Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описать сущность занятости и трудоустройства.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие  задачи:
показывается понятие занятости населения;
определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
рассматривается участие работодателей в обеспечении занятости населения;
показывается понятие трудоустройства населения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и виды занятости. Государственная политика в области содействия занятости населения………………………………………………………………5
2 Понятие и правовая организация трудоустройства…………………………16
3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Общественные работы…………………………………………………………..23
4 Условия и порядок признания граждан безработными. Правовой статус безработного……………………………………………………………………..27
5 Пособие по безработице………………………………………………………29
6 Материальная поддержка безработных………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Курсовая по Трудовому праву.docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

Отказ работодателя в приеме на работу выпускникам образовательных  учреждений начального, среднего и  высшего профессионального образования  в соответствии с указанными выше договорами (контрактами) может быть обжалован ими в суд. За такой  отказ работодатель несет ответственность  в порядке, определяемом законодательством  РФ.

Лица  в возрасте до восемнадцати лет принимаются  на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию), которые осуществляются за счет работодателя [18, Ст. 266, Ч. 1].

Можно сделать  вывод, что трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости. Законодательство определяет, кто может выступать в качестве каждого из субъектов данных правоотношений, а также указывает на реализуемые в них права и обязанности. Основная обязанность по организации трудоустройства граждан РФ возложена на Федеральную службу по труду и занятости населения. Существуют некоторые особенности по трудоустройству молодёжи, инвалидов.

 

4 Условия и порядок признания  граждан безработными. Правовой  статус безработного

 

Гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, впоследствии может  приобрести статус зарегистрированного  в качестве безработного. Такое решение  принимается органами службы занятости  по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов. При невозможности  предоставления органами службы занятости  подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в  целях поиска подходящей работы эти  граждане регистрируются в качестве безработного с первого дня предъявления указанных документов [16, С. 28]. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Закон о занятости указывает также на ряд обстоятельств, препятствующих приобретению гражданином статуса безработного. Так, безработными не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста; лица, которым в соответствии с законодательством РФ назначены определенные виды пенсий; лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера (а впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности)  – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера) и др.

Лицам, имеющим  статус зарегистрированного в органах  службы занятости в качестве безработного, законодательство предоставляет большее  число гарантий в сфере содействия их занятости (бесплатная профессиональная ориентации, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и др. [1, С. 143]). Их правовой статус дополняется также правом на пособие по безработице, а также обязанностями по соблюдению порядка регистрации и перерегистрации, активному содействию своему трудоустройству, информированию органа государственной службы занятости о своих действиях относительно самостоятельного поиска работы и др.

При анализе  правоотношения, которое устанавливается  между трудоустраивающим органом  и конкретной организацией — работодателем  — по поводу направления на нее  трудоустраиваемого гражданина для  заключения трудового договора, важно  оценить юридическую силу такого направления. Действующее законодательство закрепляет двоякий характер направлений, выдаваемых государственными органами по вопросам занятости. По общему правилу, последние рекомендуют заключить трудовой договор с конкретным гражданином. Работодатель же имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости. Однако из этого правила возможны исключения, когда выдаваемые органами службы занятости направления на работу порождают обязанность организации заключить трудовой договор с соответствующими субъектами. Последнее распространяется на случаи трудоустройства отдельных категорий субъектов, наименее социально защищенных на рынке труда. Как уже отмечалось, в отношении таких категорий граждан государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства, что позволяет говорить об обеспечении их занятости.

 

 

 

 

5 Пособие по безработице

 

Решение о назначении пособия  по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице  начисляется гражданам с первого  дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией  организации или сокращением  штата и признанным безработными, но не трудоустроенным в период сохранения по последнему месту работы среднего заработка, пособие по безработице  начисляется с первого дня  по истечении указанного периода.

Пособие по безработице выплачивается  ежемесячно при условии прохождения  перерегистрации не более двух раз  в месяц.

Статья 30 Закона о занятости  населения устанавливает порядок  определения размеров пособия по безработице [3, Ст. 30]. Так, по общему правилу размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, а в отдельных случаях (для впервые ищущих работу, более года не работавших, уволенных по собственному желанию без уважительных причин, уволенных за нарушение дисциплины) размер пособия устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Пособие по безработице гражданам, уволенным  из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня  или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, и признанным в установленном порядке безработными, начисляется: в первом (12-месячном) периоде выплаты:

-в первые  три месяца - в размере 75 процентов  их среднемесячного заработка  (денежного довольствия), исчисленного  за последние три месяца по  последнему месту работы (службы);

-в следующие  четыре месяца - в размере 60 процентов;

-в дальнейшем - в размере 45 процентов, но  во всех случаях не выше  максимальной величины пособия  по безработице и не ниже  минимальной величины пособия  по безработице, увеличенных на  размер районного коэффициента;

-во втором (12-месячном) периоде выплаты - в  размере минимальной величины  пособия по безработице, увеличенной  на размер районного коэффициента  [3, Ст. 33, П. 1].

Размеры минимальной и  максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации [3, Ст. 33, П. 2]. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча [20].

Статья 34 Закона о занятости  населения устанавливает размеры  пособия отдельным категориям безработных  граждан. Пособие по безработице гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:

-в первом (6-месячном) периоде  выплаты - в размере минимальной  величины пособия по безработице,  увеличенной на размер районного  коэффициента;

-во втором (6-месячном) периоде  выплаты - в размере минимальной  величины пособия по безработице,  увеличенной на размер районного  коэффициента [3, Ст. 34].

Продолжительность выплаты  пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может  превышать 12 месяцев в суммарном  исчислении в течение 18 календарных  месяцев, за исключением случаев, предусмотренных  Законом о занятости населения. При этом продолжительность выплаты  пособия не может превышать 24 календарных  месяца в течение 36 календарных месяцев [3, Ст. 31, П. 5]. Для граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать шести месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия указанных категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев [3, Ст. 31, П. 4].

Гражданам, не достигшим  возраста 60 лет для мужчин и 55 лет  для женщин и имеющим страховой  стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, продолжительность периода выплаты  пособия по безработице увеличивается  сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности [3, Ст. 32, П. 1]. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные, чем предусмотрено Законом о занятости населения, сроки выплаты пособия по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.

В п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости  населения в Российской Федерации» перечислены случаи прекращения  выплаты пособия по безработице  с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного. К их числу относятся:

1) признание гражданина  занятым;

2) прохождение гражданином  профессиональной подготовки, повышения  квалификации или переподготовки  по направлению органов службы  занятости с выплатой стипендии;

3) длительная (более месяца) неявка безработного в органы  службы занятости без уважительных  причин;

4) переезд безработного  в другую местность;

5) получение пособия по  безработице обманным путем;

6) осуждение лица, получающего  пособие по безработице, к наказанию  в виде лишения свободы;

7) назначение в соответствии  с пенсионным законодательством  Российской Федерации пенсии  по старости (по возрасту), за выслугу  лет;

8) отказа  от посредничества органов службы  занятости;

9) смерти  безработного [3, Ст. 35, П. 2].

При наличии перечисленных  оснований органы службы занятости  обязаны прекратить выплату пособия  по безработице. Решение о прекращении  выплаты пособия по безработице  должно быть законным и обоснованным. Обязанность доказать законность и  обоснованность решения о прекращении  выплаты пособия по безработице  лежит на представителях органа службы занятости, принявшего такое решение. Обратим внимание на то, что гражданин не может быть лишен права на получение пособия по безработице по формальным соображениям.

В частности, длительная неявка безработного в органы службы занятости  может стать законным основанием для прекращения выплаты пособия  по безработице лишь в том случае, если гражданину в этот период могла  быть предложена подходящая работа. Применение такого основания для прекращения  выплаты пособия по безработице, как получение пособия обманным путем, предполагает недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина. К числу обстоятельств, доказанность которых позволяет  прекратить выплату пособия по безработице, относится, например, сокрытие гражданином  сведений о получаемом заработке (доходе).

Выплата пособия по безработице  может быть приостановлена. Решение  о приостановке выплаты пособия  по безработице на срок до трех месяцев  принимается органами службы занятости  с обязательным уведомлением безработного в случаях:

-отказа в период безработицы  от двух вариантов подходящей  работы;

-увольнения с последнего  места работы (службы) за нарушение  трудовой дисциплины и другие  виновные действия, предусмотренные  законодательством РФ, а также  отчисления гражданина, направленного  на обучение органами службы  занятости, с места обучения  за виновные действия;

-отказа по истечении  трехмесячного периода безработицы  от участия в оплачиваемых  общественных работах или от  направления на обучение органами  службы занятости граждан, впервые  ищущих работу, не имеющих профессии  (специальности), стремящихся возобновить  трудовую деятельность после  длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному  желанию без уважительных причин  более одного раза в течение  одного года, предшествовавшего  началу безработицы;

Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства