Правовые акты социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Изучение вопросов социального партнерства формирует представление о формах и методах конструктивного социального диалога в сфере труда, имеющихся возможностях поиска компромиссных решений, о путях недопущения или цивилизованного разрешения коллективных трудовых споров.
Целью моей работы было дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его принципы, стороны и уровни, существующую правовую базу социального партнерства, а также проанализировать правовые акты, регулирующие социально - трудовые отношения на различных уровнях социального партнерства.

Содержание работы

Введение 3

1. Сущность и особенности системы социального партнерства
в Беларуси
1.1. Понятие, цели и задачи социального партнерства, его основные 5
принципы
1.2. Нормативно - правовое обеспечение социального партнерства 10
1.3. Субъекты социального партнерства. Представители интересов 12
сторон
1.4. Уровни, объекты и предмет системы социального партнерства 15
1.5. Органы системы социального партнерства 16

2. Правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения
на различных уровнях социального партнерства
2.1. История и понятие коллективных договоров и соглашений 18
2.2. Субъекты коллективных договоров и соглашений 21
2.3. Содержание коллективных договоров и соглашений 23
2.4. Порядок заключения коллективного договора, соглашения 27
2.5. Контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений. 29
Ответственность сторон за неисполнение коллективных договоров
и соглашений

Заключение 30

Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Кульвинской Т.А..doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

     - улучшение охраны труда и состояния экологической безопасности;

     - охраны здоровья, медицинское, социальное и культурное обслуживание населения, и развитие сферы услуг и обеспеченья внутреннего товарного рынка;

     - строительство жилья, объектов социальной сферы и благоустройство населенных пунктов;

     - укрепление социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, имеющих детей, работа с молодежью и детьми.

     Областные, городские и районные тарифные соглашения предусматривают обеспечение стабильной работы трудовых коллективов, совершенствование оплаты труда работников, их социальных гарантий и льгот, обеспечение занятости, установление и поддержание нормального режима труда и отдыха, решение жилищно-бытовых и социально-культурных проблем, создание условий для деятельности профсоюзов и урегулирование трудовых конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.4. Порядок заключения коллективного договора, соглашения

 

 

      Порядок заключения коллективного договора урегулирован нормами трудового законодательства.

      Перед заключением коллективного договора происходит обсуждение в структурных подразделениях или в трудовом коллективе выполнения обязательств по прежнему коллективному договору. В ходе обсуждения рассматриваются предложения в новый коллективный договор участников собраний трудовых коллективов, в подразделениях, в цехах, на предприятии, в структурных подразделениях объединений.

      Принятию проекта коллективного договора предшествуют коллективные переговоры. Представители сторон обеспечиваются нанимателем всеми необходимыми документами, подтверждающими их полномочия. В соответствии с законом наниматели, их объединения, государственные органы управления обязаны представлять информацию, необходимую для ведения переговоров.

       Проект коллективного договора или соглашения составляется на основе предложений работников и сторон для включения в коллективный договор. Эти предложения могут быть сформулированы в устной или письменной форме, они анализируются и обсуждаются на совместном заседании сторон и решением о включении их в проект коллективного договора принимаются на совместном заседании сторон.

       Проект коллективного договора, разработанный на основе предложений рабочих и служащих с учетом конкретных условий данного предприятия, учреждения, организации, составляется в письменном виде и подписывается сторонами, после чего выносится на обсуждение на общее профсоюзное собрание или конференцию. В случае отклонения общим собранием или профсоюзной конференцией коллективного договора либо его части он направляется на доработку в комиссию для учета высказанных замечаний и предложений и повторно выносится на обсуждение на общее собрание или конференцию. Если собрание или конференция отклоняют лишь некоторые положения проекта коллективного договора и соглашения, то можно принять лишь согласованные положения коллективного договора, а по спорным положениям может быть продолжено обсуждение до принятия по ним конкретных решений.

       После его обсуждения на общем собрании и принятия он подпи- сывается сторонами и вступает в действие.

      Примерно такой же порядок обсуждения и принятия существует и в отношении всех видов соглашений. В соответствии с Положением «О порядке регистрации коллективных договоров и соглашений» в настоящее время введена обязательная регистрация коллективных договоров в соответствии с  Трудовым кодексом Республики Беларусь.

      Коллективные договоры регистрируются в местных исполнительных или распорядительных органах по месту регистрации нанимателей [14].

      Генеральные, отраслевые (тарифные) и местные соглашения, содержащие обязательства по условиям труда, занятости, социальным гарантиям работников определенных профессий, отраслей, территорий, реги- стрируются соответственно в республиканском органе государственного управления по труду и в его местных органах.

      Такими органами являются Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и местные органы по труду Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

      Для регистрации представляются следующие документы:

     -  заявление в произвольной форме с просьбой о регистрации;

     - подписанный коллективный договор;

     - копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора (соглашения).

    Не позднее двух недель с момента поступления всех документов на регистрацию в соответствующий орган производится запись в специальном журнале о регистрации коллективного договора или соглашения. На первой странице таких договоров и соглашений ставится штамп о регистрации. Один экземпляр хранится в течение пяти лет в органе, осуществлявшем его

Беларусь.

    Коллективный договор или соглашение заключается на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года. При смене собственника имущества, организации действие коллективного договора регистрацию.

     Коллективные договоры и соглашения заключаются только в письменной форме. Срок их действия определяется статьей 367 Трудового кодекса Республики сохраняется в течение трех месяцев. Однако практика заключения коллективных договоров на уровне предприятия свидетельствует о том, что в большинстве случаев коллективный договор заключается сроком на один год.

     Соглашения, заключаемые на национальном, отраслевом и местном уровнях, могут иметь срок действия до трех лет.

     Изменения и дополнения в коллективный договор и соглашения всех уровней в соответствии со статьей 372 Трудового кодекса Республики Беларусь вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном законом.

       Всех рабочих и служащих, в том числе и принятых на работу впервые, наниматель должен ознакомить с действующим коллективным договором, а также с соглашениями.

      Статья 374 Трудового кодекса Республики Беларусь обязывает нанимателя информировать трудовые коллективы о ходе выполнения коллективного договора и соглашений в сроки, определенные в них, но не реже одного раза в полугодие. Как правило, информируются те работники, от имени которых заключен коллективный договор или соглашение. Способы информирования определяются сторонами [5].

 

     2.5. Контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений. Ответственность сторон за неисполнение коллективных договоров и соглашений

 

 

       В соответствии со статьей 375 Трудового кодекса Республики Беларусь контроль за исполнением коллективного договора или соглашения осуществляется сторонами, а также специально уполномоченными государ- ственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

      Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах» (статья 16) право контроля за исполнением коллективных договоров закреплено за первичными профсоюзными организациями, отраслевыми профсоюзами и их объединениями.

       В случае нарушения условий коллективного договора (соглашения) профсоюзы вправе направить стороне коллективного договора (соглашения) представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в 2-недельный срок.

       Сторона, получившая представление, обязана письменно информировать в 2-недельный срок соответствующий профсоюз. В случае отказа стороны, получившей представление, выполнить требования профсоюзов или в случае недостижения соглашений между ними в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с главой 36 Трудового кодекса Республики Беларусь, где регулируются вопросы разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).

        За неисполнение обязательств, взятых сторонами коллективного договора и соглашения, стороны несут ответственность в соответствии со статьей 376 Трудового кодекса Республики Беларусь. Виновные могут привлекаться к дисциплинарной либо административной ответственности, а в исключительных случаях – к материальной и уголовной [4].

        Так, за односторонний отказ от ведения коллективных переговоров государственными инспекторами труда на нанимателя может налагаться штраф. Для оглашения круга лиц, подлежащих дисциплинарной ответственности за невыполнение коллективного договора, можно после каждого пункта договора указать фамилии ответственных лиц. При явном игнорировании условий коллективного договора профком вправе ставить перед вышестоящими органами вопрос о наказании руководителей органи- зации.

 

 

 

      

 

 

     Заключение

 

     Социальное партнерство как правовой институт регулирует отношения, связанные с разрешением конфликтов, возникающих в трудовой сфере и реализацией принципа равенства сторон в правовых отношениях. 
     Социальное партнерство основывается на закрепленных законом принципах, практическая реализация которых позволяет достичь целей правового регулирования в сфере труда. 
     Социальное партнерство выполняет интегративную, коммуникативную и организаторскую функции. 
     Таким образом, социальное партнерство – один из ведущих институтов трудового права, регулирующий широкий спектр отношений, возникающих в ходе реализации субъективных прав и интересов субъектов трудового права. 

     Социальное партнерство в условиях быстро меняющихся условий труда, является одним из острых вопросов, который необходимо решать. При правильном его решении работник и работодатель смогут максимально эффективно реализовывать свои функции и цели в рамках трудового процесса.  Благодаря этому эффективность деятельности значительно повысится. Прибыль возрастет.

    В Республике Беларусь принципы социального партнерства как основа отношений в трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профсоюзами получили конституционное закрепление, реализуются в национальном трудовом законодательстве и отечественной практике социально-трудовых отношений. 
    Отношения социального партнерства выступают одним их реальных факторов повышения заинтересованности профсоюзов, объединений нанимателей и органов государственного управления в совместном изыскании дополнительных резервов для устойчивого развития экономики на различных уровнях, обеспечения общественной стабильности и консолидации общества. 
     Социальное партнерство не возникает автоматически с появлением рыночного хозяйства. Оно является результатом длительного экономического, политического и социально-культурного развития государства и общества. Для его функционирования необходимо наличие определенных объективных условий, в том числе создание относительного равновесия сил профсоюзов и объединений нанимателей, когда последние не могут не считаться с мнением представителей трудящихся, а государство проводит активную социальную политику. 
     Систему социального партнерства нельзя представлять упрощенно, лишь как взаимодействие субъектов трудовых отношений по заключению коллективных договоров, соглашений. Социальное партнерство — это и конструктивный диалог, и механизм согласования противоречивых интересов, и метод управления трудовыми ресурсами, и путь социальной поддержки трудящихся, и возможность изыскания дополнительных ресурсов для развития трудового коллектива, и своеобразная идеология формирования и реализации социально-трудовой политики в республике, отрасли, регионе. Такое широкое понимание содержания социального партнерства поможет избежать формально-бюрократического подхода к практике коллективно-договорного регулирования в сфере труда, будет способствовать развитию культуры партнерских отношений.

     Беларусь – социальное государство. Это означает, что регулирование спорных ситуаций должно осуществляться, исходя из принципов справедливости и социального равенства. 
     Для этого и предусмотрена система регулирования отношений разных субъектов, в том числе трудового права. 
     Современное экономическое развитие требует создания новых, эффективных методов и способов правого регулирования, быстрого и качественного решения социальных конфликтов и споров. 
    Совершенствование законодательства в данной сфере – одна из главных задач трудового права на современном этапе развития общества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Список использованных источников

 

  1. Важенкова, Т. Н. Трудовое право Республики Беларусь / Т. Н. Важенкова. – Минск : ПТЧУП «Молодежное», 2003. – 179 с.
  2. Волк, Е.А. Нормативные соглашения в трудовом праве. Минск, 2013, с.46
  3. Волк Е.А., Костевич К.С., Томашевский К.Л. Коллективные договоры и соглашения как источники современного трудового права (теория и практика). Минск, 2012. с.13
  4. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Г. А. Василевич [и др.] ; под общ. ред. Г. А. Василевича. – Минск : Амалфея, 2003. – 1120 с.
  5. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / под ред. Г. А. Василевича. – Минск : Амалфея, 2005. – 1136 с.
  6. Круглов, В. А. Трудовое право Республики Беларусь /              В. А. Круглов. – Минск : Дикта, 2006. – 448 с.
  7. Трудовое право : учеб. для вузов / В. И. Семенков [и др.] ; под общ. ред.  В. И. Семенкова. – Минск : Амалфея, 2002. – 672 с
  8. Киеня, Е. А. Повышение эффективности отраслевых тарифных соглашений: автореферат / Е. А. Киеня. – Минск: БГЭУ, 2004. – 21с.
  9. Киеня, Е. А. Социальное партнёрство: учебно-методическое пособие / Е. А. Киеня. – Минск: БГЭУ, 2009. – 103с.
  10. Липень, Л.И. Коллективный договор. – Минск: Амалфея, 1994.
  11. Лютов Н.А. Понятие и предмет коллективных трудовых споров // Государство и право.2003. №1. С.50-56
  12. Михеев, В.А. Основы социального партнерства: теория и политика / М: Экзамен, 2001. С.10-47, 108-160.
  13. Молодцов, М.В. Социальное партнерство в сфере труда // Трудовое право России: учебник для вузов. М: Норма, 2003. Гл.6. С.10-47, 94-120.
  14. Чесалина, О.В. Коллективные трудовые правоотношения в Республике Беларусь на современном этапе: правовые вопросы // Право и демократия: межвуз. сб.научн.тр. Минск, 1999. Вып.10.

    15. Конституция  Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.- 1999.- №1. 1/0;2004 - Рег.№188 1/6032. Cт.14,41.

Информация о работе Правовые акты социального партнерства