Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описать сущность занятости и трудоустройства.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие  задачи:
показывается понятие занятости населения;
определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
рассматривается участие работодателей в обеспечении занятости населения;
показывается понятие трудоустройства населения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие и виды занятости. Государственная политика в области содействия занятости населения………………………………………………………………5
2 Понятие и правовая организация трудоустройства…………………………16
3 Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан. Общественные работы…………………………………………………………..23
4 Условия и порядок признания граждан безработными. Правовой статус безработного……………………………………………………………………..27
5 Пособие по безработице………………………………………………………29
6 Материальная поддержка безработных………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Курсовая по Трудовому праву.docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

Важно также  отметить, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда  и занятости. Прежде всего, оно выступает  гарантией реализации права на труд. Ранее основным правомочием, составляющим данное право, было право на получение  гарантированной работы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной  системой трудоустройства. В современных  условиях функционирования рынка труда  ситуация значительно изменилась. Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно  гарантироваться государством посредством  установления им путей и средств, обеспечивающих полное осуществление  этого права, к числу которых  относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который  он свободно соглашается. Подобный подход воспринят и современным ТК, ст. 2 которого в числе основных принципов  правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных  с ними отношений называет защиту от безработицы и содействие в  трудоустройстве [18, Ст. 2].

Трудоустройство является также гарантией осуществления  права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и  свободно избранную занятость и  иных.

В современных  условиях, когда проблема безработицы  обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования  рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального  использования трудовых ресурсов также  с учетом интересов основных субъектов  на рынке труда – работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальных работодателей), а также государства. Не следует забывать, что в силу ст. 2 ТК основными задачами трудового, законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений [18, Ст. 2] (т.е. как работников, так и работодателей) и интересов государства.

С учетом изложенного можно предложить следующее  определение трудоустройства. Трудоустройство – способ содействия (в отдельных случаях – обеспечения) занятости, который выражается в оказании государственными и иными уполномоченными организациями услуг, направленных на подыскание работы и устройство на нее, с учетом интересов граждан, работодателей (организаций) и государства на рынке труда.

С точки  зрения состояния современного законодательства о труде в рамках изучения курса  трудового права целесообразно  остановиться, прежде всего, на анализе  трудоустройства с участием органов  государственной службы занятости  по оказании ими услуг по подысканию работы именно на условиях трудового  договора. Нужно также отметить, что в силу специфики подхода нового ТК к вопросам трудоустройства (а именно – формулировки предмета его регулирования с включением правоотношений по трудоустройству у данного работодателя [18, Ст. 1]) в настоящей главе будут также охвачены аспекты правового регулирования данных общественных отношений, когда роль посреднического органа при трудоустройстве выполняет работодатель (в частности, при трудоустройстве увольняемых по сокращению штата работников). Все иные аспекты, связанные с заключением трудового договора в результате индивидуального устройства на работу, а также самостоятельного набора кадров работодателем, будут рассмотрены в соответствующих разделах настоящего издания о трудовом договоре.

Законодательство  РФ предусматривает не только обеспечение  занятости, но и гарантии реализации права граждан на труд. И это естественно, ибо занятость и трудоустройство необходимо рассматривать «в связке» как и организационном, так и в правовом отношении.

Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения  трудовой занятости населения.

Основная  обязанность по организации трудоустройства  граждан РФ возложена на Федеральную  службу по труду и занятости населения. В настоящее время эта служба организационно подчинена Минздравсоцразвития. Совместными решениями представительных и исполнительных органов власти с участием вышестоящих органов службы труда и занятости могут создаваться межтерриториальные службы труда и занятости. Практическая работа по трудоустройству населения возлагается на соответствующие центры занятости, которые и выступают официальными органами трудоустройства.

Статья 19 Закона о занятости предусматривает  деятельность юридических лиц по оказанию услуг в содействии занятости  безработным гражданам и незанятому населению на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости [3, Ст. 19]. Находящиеся в ведении Федеральной службы труда и занятости органы трудоустройства призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако предусмотрено право местных органов государственной власти устанавливать определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т. п.). Квотирование рабочих мест в организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, осуществляется на основе Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 6 февраля 1995 г [2, С. 97].

Акт направления  на работу, принятый органом трудоустройства, как отмечалось ранее, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) — порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры (контракты) выпускников вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в размере среднего заработка работника данной категории за год. Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.

Завершение  процесса трудоустройства связывается с соглашением между трудоустраиваемым гражданином и работодателем, которое непосредственно предшествует трудовым правоотношениям и как бы заранее предопределяет их содержание и характер. Возникают указанные правоотношения с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю.

Направление органа трудоустройства здесь следует  рассматривать не только как правовой акт, адресованный руководителю, но и  как желание (волеизъявление) гражданина заключить трудовой (ученический) договор (контракт) с конкретным работодателем. При этом, как указывалось выше, направление предоставляет трудоустраиваемому в определенных случаях право требовать заключения трудового или ученического договора. Направление, следовательно, конкретизирует право на труд и придает ему притязательный характер еще до того, как оно будет реализовано в трудовом правоотношении.

Акт направления  на работу (профессиональное обучение) во многом предопределяет содержание соглашения гражданина с работодателем  в процессе трудоустройства. В нем  не только отражается предписание (рекомендация) принять гражданина на работу, но и  указывается, по какой профессии, специальности, квалификации. Таким образом, для  гражданина и работодателя направление  строго очерчивает объем прав и обязанностей, составляющих содержание правоотношений по трудоустройству.

Прекращение трудоустройства, как отмечалось выше, обычно отзывается с заключением  трудового либо ученического договора, т.е. с возникновением трудовых либо ученических правоотношений. Однако не исключено прекращение трудоустройства  и до заключения указанных договоров. Это всегда может иметь место  по инициативе трудоустраиваемого, а  в отдельных случаях и работодателя (например, при обнаружении, что по деловым качествам или по состоянию  здоровья трудоустраиваемый не подходит для работы указанной в направлении, а предоставить ему другую работу мет возможности или он не желает получить другую работу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Особенности трудоустройства  отдельных категорий граждан.  Общественные работы

 

1. Особенности  трудоустройства инвалидов. Эти  особенности связаны с установлением  для инвалидов дополнительных  гарантий их трудовой занятости.  Федеральный закон от 24 ноября  1995 г. «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрел систему мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Они сводятся к следующему:

- государство предусматривает осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;

- предусматривается установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

- резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

- стимулируется создание организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

- создаются условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

- создаются условия для предпринимательской деятельности инвалидов;

- организуется обучение инвалидов новым профессиям [19, Cт. 6].

Порядок установления квоты для приема на работу инвалидов:

Организациям, численность работников которых  составляет более 100 человек, законодательством  субъекта Российской Федерации устанавливается  квота для приема на работу инвалидов  в процентах к среднесписочной  численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) [19, Cт. 9]. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок определения квоты.

При невыполнении или невозможности выполнения квоту  для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном  размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной  квоты. Полученные средства расходуются  целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению  Федеральной службы труда и занятости  России указанные суммы перечисляются  организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх  утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов [2, С. 174]. Важно иметь в виду, что законодательство предусматривает порядок создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов [19, Cт. 22]. Они создаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Однако специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам при исполнении ими трудовых обязанностей.

2. Особенности  трудоустройства молодежи. Эти особенности связаны с установлением дополнительных гарантий реализации права на труд несовершеннолетних граждан, лиц, окончивших общеобразовательные школы, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.

Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. существенно изменил редакцию статей, регулирующих трудоустройство молодежи. Эти изменения и дополнения касаются, в частности, установления вместо шестнадцатилетнего пятнадцатилетнего возраста для приема на работу. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учебы время, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, могут приниматься на работу граждане по достижении ими 14 лет.

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет  на тяжелых работах и на работах  с вредными или опасными условиями  труда, на подземных работах, а также  на работах, выполнение которых может  причинить вред их нравственному  развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными  напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Список  работ, на которых запрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. дал новую редакцию статье, регулирующей квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи. Согласно этой статье работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и др.), направляемых органами государственной службы труда и занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Отказ в  приеме на работу в счет установленной  квоты запрещается и может  быть обжалован в суд. За отказ  в приеме на работу лиц, указанных  в ТК РФ, работодатель несет ответственность в порядке, определяемом законодательством РФ.

Следует полагать, что с принятием ТК РФ (см. ст. 272 ТК РФ) указанные особенности трудоустройства молодежи не утратили своего значения. Лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией на основании договоров (контрактов), заключаемых ими с работодателями, или на основании договоров о подготовке специалистов, заключаемых образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования и работодателями [2, С. 171]. Органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения и органы Федеральной службы по труду и занятости, оказывают содействие в трудоустройстве выпускникам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом их профессиональной подготовки и квалификации. По желанию выпускников указанных образовательных учреждений содействие в трудоустройстве им может оказываться негосударственными службами занятости.

Информация о работе Правовое регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства