов об образовании, квалификации или наличии специальных знаний, а точнее срок этой процедуры. Некорректная формулировка нормы права «не должен, как правило, превышать одного месяца» приводит к тому, что этот процесс может быть растянут на неопределённо долгий промежуток времени. Выходом из сложившейся ситуации является изложение указанной нормы в следующем виде: «срок рассмотрения документов, представленных заявителем не может превышать одного месяца со дня поступления всех необходимых материалов, включая уточняющую информацию». Кроме того, достаточно эффективным может стать заключение международных соглашений, предусматривающих упрощенный порядок признания документов об образовании и квалификации.
Многочисленные случаи, когда работник заключает с иностранным гражданином срочный трудовой договор являются незаконными. С иностранным работником должен заключаться трудовой договор на неопределенный срок, так как среди случаев перечисленных в Трудовом кодексе РФ и иных федеральных законах, когда трудовой договор заключается или может заключаться по соглашению сторон на определенный срок, рассматриваемого нами случая нет. К тому же, когда трудовой договор на определенный срок заключается неправомерно, велика вероятность того, что затем судом данный договор будет признан договором на неопределенный срок. Для соблюдения законности и уменьшения числа судебных разбирательств о признании трудовых договоров с иностранными гражданами заключенными на неопределённый срок Пленуму Верховного Суда было бы уместно сделать соответствующие разъяснения.
Включение условия об испытании в трудовой договор может поставить иностранного работника в крайне неблагоприятное положение. Во-первых, иностранному работнику, уволенному связи с неудовлетворительным результатом испытания достаточно проблематично устроиться на другую работу, поскольку круг работодателей имеющих право заключать трудовые договора с иностранными гражданами ограничен. Во-вторых, в сложившейся ситуации иностранный гражданин несёт несоразмерные потери денежных средств и времени. Именно поэтому, мы считаем, что законодателю следует в ч. 4 ст. 70 Трудового кодекса добавить: «для иностранных работников».
Незаконное пребывание на территории Российской Федерации большого числа иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих установленных международным и российским законодательством документов, подтверждающих право на проживание и пребывание на территории России, создает реальную угрозу обороноспособности и безопасности государства, правам и свободам граждан Российской Федерации, а также общественному порядку. Большинство правонарушений, в соответствии с новой редакцией Кодекса об Административных правонарушениях наказываются штрафом.
Таким образом, внимательно изучив и проработав тему «Правовое положение иностранных граждан в сфере труда по законодательству Российской Федерации» мы можем сделать вывод, чтобы осуществлять свои трудовые права и обязанности на территории Российской Федерации иностранный гражданин должен быть должным образом зарегистрирован, занесен в соответствующий реестр и у него должны быть соответствующие документы для осуществления трудовой деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
Информация о работе Правовое положение иностранных граждан в сфере труда в Российской Федерации