Правовое регулирование заработной платы при отклонениях от нормативных условий труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 02:47, курсовая работа

Описание работы

В ст. 37 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В числе основных принципов трудового права Трудовой кодекс предусматривает обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда....

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

2)   делится  на основную и дополнительную  части (надбавки, доплаты, премии  и т. д.), чего нет в оплате  труда по гражданско-правовым договорам;

3)   имеет  определенную правовую ее организацию, что отсутствует, например, в оплате труда по договорам личного подряда, поручения и т. д.;

4)  работник  заранее знает, при каких условиях  может быть повышена или, наоборот, понижена его заработная плата, и это стимулирует его труд, чего нет при оплате труда по гражданско-правовым договорам;

5)   для заработной  платы установлен государственный  ее минимум, чего нет при оплате по гражданско-правовым договорам, связанным с трудом6.

 

1.2 Правовое регулирование заработной платы

 

Необходимость правового регулирования оплаты труда не вызывает сомнений, соответствующие нормы действуют во всех странах мира независимо от способа организации экономики. Совпадают и основные методы регулирования:

- принятие законов и  иных нормативных правовых актов государством;

- коллективно-договорное  регулирование;

- установление условий  оплаты труда в трудовом договоре.

В Российской Федерации на государственном уровне установлены основные принципы правового регулирования оплаты труда, базовые гарантии для работников и правовые меры защиты заработной платы. Государство регламентирует и базовые условия оплаты труда работников бюджетной сферы.

Государственное регулирование  заработной платы основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека от 10.12.19487. Статья 23 Декларации предусматривает, что каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за труд равной ценности и на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи. В соответствии с принципами, закрепленными Декларацией, ст. 37 Конституции РФ провозглашает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Это право относится к основным трудовым правам работника. Одновременно его можно рассматривать в качестве принципа правового регулирования оплаты труда.

При установлении любой системы  оплаты труда за труд равной продолжительности и сложности должна быть предусмотрена равная оплата. В соответствии со ст. 22 ТК работодатель обязан обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности. Необоснованные различия в заработной плате, т.е. различия, не связанные с деловыми качествами работника, количеством и качеством его труда, признаются дискриминацией (ст. ст. 3, 132 ТК).

Вторым принципом правового  регулирования оплаты труда выступает  обеспечение права каждого работника  на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2 ТК). Этот принцип отражает нравственное, гуманистическое содержание правового института заработной платы и указывает ключевое направление его развития: обеспечение человеку достойного существования в качестве вознаграждения за его добросовестный труд.

Коллективно-договорное регулирование заработной платы в современных условиях приобретает все большее значение. Коллективно-договорные акты (коллективные договоры и соглашения) определяют систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования. Если попытаться обобщить положения трудового законодательства, касающиеся распределения полномочий по регулированию оплаты труда, можно определить круг вопросов, которые могут решаться в коллективном договоре или соглашении. К ним относятся: определение системы оплаты труда, включая все ее элементы, указанные в ст. 135 ТК; механизм индексации заработной платы; форма оплаты труда; порядок, место и сроки выплаты заработной платы; форма расчетного листка; установление системы нормирования труда; установление периода для расчета средней заработной платы (если существует необходимость установить иной период, чем это предусмотрено ст. 139 ТК); повышение гарантий, установленных государством.

Локальное регулирование  оплаты труда либо дополняет коллективно-договорное регулирование, либо замещает его. При этом важно помнить, что локальный нормативный акт не может ухудшать положения работников по сравнению с коллективным договором (ст. 8 ТК).

Единственный  вопрос, который традиционно решается именно в локальном нормативном акте, - это нормирование труда, хотя ст. 159 ТК предусматривает возможность установления системы нормирования труда коллективным договором. Это обусловлено тем, что в связи с изменениями технологии или организации труда может возникнуть необходимость оперативно изменить (пересмотреть) нормы труда. Внесение изменений в коллективный договор - довольно сложная процедура, связанная с проведением коллективных переговоров или согласованием позиций работодателя и представителя работников (ст. 44 ТК), а изменить локальный нормативный акт можно с учетом мнения представительного органа работников.

Индивидуально-договорное регулирование заработной платы, т.е. определение условий оплаты труда в трудовом договоре, для большинства работников носит вспомогательный характер, поскольку система и размеры оплаты труда устанавливаются в коллективном договоре или локальном нормативном акте. В трудовом договоре можно установить размер должностного оклада, предусмотреть выплату персональной надбавки к заработной плате за высокую квалификацию работника, выдающиеся достижения в труде и т.п.

Однако в  некоторых случаях трудовой договор  становится основным регулятором условий оплаты труда. Это происходит, когда:

1) в организации   не заключен коллективный договор и не утверждены локальные нормативные акты, устанавливающие систему и размер заработной платы;

2) трудовой договор  заключается с руководителем  организации, его заместителями  и главным бухгалтером (за исключением  случаев, когда указанные категории работников работают в организациях, финансируемых из федерального, регионального или местного бюджетов);

3) трудовой договор  заключается с работодателем  - физическим лицом;

4) трудовой договор  заключается с религиозной организацией8.

 

1.3 Государственные гарантии по оплате труда

 

Трудовой кодекс впервые сделал акцент на гарантиях по оплате труда, которые закрепляются и обеспечиваются государством.

Прежде всего, это установление федеральным законом минимального размера оплаты труда. Минимум заработной платы выполняет две функции: защищает трудящихся от неоправданно низкой заработной платы, не обеспечивающей воспроизводства рабочей силы, и является базовой величиной для составления тарифных сеток и схем должностных окладов.

С 1 января 2013 г. минимальная заработная плата установлена в размере 5202 рублей (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"9 в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ10).

Статья 133 ТК устанавливает принцип определения минимальной заработной платы. Она не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Величина прожиточного минимума в среднем по Российской Федерации для трудоспособного населения за III квартал 2012 года составляла 7191 рубль. Как видно, принцип определения минимальной заработной платы, закрепленный ТК еще не действует, ч. 1 ст. 133 ТК будет введена в действие специальным федеральным законом (ст. 421 ТК).

Сближение минимума заработной платы с прожиточным минимумом - серьезная социально-экономическая задача. Недаром Конвенция МОТ N 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран"11 (1970) обращает внимание на необходимость учета условий экономического развития. Минимальная заработная плата связана с уровнем занятости населения и конкурентоспособностью предприятий. Повышение минимальной заработной платы без увеличения спроса на рынке труда может привести к росту безработицы. Повышение размеров заработной платы без одновременного роста производительности труда подрывает конкурентоспособность предприятия и провоцирует инфляцию.

В субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может быть установлен иной (повышенный) размер минимальной заработной платы (ст. 133.1 ТК).

В систему государственных  гарантий по оплате труда работников включаются и меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

В соответствии со ст. 134 ТК порядок индексации (порог индексации, периодичность, размер повышения оплаты труда и т.п.) зависит от того, в какой организации работает работник. В организациях, финансируемых из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования, индексация производится в порядке, установленном законодательством или подзаконными нормативными актами.

В организациях, не получающих бюджетного финансирования, порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Следующей гарантией по оплате труда работников, отнесенной к государственным, является ограничение оплаты труда в натуральной форме.

В условиях экономического спада при отсутствии наличных денежных средств многие организации рассчитываются с работниками производимой продукцией. Для решения этой проблемы в ТК включена специальная норма, предусматривающая формы оплаты труда (ст. 131). В соответствии с установленными правилами выплата заработной платы производится, как правило, в рублях. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрена частичная (не более 20%) оплата труда в натуральной форме.

При установлении выплаты  заработной платы в натуральной  форме необходимо учитывать и  положения Конвенции МОТ N 95 "Относительно защиты заработной платы" (1949). Она предусматривает, что частичная выплата заработной платы натурой может быть разрешена в тех отраслях промышленности или профессиях, где такая выплата является обычной или желательной. При этом необходимо обеспечить, чтобы выдаваемые товары могли быть использованы для личного потребления трудящегося и его семьи, а стоимость товара не была занижена12.

На необходимость  соблюдения Конвенции N 95 обратил внимание и Верховный Суд РФ. В Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 213 (п. 54) отмечается, что по смыслу ст. 131 ТК и ст. 4 Конвенции МОТ N 95 "О защите заработной платы" выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:

1) имелось добровольное  волеизъявление работника, подтвержденное  его письменным заявлением, на  выплату заработной платы в  неденежной форме;

2) заработная  плата в неденежной форме выплачена  в размере, не превышающем 20% общей суммы заработной платы;

3) выплата заработной  платы в натуральной форме  является обычной или желательной  в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности  или профессиях (например, такие  выплаты стали обычными в сельскохозяйственном  секторе экономики);

4) подобного  рода выплаты являются подходящими  для личного потребления работника  и его семьи или приносят  ему известного рода пользу, имея  при этом в виду, что не допускается  выплата заработной платы в  виде спиртных напитков; наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ; оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;

5) при выплате  работнику заработной платы в  натуральной форме соблюдены  требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т.е. их стоимость, во всяком случае, не должна превышать уровня рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности в период начисления выплат.

К государственным гарантиям Трудовой кодекс относит и обеспечение регулярности выплаты заработной платы. Статья 136 ТК в соответствии со сложившейся традицией и требованиями Конвенции МОТ N 95 устанавливает место и сроки выплаты заработной платы. Заработная плата выплачивается работнику в месте выполнения им работы либо перечисляется на счет в банке.

Сроки выплаты  заработной платы - не реже чем каждые полмесяца. Конкретные дни выплаты  устанавливаются правилами внутреннего  трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором.

Выше были вкратце охарактеризованы гарантии права работника на получение справедливой заработной платы. Эти гарантии предусмотрены Трудовым кодексом, их реализация не выходит за пределы собственно трудовых отношений. Наряду с ними ст. 130 ТК называет ряд гарантий, которые имеют межотраслевое значение и обеспечиваются нормами других отраслей законодательства. К ним в первую очередь относится ограничение перечня оснований и размеров удержания из заработной платы по распоряжению работодателя.

Трудовое законодательство предусматривает перечень оснований удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю. Кроме этого в некоторых случаях допускается и удержание излишне выплаченной заработной платы (ст. 137 ТК). Установлены и определенные ограничения размера удержания из заработной платы (ст. 138). Эти ограничения касаются удержания не только по распоряжению работодателя, но и по исполнительным документам.

Информация о работе Правовое регулирование заработной платы при отклонениях от нормативных условий труда