Правовые акты социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Изучение вопросов социального партнерства формирует представление о формах и методах конструктивного социального диалога в сфере труда, имеющихся возможностях поиска компромиссных решений, о путях недопущения или цивилизованного разрешения коллективных трудовых споров.
Целью моей работы было дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его принципы, стороны и уровни, существующую правовую базу социального партнерства, а также проанализировать правовые акты, регулирующие социально - трудовые отношения на различных уровнях социального партнерства.

Содержание работы

Введение 3

1. Сущность и особенности системы социального партнерства
в Беларуси
1.1. Понятие, цели и задачи социального партнерства, его основные 5
принципы
1.2. Нормативно - правовое обеспечение социального партнерства 10
1.3. Субъекты социального партнерства. Представители интересов 12
сторон
1.4. Уровни, объекты и предмет системы социального партнерства 15
1.5. Органы системы социального партнерства 16

2. Правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения
на различных уровнях социального партнерства
2.1. История и понятие коллективных договоров и соглашений 18
2.2. Субъекты коллективных договоров и соглашений 21
2.3. Содержание коллективных договоров и соглашений 23
2.4. Порядок заключения коллективного договора, соглашения 27
2.5. Контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений. 29
Ответственность сторон за неисполнение коллективных договоров
и соглашений

Заключение 30

Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Кульвинской Т.А..doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

 

Институт  повышения квалификации и переподготовки кадров

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему  Правовые акты социального партнерства

 

 

Выполнила:                                      

cлушатель 2 курса

группы ПЗ-1401

специальности «Правоведение»                                  Кульвинская Т.А.

 

 

Научный руководитель:                                                Ракусевич В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2015

 

Правовые акты социального партнерства

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                              3   

 

   1. Сущность  и  особенности  системы  социального партнерства             

       в Беларуси

1.1. Понятие, цели  и  задачи социального  партнерства, его основные        5

       принципы

1.2. Нормативно - правовое  обеспечение  социального партнерства         10

1.3. Субъекты социального партнерства. Представители интересов           12

       сторон

1.4. Уровни, объекты и предмет системы социального партнерства           15

1.5. Органы системы социального партнерства                                             16

 

   2. Правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения

       на различных уровнях социального партнерства

 2.1. История и понятие коллективных договоров и соглашений                18

2.2. Субъекты коллективных договоров и соглашений                               21

2.3. Содержание коллективных договоров и соглашений                            23

2.4. Порядок заключения коллективного договора, соглашения                 27

2.5. Контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений.   29

        Ответственность сторон за неисполнение коллективных договоров

        и соглашений

                       

Заключение                                                                                                         30                                                                                                                                            

 

Список  использованных  источников                                                             32                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение

 

     Происходящие в Республике Беларусь  социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.

      Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений, мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.

     Социальное партнерство - это эффективная форма формирования и реализации социально-экономической политики государства на основе согласования интересов различных слоев и групп общества посредством переговоров, отказа от конфронтации и насилия.

     Социальное партнерство в условиях реформирования экономики способствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию общества.

     На основе договорного регулирования оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и других вопросов на национальном, отраслевом или местном уровнях система социального партнерства создает условия для выравнивания возможностей субъектов хозяйствования в их конкуренции на рынке товаров и услуг, а также снижает напряженность на рынке труда.

    Система социального партнерства располагает многочисленными средствами и возможностями регулирования социально-трудовых отношений; и задача состоит в том, чтобы эффективно их использовать. Последовательная и поэтапная их реализация позволит объединить усилия всех слоев общества для совместной плодотворной работы в национальных интересах, будет способствовать улучшению социально-психологической атмосферы в обществе, повышению культуры, этики общения и сотрудничества [13].

     Актуальность темы в том, что с одной стороны, в современном мире имеет место некая  конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой, существует  необходимость заключения соглашения о «социальном мире», выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных точек соприкосновения в деятельности организации (работодателя). Такие механизмы принято именовать «социальный диалог» или «социальное партнерство».   

     Изучение вопросов социального партнерства формирует  представление о формах и методах конструктивного социального диалога в сфере труда, имеющихся возможностях поиска компромиссных решений, о путях недопущения или цивилизованного разрешения коллективных трудовых споров. 
     Целью моей работы было дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его принципы, стороны и уровни, существующую правовую базу социального партнерства, а также проанализировать правовые акты, регулирующие социально - трудовые отношения на различных уровнях социального партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1. Сущность и особенности системы социального партнерства в Беларуси.

 

     1.1. Понятие, цели и задачи социального партнерства, его основные принципы.

 

 

     Социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профсоюзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (статья 352 Трудового кодекса Республики Беларусь).

      Из данного определения видно, что социальное партнерство – это совместная деятельность участников общественных отношений в социально-трудовой сфере. Фактически социальное партнерство означает консультации и сотрудничество между наемными работниками, нанимателем на разных уровнях по поводу определения и установления взаимоприемлемых условий найма рабочих и служащих и оплаты их труда.

       В социально-трудовой сфере, как правило, взаимодействуют наемные работники, наниматели и государство. Их интересы различны, однако, социальное партнерство предполагает их совместное взаимодействие. Наниматели – это собственники предприятий различных форм собственности и видов. Собственник – наниматель вкладывает принадлежащие ему средства в производство и использует наемный труд. Он заинтересован в получении высокой прибыли, в эффективном использовании труда наемных работников, поэтому он экономит на рабочей силе, на создании благоприятных условий труда наемного персонала, т.е. удлиняет рабочий день, уменьшает заработную плату и т.д.

       Наемный работник получает заработную плату в соответствии с количеством и качеством затраченного живого труда, поэтому он заинтересован в высокой оплате своего труда, в комфортных условиях трудовой деятельности, в сокращении рабочего времени, удлинении перерывов и т.д.    

        Государство желает получить высокий налог с предприятий, оно заинтересовано, чтобы на предприятиях не было коллективных трудовых споров (конфликтов), которые зачастую могут нарушать устои государства, порождать нестабильность. Как видно, интересы всех трех участников в социально-трудовой сфере различны, однако, все они в определенных условиях взаимодействуют между собой. Все три партнера заинтересованы в стабильном функционировании производства как необходимом условии существования рабочих и служащих, стабильной и высокой прибыли, в необходимости жизнеобеспечения всего общества.

       Государство призвано обеспечивать эффективное функционирование системы социально-трудовых отношений, поэтому оно выступает организатором и координатором между наемными работниками и нанимателями, способствует переговорному процессу между ними, а иногда выступает арбитром при разрешении трудовых коллективных споров и конфликтов. Поэтому государство участвует в социально-партнерских отношениях в качестве стороны на переговорах и в консультациях с целью выработки и проведения в жизнь социальной и экономической политики государства.

       С другой стороны, государство является одним из крупных собственников государственных и общественных предприятий и их объединений. В социально-трудовых отношениях на этих предприятиях оно выступает основным нанимателем рабочих и служащих.

        Из данного определения следует, что социальное партнерство – это совместная деятельность участников общественных отношений в социально-трудовой сфере [2].

      Фактически социальное партнерство означает консультации и сотрудничество между наемными работниками и нанимателем на различных уровнях по поводу установления взаимоприемлемых условий найма работников и условий их труда. 
     Значение социального партнерства определяется тем, что оно является новым методом урегулирования разногласий между работниками и нанимателями, налаживает взаимоотношения между субъектами на основе принципа социального равенства. 
       Социальное партнерство помогает избегать серьезных конфликтов или минимизировать их последствия.

       Социальное партнерство – важнейший институт трудового права, комплексно регулирующий отношения между нанимателем и работниками. 
      Основной целью социального партнерства в республике является совместное осуществление конкретных мер, направленных на повышение доходов и уровня жизни населения, обеспечение занятости, создание здоровых и безопасных условий труда.

        Важнейшей задачей социального партнерства на данном этапе развития экономики Республики Беларусь является объединение усилий сторон коллективных трудовых отношений на стабилизацию социально-экономической ситуации, поэтапное повышение доходов населения на основе роста производительности труда и повышения эффективности производства.

     Одновременно должны решаться другие задачи:

     - использование потенциала социального партнерства в интересах развития личности, обеспечения ее конституционных прав и гарантий;

     - согласование интересов сторон в решении вопросов оплаты труда, занятости, охраны и безопасности труда, профессионального обучения и других;

     - уточнение функций, прав и обязанностей сторон коллективных трудовых отношений, разработка принципов и процедуры, повышение культуры переговоров;

     - урегулирование коллективных трудовых споров (конфликтов) на основе принципов партнерских отношений, уменьшение напряженности в обществе.

     Принципы социального партнерства – основополагающие идеи, выражающие сущность и основной смысл социально-партнерских отношений[1]. 
     Основные принципы социального партнерства содержатся в статье 353 Трудового кодекса Республики Беларусь.

     К ним относятся: 
     1. Равноправие сторон; 
     2. Соблюдение норм трудового права; 
     3. Полномочность принятия обязательств, определяемая наличием письменных документов, подтверждающих полномочность сторон вести коллективные переговоры и подписывать коллективные договоры, соглашения; 
     4. Добровольность принятия обязательств. Учет реальных возможностей принятия на себя обязательств; 
     5. Обязанность выполнения принятых на себя обязательств и ответственность за их невыполнение; 
     6. Отказ от односторонних действий, нарушающих договоренность; 
     7. Взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации. 
     Система принципов является основой при практической реализации правоотношений в сфере труда и социальной защиты.  Принципы определяют границы договорных отношений, которые конкретизируются в конкретных правовых нормах.

    Принцип "равноправие сторон" означает:

     - каждая из сторон коллективных трудовых отношений может направить письменное требование другой стороне о заключении, изменении или дополнении коллективного договора или соглашения.

     -для ведения коллективных переговоров стороны создают на равной основе (из равного количества представителей) комиссию из уполномоченных представителей.

Информация о работе Правовые акты социального партнерства