Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описать сущность занятости и трудоустройства.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие  задачи:
показывается понятие занятости населения;
определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
рассматривается участие работодателей в обеспечении занятости населения;
показывается понятие трудоустройства населения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и виды занятости. Государственная политика в области содействия занятости населения………………………………………………………………5
2 Понятие и правовая организация трудоустройства…………………………16
3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Общественные работы…………………………………………………………..23
4 Условия и порядок признания граждан безработными. Правовой статус безработного……………………………………………………………………..27
5 Пособие по безработице………………………………………………………29
6 Материальная поддержка безработных………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Курсовая по Трудовому праву.docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический институт

Кафедра гражданского права

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема 7. Правовое регулирование отношений в сфере  занятости и трудоустройства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель       __________       ___________________      ______________

                               подпись, дата        должность, ученая степень     инициалы, фамилия  

 

Студент __________  _________________    ___21.10.12_   _______________

                   номер группы   номер зачетной книжки     подпись, дата   инициалы, фамилия  

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Понятие  и виды занятости. Государственная  политика в области содействия  занятости населения………………………………………………………………5

2 Понятие  и правовая организация трудоустройства…………………………16

3 Особенности  трудоустройства отдельных категорий  граждан. Общественные работы…………………………………………………………..23

4 Условия  и порядок признания граждан  безработными. Правовой статус безработного……………………………………………………………………..27

5 Пособие  по безработице………………………………………………………29

6 Материальная  поддержка безработных………………………………………36

Заключение………………………………………………………………………39

Список использованных источников…………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовой  механизм государственной политики в области занятости и трудоустройства  в настоящее время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер (оплата вынужденного прогула и т. п.). Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства.

Российское  законодательство о занятости и  трудоустройстве представляет собой  систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а  также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости  населения в Российской Федерации».

В целом  правовой институт занятости населения имеет комплексный характер, так как включает нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения. Например, порядок деятельности государственных органов занятости регламентируется административно-правовыми, а предоставление пособий безработным гражданам – социально-обеспечительными нормами.

Целью данной работы является описать сущность занятости и трудоустройства.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие  задачи:

  1. показывается понятие занятости населения;
  2. определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
  3. характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
  4. рассматривается участие работодателей в обеспечении занятости населения;
  5. показывается понятие трудоустройства населения;
  6. описываются характерные признаки трудоустройства;
  7. характеризуется правовой статус безработного;
  8. рассматривается правовая организация трудоустройства;
  9. описываются особенности трудоустройства инвалидов и молодёжи.

Таким образом, актуальность темы правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства обеспечивается в силу того, что, во-первых, организационно-правовые формы обеспечения занятости определяются как установленные государством организационные и правовые приёмы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть охваченными определённой формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определённую работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости, в – третьих, занятость и трудоустройство непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и виды занятости.  Государственная политика в области  содействия занятости населения

 

В современных  условиях, когда существование безработицы  признаётся не только в качестве явления  неизбежного, но и в некотором  смысле явления полезного, государство  принимает на себя обязательства  по оказанию содействия и реализации прав граждан на полную, продуктивную свободно избранную занятость [1, С. 76]. Трудовое законодательство России, провозглашая гарантии реализации права граждан на труд, установило, что государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ:

- свободу выбора вида занятости, в том числе работу с различными режимами труда;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны органов Федеральной службы по труду и занятости;

- предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений;

- бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы труда и занятости или по ее направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;

- компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы труда и занятости;

- возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

- правовую защиту от необоснованного увольнения.

Правовые, экономические и организационные  условия обеспечения занятости  и гарантии реализации права граждан  на труд определяются современным законодательством.

Эти положения  в общих чертах определяют государственную  политику в области обеспечения  занятости и гарантий реализации права граждан на труд. Конкретное же регулирование правовых, экономических  и организационных условий обеспечения  занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются в настоящее время не ТК РФ, а  текущим законодательством [2, С. 137].

Среди этого  законодательства следует выделить, прежде всего, Закон РСФСР «О занятости  населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями. Особо существенные изменения и дополнения в Закон о занятости были внесены Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г. Он, по существу, определил новую редакцию Закона о занятости. В дальнейшем отдельные уточнения в этот Закон были сделаны Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 1499 г., Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда».

Закон о  занятости в редакции от 20 апреля 1996 г. в первой главе «Общие положения» дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.

Занятость - это деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход [3, Ст. 1, П. 1]. При этом следует иметь в виду, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ предусматривает в качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительные работы [4, Ст. 43]. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Таким образом, незанятость граждан не может  служить основанием для привлечения  их к административной и иной ответственности.

Виды  занятости дают характеристику распределению  активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько  видов занятости.

Следующие признаки характеризуют структурные  виды занятости:

Профессионально – квалификационный признак:

- стаж  работы;

- уровень  образования;

- степень  автоматизации труда. 

Характер  деятельности:

- личное  подсобное хозяйство;

- индивидуальная  трудовая деятельность;

- работа  на заводах и фабриках и  общественных организациях;

- служба  в армии;

- работа  за границей.

Тип класса и социальный слой:

- предприниматели;

- рабочие;

- управленческий  персонал;

- инженерно-технические  работники и служащие.

Вид собственности.

Территориальный признак.

Уровень урбанизации (это соотношение между  численностью трудовых ресурсов города и села).

Половозрастной  признак.

Форма организации  труда [5, C. 48].

Каждый  из выше перечисленных признаков  видов занятости реализуется  с помощью организационно-правовых способов и условий использования  рабочей силы, характеризующих формы  занятости.

Виды  занятых граждан по общероссийскому  классификатору информации о населении:

1 Работающий на постоянной работе;

2 Работающий на временной работе;

3 Работающий на сезонной работе;

4 Работающий по срочному трудовому договору;

5 Неработающий;

6 Безработный;

7 Безработный,  зарегистрированный в органах  службы занятости [6, С. 27].

Форма организации  рабочего времени влияет на полную (при условии полного рабочего дня), неполную и надомную занятость.

Признак стабильности влияет на постоянную и  временную занятость [7, С.56]. Полная занятость – это состояние на рынке труда, когда полностью удовлетворяется потребность граждан в труде. Неполная занятость определяется как занятость в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.

Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

Частичная безработица - частое и нужное явление  для рыночной экономики. Причина  неполной занятости заключается  в том, что работник по причине  перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время  из самого производства.

Также определенный уровень безработицы положительно влияет на конкуренцию на рынке труда, стимулирует развитие трудовых ресурсов.

Неполная  занятость характеризуется как  занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким [8, С.124]. Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления [9, С.61]. Растет конкуренция на рынке труда из-за того, что идет увеличение масштабов частичной занятости. Поэтому растет недовольство многих людей. Но есть и те кто, наоборот, поддерживают частичную занятость. Потому что она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и с учебой.

Во многих странах стимулирование частичной  занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное  содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых [10].

Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства