Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:21, курсовая работа
Целью данной работы является описать сущность занятости и трудоустройства.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
показывается понятие занятости населения;
определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
рассматривается участие работодателей в обеспечении занятости населения;
показывается понятие трудоустройства населения;
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и виды занятости. Государственная политика в области содействия занятости населения………………………………………………………………5
2 Понятие и правовая организация трудоустройства…………………………16
3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Общественные работы…………………………………………………………..23
4 Условия и порядок признания граждан безработными. Правовой статус безработного……………………………………………………………………..27
5 Пособие по безработице………………………………………………………29
6 Материальная поддержка безработных………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический институт
Кафедра гражданского права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема 7. Правовое
регулирование отношений в
Руководитель __________ ___________________ ______________
подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия
Студент __________ _________________ ___21.10.12_ _______________
номер группы номер зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия
Красноярск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Понятие
и виды занятости.
2 Понятие
и правовая организация
3 Особенности
трудоустройства отдельных
4 Условия
и порядок признания граждан
безработными. Правовой статус безработного……
5 Пособие
по безработице…………………………………………
6 Материальная
поддержка безработных………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Правовой
механизм государственной политики
в области занятости и
Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
В целом правовой институт занятости населения имеет комплексный характер, так как включает нормы не только трудового, но и административного, финансового права, права социального обеспечения. Например, порядок деятельности государственных органов занятости регламентируется административно-правовыми, а предоставление пособий безработным гражданам – социально-обеспечительными нормами.
Целью данной работы является описать сущность занятости и трудоустройства.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
Таким образом, актуальность темы правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства обеспечивается в силу того, что, во-первых, организационно-правовые формы обеспечения занятости определяются как установленные государством организационные и правовые приёмы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть охваченными определённой формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определённую работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости, в – третьих, занятость и трудоустройство непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.
1 Понятие и виды занятости.
Государственная политика в
В современных
условиях, когда существование
- свободу выбора вида занятости, в том числе работу с различными режимами труда;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны органов Федеральной службы по труду и занятости;
- предоставление предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений;
- бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы труда и занятости или по ее направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;
- компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы труда и занятости;
- возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;
- правовую защиту от необоснованного увольнения.
Правовые,
экономические и
Эти положения
в общих чертах определяют государственную
политику в области обеспечения
занятости и гарантий реализации
права граждан на труд. Конкретное
же регулирование правовых, экономических
и организационных условий
Среди этого законодательства следует выделить, прежде всего, Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями. Особо существенные изменения и дополнения в Закон о занятости были внесены Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г. Он, по существу, определил новую редакцию Закона о занятости. В дальнейшем отдельные уточнения в этот Закон были сделаны Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 1499 г., Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда».
Закон о занятости в редакции от 20 апреля 1996 г. в первой главе «Общие положения» дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход [3, Ст. 1, П. 1]. При этом следует иметь в виду, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ предусматривает в качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительные работы [4, Ст. 43]. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
Таким образом, незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Виды занятости дают характеристику распределению активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько видов занятости.
Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:
Профессионально – квалификационный признак:
- стаж работы;
- уровень образования;
- степень автоматизации труда.
Характер деятельности:
- личное подсобное хозяйство;
- индивидуальная трудовая деятельность;
- работа на заводах и фабриках и общественных организациях;
- служба в армии;
- работа за границей.
Тип класса и социальный слой:
- предприниматели;
- рабочие;
- управленческий персонал;
- инженерно-технические работники и служащие.
Вид собственности.
Территориальный признак.
Уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села).
Половозрастной признак.
Форма организации труда [5, C. 48].
Каждый
из выше перечисленных признаков
видов занятости реализуется
с помощью организационно-
Виды занятых граждан по общероссийскому классификатору информации о населении:
1 Работающий на постоянной работе;
2 Работающий на временной работе;
3 Работающий на сезонной работе;
4 Работающий по срочному трудовому договору;
5 Неработающий;
6 Безработный;
7 Безработный, зарегистрированный в органах службы занятости [6, С. 27].
Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного рабочего дня), неполную и надомную занятость.
Признак стабильности влияет на постоянную и временную занятость [7, С.56]. Полная занятость – это состояние на рынке труда, когда полностью удовлетворяется потребность граждан в труде. Неполная занятость определяется как занятость в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.
Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.
Частичная безработица - частое и нужное явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время из самого производства.
Также определенный
уровень безработицы
Неполная занятость характеризуется как занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким [8, С.124]. Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления [9, С.61]. Растет конкуренция на рынке труда из-за того, что идет увеличение масштабов частичной занятости. Поэтому растет недовольство многих людей. Но есть и те кто, наоборот, поддерживают частичную занятость. Потому что она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и с учебой.
Во многих
странах стимулирование частичной
занятости рассматривается
Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства