Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 22:04, курсовая работа
Изучение вопросов социального партнерства формирует представление о формах и методах конструктивного социального диалога в сфере труда, имеющихся возможностях поиска компромиссных решений, о путях недопущения или цивилизованного разрешения коллективных трудовых споров.
Целью моей работы было дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его принципы, стороны и уровни, существующую правовую базу социального партнерства, а также проанализировать правовые акты, регулирующие социально - трудовые отношения на различных уровнях социального партнерства.
Введение 3
1. Сущность и особенности системы социального партнерства
в Беларуси
1.1. Понятие, цели и задачи социального партнерства, его основные 5
принципы
1.2. Нормативно - правовое обеспечение социального партнерства 10
1.3. Субъекты социального партнерства. Представители интересов 12
сторон
1.4. Уровни, объекты и предмет системы социального партнерства 15
1.5. Органы системы социального партнерства 16
2. Правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения
на различных уровнях социального партнерства
2.1. История и понятие коллективных договоров и соглашений 18
2.2. Субъекты коллективных договоров и соглашений 21
2.3. Содержание коллективных договоров и соглашений 23
2.4. Порядок заключения коллективного договора, соглашения 27
2.5. Контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений. 29
Ответственность сторон за неисполнение коллективных договоров
и соглашений
Заключение 30
Список использованных источников 32
Представительство интересов нанимателей на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей. При проведении переговоров, заключении соглашений, разрешении трудовых споров, а также при формировании и осуществлении работы комиссий по урегулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей могут представлять соответствующие объединения работодателей. Такие объединения являются некоммерческими организациями, создаваемыми на добровольной основе для представления и защиты интересов и прав работодателей во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления.
Органами социального партнёрства выступают комиссии по урегулированию трудовых и экономических отношений между работниками и работодателем, которые образуются по решению сторон на равноправной основе из наделённых необходимыми полномочиями представителей на всех уровнях управления.
В республике несколько объединений профсоюзов, действующих независимо и осуществляющих представительство и защиту интересов работников, членов профсоюзов, - это Федерация профсоюзов Беларуси (наиболее крупное объединение профсоюзов) и Белорусский конгресс демократических профсоюзов. Профсоюзный плюрализм - одно из проявлений демократических реформ в стране.
Нанимателей в системе социального партнерства в республике представляют руководители предприятий, организаций или объединения нанимателей независимо от форм собственности и хозяйствования. Наиболее крупным объединением нанимателей является Белорусская конфедерация промышленников и предпринимателей, в состав которой вошла Белорусская научно-промышленная ассоциация (БНПА), Белорусский союз предпринимателей (БСП), Белорусский союз предпринимателей и др. Их права и полномочия определяются законодательством и уставами.
В соответствии с конвенциями МОТ организации трудящихся, как и организации нанимателей, не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке, их деятельность может быть прекращена только по решению суда.
1.4. Уровни, объекты
и предмет системы социального
партнерства
Система социального партнерства включает в себя законодательную базу, как основу ее функционирования и развития, принципы, субъекты, функции и объекты социального партнерства, уровни взаимодействия партнеров, механизмы и методы регулирования отношений, организационные структуры и процедуры.
Можно выделить следующие уровни отношений между сторонами социального партнерства:
- национальный;
- отраслевой;
- местный;
- уровень предприятия, организации.
Объектами социального партнерства являются социально-трудовые и другие отношения, складывающиеся в обществе, а также процесс разработки, принятия и реализации согласованной политики исходя из норм законодательства и показателей, характеризующих состояние экономики и социально-трудовой сферы в республике.
В качестве объектов в данном случае рассматриваются отношения между нанимателями и работниками, между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профсоюзов в общенациональных рамках, а также отраслей экономики и регионов.
Предметом обсуждения при заключении договоров являются преимущественно следующие вопросы:
- механизм регулирования оплаты труда и ее размер, индексация доходов населения;
- улучшение условий и охраны труда, экологическая безопасность;
- продолжительность рабочего
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- социальная защита: пенсионное
обеспечение, помощь безработным, инвалидам
и малообеспеченным слоям
- организация взаимоотношений
между представителями
Все эти вопросы, как правило, регулируются в договорах и соглашениях, заключаемых на различных уровнях.
Основным инструментом в механизме социального партнёрства на предприятии выступает коллективный договор, который является документом, фиксирующим результаты договорённостей сторон в области заработной платы, условий труда и занятости, выступает гарантией защиты прав и интересов работников, согласования интересов работополучателей и работодателей.
1.5. Органы системы социального партнерства. Порядок ведения
коллективных переговоров
Коллективные и индивидуальные переговоры, примирение и посредничество, арбитраж и правовое регулирование спорных вопросов и конфликтов образуют систему социально-трудовых отношений в обществе. Приводится в действие система социально-трудовых отношений органами социального партнерства, которые принимают решения исключительно на основе соглашения или голосования.
Основными органами системы социального партнерства являются трехсторонние (двусторонние) комиссии. В их рамках ведутся коллективные переговоры, подготавливаются и заключаются соглашения и коллективные договоры, рассматривается ход их выполнения.
Коллективные переговоры являются стадией, предшествующей заключению коллективного договора.
В соответствии со статьей 356 Трудового кодекса Республики Беларусь представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициаторами коллективных переговоров по заключению, изменению и дополнению коллективных договоров и соглашений.
В этой статье указано, что не допускаются ведение коллективных договоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, государственными органами, политическими партиями. Также не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими нанимателей.
Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, которые другая сторона обязана начать в 7- дневный срок.
В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон.
Для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной ос- нове создают комиссию из управомоченных представителей. Представители сторон коллективных трудовых отношений должны иметь документ, в котором подтверждены их полномочия. Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами коллективных трудовых отношений.
Стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в од- ностороннем порядке, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом.
Наниматели (их объединения), соответствующие органы госу- дарственного управления обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Представители сторон коллективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут от- ветственность в соответствии с законодательством.
Важное значение в системе социального партнерства имеют органы, которые выполняют функции по урегулированию коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Как правило, они организуют свою работу во взаимодействии с представителями нанимателей и наемных работников, органами государственной власти и местного самоуправления.
В Республике Беларусь формируются органы системы социального партнерства. Создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях - комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.
Выполняя свои функции, эти органы обеспечивают функционирование системы социального партнерства в республике [8].
2. Коллективные договоры и соглашения как правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения на различных уровнях социального партнерства
2.1. История и понятие коллективных договоров и соглашений
Впервые коллективные договоры были заключены в Великобритании в конце XVIII века. С этого времени коллективные договоры начали заключаться во многих странах, и сегодня они являются основными регуляторами условий труда.
На каждом этапе исторического развития коллективные договоры отражали соотношение результата борьбы труда и капитала. Чем активнее трудящиеся и профсоюзы боролись за улучшение условий труда и быта, тем больших результатов они добивались.
В Царской России первый коллективный договор был заключен в 1904 году в результате стачки нефтяников на Бакинских промыслах. В советский период коллективные договоры начали заключаться с 1918 года. Сначала коллективные договоры заключались только на частных предприятиях, а с 1925 года – и на государственных. Они регулировали основные условия труда рабочих и служащих. Однако с введением централизованной тарифной системы оплаты труда рабочих и служащих коллективные договоры постепенно утрачивали свое значение и к началу Великой Отечественной войны перестали заключаться [10].
Возобновилась практика заключения коллективных договоров на советских предприятиях в 1947 году. В 1966 году было принято постановление Совета Министров СССР «О порядке заключения коллективных договоров». С этого времени коллективные договоры заключались на всех промышленных предприятиях, заводах и фабриках, в строительных организациях, сельском хозяйстве и др.
После распада Союза ССР коллективные договоры заключались в странах СНГ, в том числе в Республике Беларусь. Коллективными договорами являлись не только локальные правовые акты, но и акты социального партнерства на уровне предприятий между работниками и работодателями. Они являлись морально-политическими актами, определяющими условия поведения сторон морально -политического свойства, направленными на привлечение трудящихся к актуальному участию в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, развивали производственную демократию.
Со времени приобретения Республикой Беларусь независимости практика заключения коллективных договоров продолжалась.
Легальное определение коллективного договора дано в статье 361 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Коллективный договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений). Следовательно, коллективный договор регулирует трудовые отношения на уровне локального нормотворчества, является одной из основных форм самоуправления работников и выполняет, таким образом, защитную функцию трудового законодательства.
Коллективный договор можно рассматривать как институт отрасли тру- дового права, как институт науки трудового права и как раздел учебной дисциплины.
Как институт отрасли трудового права коллективный договор представляет собой обширную совокупность правовых норм (законов, декретов, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций министерств, постановлений и решений местных органов власти и управления), призванных урегулировать все отношения в сфере социального партнерства, коллективных переговоров и заключения, изменения, прекращения коллективных договоров [11].
Соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.
В статье 358 Трудового кодекса Республики Беларусь указано, что соглашения заключаются на республиканском (генеральные соглашения), отраслевом (тарифные соглашения) и местном (местные соглашения) уровнях.
Таким образом, законодатель предусматривает иерархию соглашений между собой, а также их субординацию в отношении централизованного трудового законодательства.
Коллективный договор по сравнению с соглашениями, местное соглашение по сравнению с тарифным и генеральным, тарифное соглашение по сравнению с генеральным могут содержать более льготные трудовые и социально-экономические условия для работников.
Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров. В соответствии с рекомендациями 34 сессии Генеральной конференции МОТ № 91 коллективным договором является любое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, нанимателем, группой нанимателей и, с другой стороны, – одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, представителями трудящихся, надлежащим образом избранных и уполномоченных согласно законодательству страны.