Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 02:47, курсовая работа
В ст. 37 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В числе основных принципов трудового права Трудовой кодекс предусматривает обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда....
В связи с этим уместно вспомнить нормы Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"14, который устанавливает правила обращения взыскания на заработную плату должника, исчисления размера удержаний из заработной платы (ст. ст. 98, 99), а также определяет виды выплат, на которые не может быть обращено взыскание (компенсационные выплаты, например, доплаты за работу с вредными условиями труда, страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию - ст. 101).
Еще одной гарантией по оплате труда, которая также обеспечивается в основном нормами иной отрасли законодательства, выступает ограничение размеров налогообложения заработной платы. В соответствии со ст. 224 Налогового кодекса налоговая ставка на заработную плату независимо от ее величины устанавливается в размере 13%. Кроме того, работникам для удовлетворения социально значимых потребностей предоставляются налоговые вычеты: стандартные, например на каждого несовершеннолетнего ребенка (ст. 218 НК); социальные, например на оплату медицинских услуг или обучения (ст. 219 НК); имущественные, например на приобретение квартиры (ст. 220 НК).
Следующая гарантия, имеющая комплексный характер, - это обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью.
Специальные гарантии предусмотрены в случае признания работодателя банкротом. Статья 2 №127-ФЗ от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)»15 признает работников организации кредиторами (в части требования выплаты выходного пособия и оплаты труда).
Еще одна гарантия комплексного
характера, не предусмотренная
В соответствии со ст. 10 Конвенции N 95 заработная плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пределах, предписываемых национальным законодательством. Поскольку соответствующие законодательные положения отсутствуют, надо полагать, что в настоящее время уступка права требования невыплаченной (задержанной) заработной платы невозможна.
Среди государственных гарантий по оплате труда работников названы также государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда и ответственность работодателей за нарушение требований, установленных ТК, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями.
Помимо основных государственных гарантий по оплате труда работников Трудовой кодекс устанавливает и особые гарантии, которые нашли закрепление в нормах гл. 21. Это оплата труда в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных. Более подробному рассмотрению оплаты труда в особых условиях и условиях отличающихся от нормальных посвящена глава вторая данной курсовой работы.
2. Оплата труда при
отклонениях от нормальных
Нередко работникам приходится выполнять работу не в обычных условиях, а в отклоняющихся от нормальных.
Как правило, специальные условия связаны либо с характером выполнения работы в определенных ситуациях (вредные, тяжелые, опасные), либо с климатическими условиями (например, районы Севера), либо когда работа выполняется за пределами установленной работнику продолжительности рабочего времени (сверхурочная, в выходные или нерабочие праздничные дни), а также при выполнении дополнительных обязанностей (объема) работы и пр.
Статья 146 ТК РФ предусматривает общее правило о повышенном размере оплаты труда в случаях, когда труд протекает в особых условиях, под которыми понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Положения статьи 146 ТК РФ предусматривают общий принцип повышения оплаты труда при неблагоприятных условиях осуществления трудовой деятельности, который затем раскрывается в статьях 147, 148 ТК РФ. Также в указанной статье законодателем выделено 4 группы особых условий труда: тяжелые работы; работы с вредными условиями труда; работы с опасными условиями труда; работы в местностях с особыми климатическими условиями; работы с иными особыми условиями труда.
Статья 149 ТК РФ закрепляет общий принцип оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, таких как: выполнение работ различной классификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, выходные и нерабочие дни и выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных. Положения, касаемые оплата труда при выполнении работ в указанных выше условиях закреплены в ст. 150-158 ТК РФ.
2.1 Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда
Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Установление повышенной оплаты за работу в особых условиях призвано компенсировать неблагоприятное воздействие производственных либо климатических факторов на состояние здоровья работника. Повышенная оплата (как правило, это тарифная ставка, установленная для нормальных условий труда, плюс доплата либо повышенная тарифная ставка) должна устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест.
Постановлением
Правительства Российской
- сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней;
- повышение оплаты труда
– не менее 4 процентов тарифной
ставки (оклада), установленной для
различных видов работ с
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870 Минздравсоцразвития России поручено в 6-месячный срок после вступления в силу этого документа установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
До настоящего момента указанный нормативный акт не принят, в связи с чем продолжает действовать законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 г. N 111517 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 г. N 387/22-7818, утверждающие перечни работ с тяжелыми и вредными и особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.
В соответствии с перечнями доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в зависимости от степени вредности (тяжести) может составлять 4, 8, 12, 16, 20, 24% тарифной ставки (оклада). Конкретный размер доплат определяется в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре.
Размер компенсационной выплаты может устанавливаться и изменяться, исходя из результатов аттестации рабочих мест. Порядок проведения аттестации определен Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
С учетом специфики условий труда отдельных отраслей экономики и непроизводственной сферы оплата труда работников может регулироваться специальными нормативными правовыми актами.
Например, размер минимальных тарифных ставок (должностных окладов) для работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда на добыче (переработке) угля, устанавливается трехсторонним соглашением уполномоченных представителей организаций по добыче (переработке) угля, профессиональных союзов работников угольной промышленности и Правительства Российской Федерации. Размеры минимальных тарифных ставок (должностных окладов) по каждой профессии (должности) указанным работникам должны превышать установленные тарифные ставки (должностные оклады) по соответствующим профессиям (должностям) для обычных условий труда не менее чем на 10% (Федеральный закон от 20.06.1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"19).
Федеральным законом от 07.11.2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"20 предусмотрена оплата таких работников в повышенном размере. Им устанавливаются надбавка к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры тарифных ставок и должностных окладов, надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, предусмотрена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 г. N 39121).
Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.1998 г. N 114122 надбавка установлена соответствующим категориям гражданского персонала военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных и занятых на работе, связанной с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.
Работа в районах, пострадавших от радиации вследствие Чернобыльской катастрофы представляет повышенный риск для здоровья работников. Согласно Закону Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"23 установлены следующие доплаты к заработку:
- для работающих в зоне безусловного (обязательного) отселения - 3 минимальные заработные платы в месяц;
- для работающих в зоне
гарантированного
- для работающих
в зоне радиоэкологического
Помимо этого,
предусмотрены удвоенные
До принятия
такого нормативного правового акта
следует руководствоваться
2.2 Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Так, статья 315 ТК РФ устанавливает, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.