Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 22:04, курсовая работа
Изучение вопросов социального партнерства формирует представление о формах и методах конструктивного социального диалога в сфере труда, имеющихся возможностях поиска компромиссных решений, о путях недопущения или цивилизованного разрешения коллективных трудовых споров.
Целью моей работы было дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его принципы, стороны и уровни, существующую правовую базу социального партнерства, а также проанализировать правовые акты, регулирующие социально - трудовые отношения на различных уровнях социального партнерства.
Введение 3
1. Сущность и особенности системы социального партнерства
в Беларуси
1.1. Понятие, цели и задачи социального партнерства, его основные 5
принципы
1.2. Нормативно - правовое обеспечение социального партнерства 10
1.3. Субъекты социального партнерства. Представители интересов 12
сторон
1.4. Уровни, объекты и предмет системы социального партнерства 15
1.5. Органы системы социального партнерства 16
2. Правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения
на различных уровнях социального партнерства
2.1. История и понятие коллективных договоров и соглашений 18
2.2. Субъекты коллективных договоров и соглашений 21
2.3. Содержание коллективных договоров и соглашений 23
2.4. Порядок заключения коллективного договора, соглашения 27
2.5. Контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений. 29
Ответственность сторон за неисполнение коллективных договоров
и соглашений
Заключение 30
Список использованных источников 32
-примирительная комиссия для разрешения коллективного трудового спора формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равной основе.
-Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, а также местные советы по трудовым и социальным вопросам формируются на принципах паритета и равенства.
Принцип соблюдения законодательства. Субъекты социального партнерства в своей деятельности должны руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, актами законодательства Республики Беларусь и международными нормами права.
Нормы коллективных договоров и соглашений, которые ухудшают положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными.
Принцип полномочий принятия решений и обязательств. Полномочие – право, предоставленное кому-либо на осуществление какой-либо деятельности. При заключении коллективных договоров и соглашений представители сторон должны иметь документы, в которых подтверждены их полномочия. Такое право устанавливает частью 2 статьи 357 Трудового Кодекса Республики Беларусь.
Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, а также государственными органами или политическими партиями. Не допускается ведение коллективных переговоров или заключение коллективных договоров или соглашений от имени работников лицами, представляющими нанимателей (части 3-4 статьи 356 Трудового кодекса Республики Беларусь). Органы системы социального партнерства должны принимать решения в рамках их полномочий.
Принцип "добровольность принятия обязательств". Данный принцип проявляется в следующем:
-закреплено право, а не обязанность заключения коллективных договоров и соглашений;
-предусмотрен лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть включены в содержание коллективного договора или соглашения.
Принцип учета реальных возможностей в принятии реальных обязательств. Коллективные договоры и соглашения не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства. Необходимо учитывать реальные возможности сторон и воздерживаться от выдвижения требований, реализация которых превышает их возможности.
Принцип обязательности выполнения договоренности и ответственности за принятие обязательства. Стороны должны выполнять договоренности и исполнять принятые обязательства. В противном случае сторона, нарушавшая договоренность или не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязанности, должна понести ответственность.
Принцип отказа от односторонних действий, нарушающих договоренность. Договор – это соглашение, основанное на воле сторон, по этому, не допускается совершение односторонних действий, нарушающих договоренности.
Принцип взаимного информирования сторон переговоров об изменении ситуаций. При необходимости должны приниматься соответствующие меры, чтобы стороны имели доступ к информации, необходимой для компетентного ведения переговоров ( за исключением служебной, коммерческой и военной тайн).
Часть 5 статьи 357 Трудового кодекса Республики Беларусь устанавливает, что наниматели, а также их объединения, а также соответствующие органы государственного управления обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Информация может касаться времени отдыха, заработной платы, рабочего времени и т.д.
Эти принципы должны соблюдаться на всех уровнях системы социального партнерства.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социального партнерства
Взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов определяется отправной конституционной формулой, согласно которой Беларусь провозглашается как государство унитарное, демократическое, социальное и правовое (статья 1 Конституции Республики Беларусь), отношения между ними осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон (статья 14 Конституции Республики Беларусь).
Правовую основу системы социального партнерства составляют в настоящее время, с одной стороны, международно-правовые акты, регули- рующие отношения социального партнерства, а с другой, – нормативно-правовые акты, принимаемые в Республике Беларусь.
К числу международно-правовых актов следует отнести: Конвенцию МОТ № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию»; Конвенцию МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров»; Конвенцию МОТ № 135 «О защите прав представителей трудящихся на пред- приятии и предоставляемых им возможностях»; Конвенцию МОТ № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм»; Конвенцию МОТ № 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация»; Конвенцию МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам».
К числу внутренних нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального партнерства, относятся: постановление Правительства Республики Беларусь от 23.01.1995 года № 41 «Об утверждении положения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы»; постановление Правительства от 24.11.1998 года № 95 «Об утверждении рекомендаций по регулированию оплаты труда на основе тарифных соглашений и коллективных договоров»; Указ Президента Республики Беларусь от 15.07.1995 года № 278, которым создан Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. Указом Президента Республики Беларусь от 5.05.1995 года № 252 утверждено положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам.
Этот Совет рассматривает проекты нормативно-правовых актов по трудовым и социально-экономическим вопросам, вносит предложения по их совершенствованию; разрабатывает проекты Генерального соглашения между сторонами и мероприятия по их реализации, осуществляет контроль за ходом их выполнения; совершенствует механизм взаимодействия сторон по проблемам экономического и социального развития общества, изучает, обобщает и распространяет положительный опыт регулирования социально- трудовых отношений, вырабатывает рекомендации по его практическому применению; информирует общественность о работе Совета, отечественном и зарубежном опыте регулирования социально-трудовых отношений.
Члены Совета имеют право осуществлять
контроль за выполнением концепции развития
социально-партнерских отношений, получают
информацию от государственных органов
о ходе выполнения генеральных, отраслевых
и местных соглашений по социально-трудовым
отношениям; заслушивают выступления
должностных лиц по вопросам социально-трудовых
отношений, информацию о социально-экономическом
положении республики, административно-
В состав Национального совета по трудовым и социальным вопросам входят по 11 представителей от каждой стороны, включая одного сопредседателя, с правом решающего голоса (на основе принципов паритетности). Персональный состав Совета определяется сторонами путем переговоров с учетом принципов полномочности и делегирования прав.
Представительство республиканских объединений нанимателей и профсоюзов определяется пропорционально численности их членов в рамках установленных квот. Совет возглавляет председатель, избираемый Советом из числа сопредседателей. Рабочим органом Совета является секретариат, формируемый председателем Совета. Совет созывается не реже одного раза в квартал. Решения принимаются путем голосования при наличии более половины представителей сторон и считаются принятыми, если каждая из сторон поддержала их большинством голосов. В жизнь эти решения проводятся посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов [19].
На отраслевых и местных уровнях имеются положения о советах по трудовым и социальным вопросам, которые утверждаются Министерством труда Республики Беларусь по согласованию с соответствующими республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов.
1.3. Субъекты социального партнерства. Представители интересов сторон и формы взаимодействия социальных партнеров
Субъектами (сторонами) социального партнерства являются:
- наемные работники;
- наниматели;
- органы государственного управления.
Состав субъектов и их представителей, а также порядок переговоров на разных уровнях и стадиях социального партнерства определяются с учетом особенностей отрасли и региона.
Статья 354 Трудового кодекса Республики Беларусь устанавливает представительство интересов работников.
Согласно этой статье интересы работников могут представлять соответствующие профессиональные союзы, а также представительные органы работников, создаваемые и уполномоченные соответствующими уставами.
Интересы нанимателей (статья 355 Трудового кодекса Республики Беларусь) могут представлять руководитель организации или лица, уполномоченные уставами или иными локальными нормативными правовыми актами, а также объединения нанимателей.
Основными формами социального партнерства являются консультации и коллективные переговоры.
Становление и развитие рынка труда в Республике Беларусь потребовало новых общественных связей в кооперации труда. Все это повлекло необходимость углубления социального партнерства как формы взаимодействия органов государственной власти и управления с профессиональными союзами, объединениями нанимателей и предпринимателей.
Новый Трудовой кодекс впервые в Республике Беларусь не только ввел в предмет трудового права коллективные переговоры и социально- партнерские отношения, но и подробно их урегулировал. В связи с этим утратил свою силу Закон Республики Беларусь от 24.01.1992 года «О коллективных договорах и соглашениях».
Право на организацию и ведение коллективных переговоров на добровольной основе по урегулированию условий труда вытекает из Конвенции МОТ № 98 1949 года, в которой записано, что трудящиеся имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, на ведение коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений.
В 1981 году была принята Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам», в которой устанавливаются правовые основы заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласованных социально-экономических интересов работников и работодателей.
Взаимодействие социальных партнёров может осуществляться в различных формах. Во-первых, путём совместного участия сторон в законотворческой деятельности по проблемам социально-трудовых отношений, т.е. в работе над законопроектами и нормативными актами, подготовке предложений, замечаний по их изменению и совершенствованию. Во-вторых, через консультации, переговоры субъектов социального партнёрства, имеющих различные интересы при решении конкретных вопросов, с целью сближения их позиций или выработки компромиссных, взаимоприемлемых решений.
Консультации проводятся по наиболее сложным социально экономическим вопросам с участием соответствующих специалистов в целях достижения взаимопонимания сторон.
Сторонами социального партнерства являются представители работников, представители нанимателей и государства. Государство как одна их сторон социального партнерства призвано играть различные роли в социальном диалоге:
-роль гаранта
-роль контролера
-роль арбитра
-роль законодателя
-роль крупного собственника и т.д.
Наиболее распространённой
формой партнёрских отношений, в которых
документально закрепляются взаимоприемлемые
решения сторон, участвующих в переговорах,
является заключение соглашений, коллективных
договоров.
Представительство интересов
работников – это основанная на законодательстве,
уставах, положениях, других учредительных
актах деятельность уполномоченных лиц,
органов, организаций работников по отстаиванию
и защите их прав и интересов в отношениях
с уполномоченными лицами, органами и
организациями нанимателей и соответствующих
государственных органов.
В социальном
партнёрстве представителями работников
обычно выступают профессиональные союзы
и их объединения. Если на предприятии
отсутствуют профсоюзные организации,
а также если они объединяют в своём составе
менее половины работников, то представлять
их интересы общим собранием или конференцией
может быть поручено иным организациям.
Наличие иных представителей не может
являться препятствием для осуществления
профсоюзной организацией своих полномочий.
Профессиональный
союз является добровольной общественной
организацией, объединяющей граждан, в
том числе обучающихся в высших, средних
специальных и профессионально-технических
учебных заведениях, связанных общими
интересами по роду деятельности, как
в производственной, так и непроизводственной
сферах, для защиты трудовых, социально-экономических
прав и интересов, вытекающих из общепризнанных
принципов международного права и установленных
Всеобщей декларацией прав человека, Международным
пактом об экономических, социальных и
культурных правах, Международным пактом
о гражданских и политических правах,
конвенции Международной организации
труда и иными ратифицированными в установленном
порядке международными договорами [18].
Представителями
работодателя в осуществлении социально-трудовых
отношений являются руководитель организации
или уполномоченные им лица.