Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описать сущность занятости и трудоустройства.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие  задачи:
показывается понятие занятости населения;
определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
рассматривается участие работодателей в обеспечении занятости населения;
показывается понятие трудоустройства населения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и виды занятости. Государственная политика в области содействия занятости населения………………………………………………………………5
2 Понятие и правовая организация трудоустройства…………………………16
3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Общественные работы…………………………………………………………..23
4 Условия и порядок признания граждан безработными. Правовой статус безработного……………………………………………………………………..27
5 Пособие по безработице………………………………………………………29
6 Материальная поддержка безработных………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Курсовая по Трудовому праву.docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

Наиболее  острой проблемой для российского  рынка труда остается неэффективная  занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные  причисляются к экономически активному  населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Одним из открытых проявлений неэффективной  занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в  течение года неполное рабочее время  по инициативе администрации, а также  находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн. человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти  в 4 раза [11].

Также встречается  и такая классификация занятости: продуктивная (эффективная), полная, свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.

Продуктивная (эффективная) занятость – это занятость, приносящая рабочим доход, обеспечивающий достойные условия жизни.

Скрытая занятость населения характеризуется  тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением  различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок  официального их учета в качестве занятых.

Сезонная  занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в  общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических  условий.

Маятниковая занятость – это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость – это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).

Российская  Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека [12, Ст. 7, П. 1]. Прежде всего, из этого следуют обязательства российского государства в сфере содействия занятости населения.

Направления политики государства в сфере  содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость  создания государством условий для  наиболее полного осуществления  права на труд содержится также в  Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ [13, C.67].

Ряд конвенций  и рекомендаций МОТ посвящен отдельным  аспектам политики государств в сфере  содействия занятости (в частности, Конвенция № 122 «О политике в области  занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.) и др). Примечательно, что на своей первой сессии в 1919 г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств.

В современных  условиях особую актуальность приобретает  анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты  содействия занятости также не остаются без внимания. В частности, Конвенция  о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст. 4). Европейская социальная хартия содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом» (в ст. 1, где также отмечается в качестве одной из основных целей политики государств поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости и в дальнейшем – достижение полной занятости) [14, C. 44-46].

Основные  направления политики российского  государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость  закреплены в ст. 5 Закона о занятости, среди которых, в частности, следующие:

  • развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Приведенные выше направления государственной  политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего – федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства. На важность последних также указывалось в уже упоминавшейся Концепции, согласно которой политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.

Закон о  занятости закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения [3, Ст. 21]. Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.

В целях  реализации приведенных направлений  государственной политики была создана  государственная служба занятости. Правовой статус этой службы определяется, прежде всего, ст. 15 Закона о занятости.

Для финансирования мероприятий, связанных с реализацией  государственной политики занятости, первоначально был создан Государственный  фонд занятости населения. Впоследствии данный фонд был ликвидирован, и  в настоящее время финансирование соответствующих мероприятий осуществляется за счет средств бюджетов различных  уровней.

Примечательно, что в отношении отдельных  категорий граждан, особо нуждающихся  в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства  по созданию повышенных гарантий в  сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и  молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет  говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программах по обеспечению занятости указанных групп населения.

Закон о  занятости разграничивает пределы  компетенции федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  РФ в сфере осуществления государственной  политики в области содействия занятости  населения, в том числе и в  сфере правового регулирования. Так, в соответствии со ст. 7 указанного Закона к полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

- реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения;

- предупреждение массовой безработицы на территории Российской Федерации;

- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения;

- разработка и финансовое обеспечение соответствующих федеральных программ;

- формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;

- формирование основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций и организаций, осуществляющих структурные изменения производства [3, Ст. 7], и др.

Органы  же государственной власти субъектов  РФ в соответствии со своей компетенцией решают вопросы, связанные с разработкой, финансовым обеспечением и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а  также исторически сложившихся  видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; а также в связи с осложнением ситуации, касающейся занятости населения на отдельных территориях, разрабатывают и реализуют мероприятия по стабилизации положения на рынке труда (по предупреждению массовых увольнений работников, сохранению существующих рабочих мест и созданию новых рабочих мест, организации временных и общественных работ, упрощенной регистрации (перерегистрации) безработных граждан и др.). Порядок отнесения территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, определяется Правительством РФ.

В случаях  массового увольнения работников и  затруднений в их дальнейшем трудоустройстве  органы исполнительной власти субъектов  РФ, а также органы местного самоуправления по предложению органов государственной  службы занятости, профсоюзных органов  или иных представительных органов  работников могут приостановить  на срок до шести месяцев решение  об увольнении работников или принять  решение о проведении поэтапного их увольнения в течение года, осуществляя  финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятие и правовая организация  трудоустройства

 

Понятие трудоустройства – более узкое, чем понятие занятости, а само трудоустройство предшествует занятости  и является важнейшей её гарантией [15, С. 23]. Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости.

В научной  литературе предлагались различные  определения трудоустройства. В  позициях ученых отражаются две основные точки зрения в сфере определения  трудоустройства: широкое и узкое  понимание данного правового  явления. Так, существует позиция [16, С. 54], согласно которой трудоустройство в широком смысле объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой, в том числе индивидуально-трудовую деятельность, предпринимательство и т.п. Таким образом, анализируемым понятием охватываются, как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности (применения труда). Последнее может включать в себя все аспекты реализации трудового правоотношения (работы по трудовому договору), а также работы на основании ряда гражданско-правовых договоров.

Очевидно, что такой подход порождает определенные трудности в понимании правовой природы трудоустройства, поскольку  понятие трудоустройства пересекается с понятием формы занятости исходя из перечисленных в Законе о занятости  форм.

Нередко к трудоустройству относят все  процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе  и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а организациями  — работников требуемой квалификации и специальности. Представляется, что  в современных условиях в рамках изучения курса трудового права  и для уяснения правовой сущности трудоустройства целесообразно рассматривать данное явление в наиболее узком смысле, относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа. В настоящем издании мы будем придерживаться именно такого подхода, отмечая, что на российском рынке труда возрастает роль и негосударственных организаций, оказывающих услуги по трудовому посредничеству. Однако вопрос о степени охвата трудовым правом общественных отношений с участием последних является в настоящее время спорным.

Трудоустройство является одним из способов содействия (для определенных категорий граждан – обеспечения) занятости. Во всех документах (включая международно-правовые акты) соответствующие мероприятия охватываются термином «содействие занятости», на что уже указывалось в предыдущих параграфах. Такого подхода мы и будем придерживаться, определяя трудоустройство по общему правилу как способ содействия занятости. Исключения касаются особых, наименее социально защищенных на рынке труда субъектов, в отношении которых государство принимает на себя повышенные гарантии в сфере трудоустройства, что позволяет рассматривать трудоустройство уже как способ обеспечения занятости.

В юридической  литературе встречаются и иные подходы  к определению роли трудоустройства. Так, О.М. Медведев отмечает, что трудоустройство  является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости. Последние  определяются как установленные  государством организационные и  правовые приемы и средства, которые  способствуют гражданам получить возможность  трудиться (или быть охваченными  определенной формой занятости) в избранной  сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять  определенную работу на период временной  незанятости, а также необходимую  профессиональную подготовку для этого [17, С. 81].

Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так  и негосударственных).

Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства