Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 22:04, курсовая работа
Изучение вопросов социального партнерства формирует представление о формах и методах конструктивного социального диалога в сфере труда, имеющихся возможностях поиска компромиссных решений, о путях недопущения или цивилизованного разрешения коллективных трудовых споров.
Целью моей работы было дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его принципы, стороны и уровни, существующую правовую базу социального партнерства, а также проанализировать правовые акты, регулирующие социально - трудовые отношения на различных уровнях социального партнерства.
Введение 3
1. Сущность и особенности системы социального партнерства
в Беларуси
1.1. Понятие, цели и задачи социального партнерства, его основные 5
принципы
1.2. Нормативно - правовое обеспечение социального партнерства 10
1.3. Субъекты социального партнерства. Представители интересов 12
сторон
1.4. Уровни, объекты и предмет системы социального партнерства 15
1.5. Органы системы социального партнерства 16
2. Правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения
на различных уровнях социального партнерства
2.1. История и понятие коллективных договоров и соглашений 18
2.2. Субъекты коллективных договоров и соглашений 21
2.3. Содержание коллективных договоров и соглашений 23
2.4. Порядок заключения коллективного договора, соглашения 27
2.5. Контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений. 29
Ответственность сторон за неисполнение коллективных договоров
и соглашений
Заключение 30
Список использованных источников 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему Правовые акты социального партнерства
Выполнила:
cлушатель 2 курса
группы ПЗ-1401
специальности «Правоведение»
Научный руководитель:
Правовые акты социального партнерства
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность и особенности системы социального партнерства
в Беларуси
1.1. Понятие, цели и задачи социального партнерства, его основные 5
принципы
1.2. Нормативно - правовое обеспечение социального партнерства 10
1.3. Субъекты социального партнерст
сторон
1.4. Уровни, объекты и предмет системы социального партнерства 15
1.5. Органы системы социального партнерства
2. Правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения
на различных уровнях социального партнерства
2.1. История и понятие коллективных договоров и соглашений 18
2.2. Субъекты коллективных договоров и
соглашений
2.3. Содержание коллективных договоров
и соглашений
2.4. Порядок заключения коллективного договора, соглашения 27
2.5. Контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений. 29
Ответственность сторон за неисполнение коллективных договоров
и соглашений
Заключение
Список использованных источников 32
Введение
Происходящие в Республике Беларусь социально-экономические преобразования, переход к многоукладной экономике могут быть успешными только в условиях социального мира, при согласовании позиций сторон коллективных трудовых отношений, представляющих интересы работников, нанимателей и государства.
Для обеспечения согласования позиций и учета во многом несовпадающих интересов сторон коллективно-трудовых отношений, мировая практика выработала систему социального партнерства. Она позволяет разрешать неизбежно возникающие конфликты интересов сторон мирными средствами.
Социальное партнерство - это эффективная форма формирования и реализации социально-экономической политики государства на основе согласования интересов различных слоев и групп общества посредством переговоров, отказа от конфронтации и насилия.
Социальное партнерство в условиях реформирования экономики способствует демократизации социально-трудовых отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию общества.
На основе договорного регулирования оплаты и условий труда, занятости, социальных гарантий и других вопросов на национальном, отраслевом или местном уровнях система социального партнерства создает условия для выравнивания возможностей субъектов хозяйствования в их конкуренции на рынке товаров и услуг, а также снижает напряженность на рынке труда.
Система социального партнерства располагает многочисленными средствами и возможностями регулирования социально-трудовых отношений; и задача состоит в том, чтобы эффективно их использовать. Последовательная и поэтапная их реализация позволит объединить усилия всех слоев общества для совместной плодотворной работы в национальных интересах, будет способствовать улучшению социально-психологической атмосферы в обществе, повышению культуры, этики общения и сотрудничества [13].
Актуальность темы в том, что с одной стороны, в современном мире имеет место некая конфликтность взаимоотношений между работниками и работодателем, с другой, существует необходимость заключения соглашения о «социальном мире», выработки механизмов, позволяющих обеспечить сочетание производственных и социальных точек соприкосновения в деятельности организации (работодателя). Такие механизмы принято именовать «социальный диалог» или «социальное партнерство».
Изучение вопросов социального партнерства формирует представление
о формах и методах конструктивного социального
диалога в сфере труда, имеющихся возможностях
поиска компромиссных решений, о путях
недопущения или цивилизованного разрешения
коллективных трудовых споров.
Целью моей работы было дать
понятие социального партнерства, охарактеризовать
его принципы, стороны и уровни, существующую
правовую базу социального партнерства,
а также проанализировать правовые акты,
регулирующие социально - трудовые отношения
на различных уровнях социального партнерства.
1. Сущность и особенности системы социального партнерства в Беларуси.
1.1. Понятие, цели и задачи социального партнерства, его основные принципы.
Социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профсоюзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (статья 352 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Из данного определения видно, что социальное партнерство – это совместная деятельность участников общественных отношений в социально-трудовой сфере. Фактически социальное партнерство означает консультации и сотрудничество между наемными работниками, нанимателем на разных уровнях по поводу определения и установления взаимоприемлемых условий найма рабочих и служащих и оплаты их труда.
В социально-трудовой сфере, как правило, взаимодействуют наемные работники, наниматели и государство. Их интересы различны, однако, социальное партнерство предполагает их совместное взаимодействие. Наниматели – это собственники предприятий различных форм собственности и видов. Собственник – наниматель вкладывает принадлежащие ему средства в производство и использует наемный труд. Он заинтересован в получении высокой прибыли, в эффективном использовании труда наемных работников, поэтому он экономит на рабочей силе, на создании благоприятных условий труда наемного персонала, т.е. удлиняет рабочий день, уменьшает заработную плату и т.д.
Наемный работник получает заработную плату в соответствии с количеством и качеством затраченного живого труда, поэтому он заинтересован в высокой оплате своего труда, в комфортных условиях трудовой деятельности, в сокращении рабочего времени, удлинении перерывов и т.д.
Государство желает получить высокий налог с предприятий, оно заинтересовано, чтобы на предприятиях не было коллективных трудовых споров (конфликтов), которые зачастую могут нарушать устои государства, порождать нестабильность. Как видно, интересы всех трех участников в социально-трудовой сфере различны, однако, все они в определенных условиях взаимодействуют между собой. Все три партнера заинтересованы в стабильном функционировании производства как необходимом условии существования рабочих и служащих, стабильной и высокой прибыли, в необходимости жизнеобеспечения всего общества.
Государство призвано обеспечивать эффективное функционирование системы социально-трудовых отношений, поэтому оно выступает организатором и координатором между наемными работниками и нанимателями, способствует переговорному процессу между ними, а иногда выступает арбитром при разрешении трудовых коллективных споров и конфликтов. Поэтому государство участвует в социально-партнерских отношениях в качестве стороны на переговорах и в консультациях с целью выработки и проведения в жизнь социальной и экономической политики государства.
С другой стороны, государство является одним из крупных собственников государственных и общественных предприятий и их объединений. В социально-трудовых отношениях на этих предприятиях оно выступает основным нанимателем рабочих и служащих.
Из данного определения следует, что социальное партнерство – это совместная деятельность участников общественных отношений в социально-трудовой сфере [2].
Фактически социальное партнерство означает
консультации и сотрудничество между
наемными работниками и нанимателем на
различных уровнях по поводу установления
взаимоприемлемых условий найма работников
и условий их труда.
Значение социального партнерства
определяется тем, что оно является новым
методом урегулирования разногласий между
работниками и нанимателями, налаживает
взаимоотношения между субъектами на
основе принципа социального равенства.
Социальное партнерство
помогает избегать серьезных конфликтов
или минимизировать их последствия.
Социальное партнерство – важнейший
институт трудового права, комплексно
регулирующий отношения между нанимателем
и работниками.
Основной целью социального
партнерства в республике является совместное
осуществление конкретных мер, направленных
на повышение доходов и уровня жизни населения,
обеспечение занятости, создание здоровых
и безопасных условий труда.
Важнейшей задачей социального партнерства на данном этапе развития экономики Республики Беларусь является объединение усилий сторон коллективных трудовых отношений на стабилизацию социально-экономической ситуации, поэтапное повышение доходов населения на основе роста производительности труда и повышения эффективности производства.
Одновременно должны решаться другие задачи:
- использование потенциала социального партнерства в интересах развития личности, обеспечения ее конституционных прав и гарантий;
- согласование интересов сторон в решении вопросов оплаты труда, занятости, охраны и безопасности труда, профессионального обучения и других;
- уточнение функций, прав и обязанностей сторон коллективных трудовых отношений, разработка принципов и процедуры, повышение культуры переговоров;
- урегулирование коллективных трудовых споров (конфликтов) на основе принципов партнерских отношений, уменьшение напряженности в обществе.
Принципы социального партнерства –
основополагающие идеи, выражающие сущность
и основной смысл социально-партнерских
отношений[1].
Основные принципы социального
партнерства содержатся в статье 353 Трудового
кодекса Республики Беларусь.
К ним относятся:
1. Равноправие сторон;
2. Соблюдение норм трудового
права;
3. Полномочность принятия
обязательств, определяемая наличием
письменных документов, подтверждающих
полномочность сторон вести коллективные
переговоры и подписывать коллективные
договоры, соглашения;
4. Добровольность принятия
обязательств. Учет реальных возможностей
принятия на себя обязательств;
5. Обязанность выполнения
принятых на себя обязательств и ответственность
за их невыполнение;
6. Отказ от односторонних
действий, нарушающих договоренность;
7. Взаимное информирование
сторон переговоров об изменении ситуации.
Система принципов является
основой при практической реализации
правоотношений в сфере труда и социальной
защиты. Принципы определяют границы
договорных отношений, которые конкретизируются
в конкретных правовых нормах.
Принцип "равноправие сторон" означает:
- каждая из сторон коллективных трудовых отношений может направить письменное требование другой стороне о заключении, изменении или дополнении коллективного договора или соглашения.
-для ведения коллективных переговоров стороны создают на равной основе (из равного количества представителей) комиссию из уполномоченных представителей.