Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описать сущность занятости и трудоустройства.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие  задачи:
показывается понятие занятости населения;
определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
рассматривается участие работодателей в обеспечении занятости населения;
показывается понятие трудоустройства населения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и виды занятости. Государственная политика в области содействия занятости населения………………………………………………………………5
2 Понятие и правовая организация трудоустройства…………………………16
3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Общественные работы…………………………………………………………..23
4 Условия и порядок признания граждан безработными. Правовой статус безработного……………………………………………………………………..27
5 Пособие по безработице………………………………………………………29
6 Материальная поддержка безработных………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Курсовая по Трудовому праву.docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

-явки безработного на  перерегистрацию в состоянии  опьянения, вызванном употреблением  алкоголя, наркотических веществ  и других одурманивающих веществ;

-нарушения безработным  условий и сроков его перерегистрации;

-самовольного прекращения  гражданином обучения по направлению органов службы занятости [3, Ст. 35, П. 3].

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице  и не засчитывается в общий  трудовой стаж.

Размер пособия по безработице  может быть сокращен на 25 процентов  на срок до одного месяца в следующих  случаях:

1) неявки безработного  гражданина без уважительных  причин на переговоры о трудоустройстве  с работодателем в течение  трех дней со дня направления  органами службы занятости;

2) отказа без уважительных  причин явиться в органы службы  занятости для получения направления  на работу (учебу). Решение о сокращении  пособия по безработице также  должно быть законным и обоснованным, оно не должно быть продиктовано  формальными соображениями. При  обжаловании данного решения  обязанность доказать его законность  и обоснованность лежит на  представителях органа занятости,  принявшего такое решение [3, Ст. 35, П. 5].

В связи с этим следует  иметь в виду, что гражданин  вправе отказаться от ведения переговоров  с работодателем о работе, которая  не является для него подходящей [21, С. 214]. Действия органа службы занятости по направлению гражданина на работу могут быть признаны законными, если предлагаемая работа была подходящей для безработного. В связи с чем гражданин вправе отказаться от явки за направлением на работу, которая не является для него подходящей.

Законодательством установлены  случаи, когда выплата пособия  по безработице не производится. К  ним относятся:

-отпуск по беременности  и родам;

-выезд безработного с  места постоянного жительства  в связи с обучением в вечерних  и заочных учреждениях профессионального  образования;

-призыв на военные  сборы, привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к  военной службе, с исполнением  государственных обязанностей [3, Ст. 35, П. 4].

Названные периоды продлевают срок выплаты пособия по безработице.

При нарушении  сроков выплаты пособия по безработице  не по вине гражданина он вправе требовать  начисления установленных законодательством  процентов за время задержки пособия. Поскольку пособие по безработице  по своей правовой природе призвано компенсировать утраченный гражданином  заработок в качестве меры ответственности  за нарушение сроков выплаты пособия  по безработице, применимы санкции, установленные в ст. 236 ТК РФ за задержку заработной платы. В данном случае применим принцип аналогии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Материальная поддержка безработных

 

Безработным гражданам, утратившим право на пособие  по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению  органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться  материальная помощь.

Материальная  помощь за счет средств федерального бюджета, имеющихся в распоряжении органов службы занятости, может  оказываться следующим категориям граждан:

1) безработным гражданам, утратившим право на пособие в связи с истечением установленного согласно законодательству Российской Федерации периода его выплаты;

2) гражданам  из числа безработных, направленных  органами службы занятости на  профессиональную подготовку, повышение  квалификации или переподготовку (при необходимости) [3, Ст. 36].

В любом  случае при оказании материальной помощи преимущество отдается безработным  гражданам с наименьшим совокупным доходом на одного члена семьи  из  числа граждан, испытывающих трудности в поиске работы: инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.

Материальная  помощь может оказываться гражданам  при одновременном соблюдении ниже перечисленных условий:

- если  средний совокупный доход (с  учетом получаемого пособия по  безработице и иных источников  дохода) на одного члена семьи  безработного (граждан из числа  безработных) с учетом лиц,  находящихся на содержании безработного (граждан из числа безработных), не превышает прожиточного минимума  трудоспособного населения (для  семей, в составе которой только  трудоспособные граждане) или прожиточного  минимума на душу населения  (для семей, в составе которой  есть и трудоспособные, и нетрудоспособные граждане), установленного на соответствующий период в конкретном субъекте Российской Федерации;

- готовности  безработных граждан приступить  к подходящей работе, включая  работу временного характера,  а при отсутствии возможности  трудоустройства - к профессиональной  подготовке, повышению квалификации  и переподготовке по направлению  органов службы занятости; 

- обязательной  перерегистрации безработных граждан,  утративших право на получение  пособия по безработице в связи  с истечением установленного  законодательством срока его  выплаты (в сроки, установленные  органами службы занятости), за  исключением случаев наличия  уважительных причин для неявки  в Центр занятости, подтвержденных  документально;

- успеваемости, регулярного посещения занятий  гражданами из числа безработных,  направленными органами службы  занятости на профессиональную  подготовку, повышение квалификации  или переподготовку [17, Ст. 182-183].

Материальная  помощь может оказываться исключительно  при отсутствии дефицита средств  федерального бюджета на выплату  пособий по безработице и досрочных пенсий.

Органами  службы занятости могут устанавливаться  следующие сроки, периодичность  и размеры выплаты материальной помощи:

- не более  6-ти месяцев с ежемесячной  периодичностью выплаты средств  безработным гражданам, потерявшим  право на пособие по безработице  в связи с истечением установленного  законодательством срока его  выплаты. 

- единовременные (разовые) денежные выплаты нуждающимся  в материальной помощи гражданам  из числа безработных, направленных  на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку  органом службы занятости, или  с ежемесячной периодичностью  выплаты  в течение всего  периода профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки  по направлению органов службы  занятости граждан из числа  безработных, но не более двенадцати  месяцев; 

- единовременные (разовые) денежные выплаты нуждающимся  в материальной помощи безработным  гражданам, не получающим пособие  по безработице в связи с  истечением установленного согласно  законодательству Российской Федерации   периода его выплаты [17, Ст. 184].

Выплата материальной помощи производится без  учета районного коэффициента.

Для выделения  финансовых средств на материальную помощь безработный гражданин обращается в орган службы с заявлением по установленному образцу

Решение об оказании (отказе в) материальной помощи, ее видах и форме, размерах и периоде  выплаты принимается органами службы занятости по каждому безработному не позднее 7 дней со дня получения  от безработного заявления на оказание материальной помощи и необходимых  документов. О принятом решении безработный извещается письменно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог своей работе, в первую очередь  следует обобщить весь изложенный и  изученный материал. Рассмотрев основные правовые аспекты, законодательство РФ, и международные нормы труда, а так же теоретическую базу и  труды ученных и деятелей анализирующих  проблемы занятости, целесообразно  обозначить проблемы, сложившиеся в  политике занятости. К таковым относятся: существующие разногласия и несоответствия Закона о Занятости и Трудового Кодекса, и само неисполнение, несоблюдение норм закона в обычной жизни. К тому же низкие пособия по безработице даже не обеспечивают прожиточный минимум граждан, что приводит их в группу риска, вызывая потребность в социальной защите. Стоит также отметить, что основные положения о политике занятости развернуты и конкретизированы в актах МОТ, в Конвенциях и Рекомендациях, большинство и важную часть которых Российская Федерация не приняла и не ратифицировала.

Действующие тенденции социальной стратификации  российского общества, наличие в  нем бедных и малообеспеченных слоев  населения с низким среднедушевым  доходом во многом обусловлены существующими  деформациями в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных, и «работающих» бедных, занятых на финансово неблагополучных  предприятиях и в бюджетных организациях. Политика занятости как важнейшая  составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий  для более полного использования  потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению  населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. С учетом сказанного важнейшим приоритетом государственной социальной политики должно стать активное содействие обеспечению эффективной занятости, преодолению неоправданно заниженной цены труда. В государственной политике занятости также необходимо уделять внимание расширению занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств. Необходимо обеспечивать соответствующий уровень образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ. При этом немало важно сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий.

Особую остроту приобрела проблема нехватки высоко -квалифицированных работников. Центр занятости, существующей за счет налогоплательщиков, не в состоянии удовлетворить потребности фирм в специалистах.

Итак, проблема разработки действенной политики занятости  остро стоит перед правительством РФ. Действующая в настоящее время  политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов. Всестороннее изучение и умелое применение опыта  борьбы с безработицей во многих странах  мира, будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации. Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений. В целом, на сегодняшний день, уже наблюдается тенденция по активизации мер и выходу из сложившегося положения.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Трудовое  право России: Учебник / Под редакцией А.М. Куренного. М.: Юристъ, 2006.

2 Трудовое  право: Учебник /  Н.А. Бриллиантова (и др.); под редакцией О.В. Смирнова, И.О. Снигирёвой. М.: ТК Велби, 2008.

3 Закон  РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости  населения в Российской Федерации» // Информационная система КонсультантПлюс.

4 Уголовный  Кодекс Российской Федерации  от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.).

5 Ромашов  О.В. Социология труда. М., 2008.

6 Рогожин  М.Ю. Справочник кадровика: практическое  пособие. М.: Проспект, 2011.

7 Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. М.: Юрайт, 2007.

8 Павленков  В.А. Рынок труда. Занятость.  Безработица. М.: АСТ, 2009.

9 Бородин  И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы  и незаконные увольнения. М.: Слово. 

10 Рекомендации  Международной организации труда  о сокращении продолжительности рабочего времени № 116 от 26.06.1962.

11 Распоряжение  правительства РФ № 568-р от 06.05.2003 "О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы" // Информационная система КонсультантПлюс.

12 Конституция  Российской Федерации (с изменениями  от 10 октября 2011 г.). СПб.: Виктория плюс, 2011.

13 Права  человека: Сборник международных  документов. М., 1986.

14 Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: теория и практика. М., 1998.

15 Никонов  Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое  право. М.: Норма, 2007.

Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства