Правовые акты социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2015 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Изучение вопросов социального партнерства формирует представление о формах и методах конструктивного социального диалога в сфере труда, имеющихся возможностях поиска компромиссных решений, о путях недопущения или цивилизованного разрешения коллективных трудовых споров.
Целью моей работы было дать понятие социального партнерства, охарактеризовать его принципы, стороны и уровни, существующую правовую базу социального партнерства, а также проанализировать правовые акты, регулирующие социально - трудовые отношения на различных уровнях социального партнерства.

Содержание работы

Введение 3

1. Сущность и особенности системы социального партнерства
в Беларуси
1.1. Понятие, цели и задачи социального партнерства, его основные 5
принципы
1.2. Нормативно - правовое обеспечение социального партнерства 10
1.3. Субъекты социального партнерства. Представители интересов 12
сторон
1.4. Уровни, объекты и предмет системы социального партнерства 15
1.5. Органы системы социального партнерства 16

2. Правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения
на различных уровнях социального партнерства
2.1. История и понятие коллективных договоров и соглашений 18
2.2. Субъекты коллективных договоров и соглашений 21
2.3. Содержание коллективных договоров и соглашений 23
2.4. Порядок заключения коллективного договора, соглашения 27
2.5. Контроль за исполнением коллективных договоров и соглашений. 29
Ответственность сторон за неисполнение коллективных договоров
и соглашений

Заключение 30

Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Кульвинской Т.А..doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

         Предметами коллективного договора являются: условия труда и найма, взаимные обязательства сторон по вопросам производства товаров и оказания услуг на конкретном предприятии, в организации, в учреждении или в их объединениях.

        Коллективный договор – это локальный внутренний нормативно-правовой акт, являющийся одним из основных инструментов реального обеспечения социального партнерства. Он базируется не только на внутренних нормативно-правовых актах, но и на международных, регулирующих вопросы социального партнерства. Законодательство не устанавливает ограничений на заключение коллективных договоров в зави- симости от численности работников, а также на число коллективных договоров, заключаемых с одним нанимателем.

      Законодательство (часть 1 статьи 357 Трудового коднкса Республики Беларусь) обязывает стороны вести коллективные переговоры, но не обязывает их заключать коллективные договоры и соглашения.     

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.2. Субъекты коллективных договоров и соглашений

 

 

   Субъекты коллективных договоров и соглашений – это их стороны, которые являются субъектами трудового права. Согласно статьи 363 Трудового кодекса Республики Беларусь, сторонами коллективного договора являются работники организации в лице представительного органа и наниматель или уполномоченный представитель. В статье 354 Трудового кодекса Республики Беларусь указано, что представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы или иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители.

       В статье 355 Трудового кодекса Республики Беларусь указано, что представителями интересов нанимателя выступают руководители организаций или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными актами этих организаций.  

       Представителями организаций на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей.

       Сегодня на большинстве предприятий республики функционирует одна профсоюзная организация и один профсоюзный комитет. Однако если у нанимателя работники объединены в несколько профсоюзов, то стороной коллективного договора может быть каждый из них от имени объеди- ненных в нем работников; профсоюз, объединяющий большинство работающих у нанимателя работников или имеющие наибольшее число работников и которому это право добровольно предоставлено остальными профсоюзами; совместный орган, добровольно созданный этими профсоюзами. Если у нанимателя более 50 % работников не являются членами профсоюзов, то они могут создавать свой орган в качестве стороны коллективного спора. Второй стороной в коллективном договоре является наниматель или уполномоченный им представитель [13].

      Сторонами соглашений всех трех видов являются:

     - на республиканском уровне – республиканские объединения соответственно профсоюзов и нанимателей, а также Совет Министров Республики Беларусь;

     - на отраслевом уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;

    - на местном уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные органы исполнительной власти.

      Однако профсоюзы (их объединения) не имеют права требовать от органов исполнительной власти, не являющихся нанимателями (или представителями нанимателей), заключения с ними соглашений.

      Сторонами местных межотраслевых (областных, городских, районных) соглашений выступают:

     - соответствующие объединения профессиональных союзов (областной, городской, районный координационный совет председателей комитетов (советов) профсоюза);

     - соответствующие объединения нанимателей (союзы, ассоциации), советы руководителей предприятий, учреждений и организаций области, города, района;

     - местные исполнительные и распорядительные органы (облисполкомы, горисполкомы, райисполкомы, местные администрации) [19].

      Местные исполнительные и распорядительные органы представляют руководители исполкомов областей, городов, главы администраций районов, другие уполномоченные должностные лица.

      Объединения профсоюзов представляют лица, уполномоченные соответствующими областными объединениями профсоюзов, координационными советами профсоюзов города, района. Объединения нанимателей представляют лица, уполномоченные этими объединениями.

      Сторонами областных, городских и районных отраслевых соглашений являются:

     - местные отраслевые объединения профсоюзов (структуры) соответствующих уровней;

     - местные отраслевые объединения нанимателей (структуры) соответствующих уровней;

     - отраслевые органы управления исполкомов соответствующих уровней и местных администраций.

      При наличии множественности субъектов, которые могут при заключении соглашений претендовать на представительство интересов наемных работников или нанимателей, принципиальное значение имеет содержащаяся в п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 15.07.1995 г. «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» рекомендательная форма, согласно которой признается целесообразным заключать между субъектами социального партнерства на всех уровнях одно соглашение. Как отмечено в Указе, это диктуется целями обеспечения работникам однородных профессий, организаций и отраслей единых условий оплаты труда, предоставления им одинаковых социальных гарантий и предупреждения социальных конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.3. Содержание коллективных договоров и соглашений

 

 

      Содержание коллективного договора определяется нормами и обяза- тельствами, которые взяли на себя стороны коллективного договора.

      Коллективные договоры, заключаемые на предприятиях всех форм собственности и видов, могут состоять из четырех разделов.

      В первый раздел включаются нормативные положения, которые состоят из отдельных норм централизованного законодательства и локальных норм, разработанных сторонами с учетом местных воз- можностей и в пределах предоставленных им прав.

      Причем эти нормативные положения могут состоять из двух групп.

      Первая – нормативные положения; она может включать в себя нормы, имеющие не только регулятивное, но и информационное значение с целью ознакомления работников с установленными законодательством важнейшими условиями труда и дополнительными льготами для рабочих и служащих. Однако содержание этих норм должно быть оптимальным, и оно не должно перегружать коллективный договор.

      Вторую группу составляют локальные нормы и обязательственные положения, действующие на данном предприятии. Эти нормы, как правило, приняты по вопросам, которые либо не урегулированы нормами трудового законодательства, либо урегулированы недостаточно и их смысл сводится к повышению гарантий реализации трудовых прав работников на предприятии.

        К их числу могут относиться недостаточно урегулированные вопросы по определению форм и систем оплаты труда работников, по установлению различного рода надбавок и доплат к заработной плате, по определению направлений использования форм материального поощрения, технического переоснащения предприятий и социального развития предприятий.

       К числу локальных норм второй группы могут относиться нормы, которые регулируют право работников на получение части прибыли, индексацию несвоевременно выплаченной заработной платы, социальную защиту инвалидов и лиц с пониженной трудоспособностью и другие.

       Во второй раздел включаются обязательства нанимателя по улуч- шению условий труда и быта работников.

       Третий раздел включает в себя обязательства трудового коллектива по вопросам повышения эффективности общественного производства, снижения себестоимости и улучшения качества выпускаемой продукции.

      Четвертый раздел включает совместные обязательства нанимателя и трудового коллектива.

      В этот раздел включаются следующие положения:

     - об организации труда и повышении эффективности производства;

     - о нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;

     - о размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;

     - о продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

     - о создании здоровых и безопасных условий труда, об улучшении и охране здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, об охране окружающей среды;

     -  о заключении и расторжении трудовых договоров;

     - об обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;

     - о регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

     -  о строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социаль- но-культурного назначения;

     - об организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

     - о предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

     -  об улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

     - о создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;

     - о минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;

     - об ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

     - о гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;

     - об ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

     - о других трудовых и социально-экономических условиях.

      Коллективный договор имеет соответствующие приложения. К ним могут быть отнесены:

     - положение о премировании и депремировании работников;

     - положение о надбавках и доплатах к заработной плате;

     - положение о предоставлении дополнительных отпусков;

     - сметы расходов Фонда социального развития, Фонда производства науки и техники;

     - сметы расходов Фонда материального поощрения;

     - соглашения по вопросам охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии;

     - список лиц с ненормированным рабочим днем;

     - список работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда и др.  

     Содержание соглашений определяется сторонами в пределах их компетенции. В соответствии со статей 360 Трудового кодекса Республики Беларусь генеральные соглашения содержат положения:

     - о развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений; об основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе о минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;

     - о заработной плате работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, о государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;

     - об обеспечении занятости;

     - об охране труда и окружающей среды;

     - о иных трудовых и социально-экономических условиях.

      Тарифные соглашения как отраслевые ориентируются, главным образом, на интересы работников и нанимателей данной отрасли, но с учетом решения социально-экономических проблем в межотраслевом плане.

      Отраслевые соглашения, как правило, включают:

     - отраслевой уровень минимальной заработной платы, соотношения ее размеров по квалификационным группам или по конкретным размерам ставок и окладов;

     - гарантированные размеры доплаты надбавок компенсационного характера;

     - порядок регулирования заработной платы, минимальные гарантии, связанные с ростом цен, уровнем инфляции, повышением стоимости жизни;

      - правила найма и увольнения, условий охраны труда, режимов труда и отдыха;

     - положения о содействии занятости, переквалификации работников, меры по их социальной защите.

      В эти соглашения включаются гарантии обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья работников, а также мероприятия по соблюдению интересов работников при приватизации государственных предприятий, ведомственного жилья и других. Сюда же включается проце- дура заключения отраслевых соглашений, методы контроля за их исполнением и порядок разрешения возникающих споров.

     Содержание местных соглашений определяется их сторонами. Как пра- вило, в областные, городские, районные, местные соглашения включаются следующие положения:

     - создание условий для стабилизации экономики региона и обеспечения занятости населения;

Информация о работе Правовые акты социального партнерства