Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии роли кадровой службы в современных условиях.
Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:
раскрыть сущность и роль в организации кадровой службы;
выявить основные принципы построения кадровой службы организации;
показать роль кадровой службы в современных организациях:
дать некоторые советы по улучшению функционирования кадровой службы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….3
1. КАДРОВАЯ СЛУЖБА И ЕЕ УСТРОЙСТВО………………………………5
1.1 Понятие и суть кадровой службы………………………………….….5
1.2 Организация кадровой службы, структура положения об отделе кадров. Должностные инструкции сотрудников отдела кадров……………….9
1.3 Задачи и функции и структура кадровой службы…………………….12
2. КАДРОВАЯ СЛУЖБА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………….…19
2.1 Роль и значение кадровой службы в современных условиях………19
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Сибинтур»………………………….…24
3.1 Краткая характеристика и анализ структуры предприятия ООО «Сибинтур»……………………………………………………………………..24
3.2 Кадровый инкубатор как элемент совершенствования кадровой политики…………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………
От бухгалтерии отдел кадров получает штатное расписание, расчеты потребности в рабочей силе, справки о заработной плате для оформления пенсий по возрасту и инвалидности.
В бухгалтерию отдел кадров представляет сведения о списочной численности работников, прогулах, текучести кадров, табель учета рабочего времени, проекты приказов о приеме, перемещении и увольнении материально ответственных лиц, листы временной нетрудоспособности для оплаты, сведения о приеме, перемещении, увольнении и очередных отпусках работников предприятия.
В разделе «Права» указаны основные полномочия, которыми наделен отдел кадров, в частности: право требовать от всех подразделений предприятия необходимых для полноценной работы отдела кадров материалов; право принимать работников предприятия по вопросам приема, перемещения и увольнения; право осуществлять связь с другими организациями по вопросам подбора кадров; право требовать от других подразделений обязательного выполнения тех указаний, которые предусмотрены положением об отделе кадров.[6,c.105]
В разделе «Ответственность»
установлена ответственность
Любая должностная инструкция работника предприятия имеет три раздела: должностные обязанности, требования к знаниям и требования к квалификации по разрядам оплаты.
Обязанности начальника кадровой службы.
К основным должностным обязанностям
начальника отдела кадров относится
осуществление следующих
-руководство работой службы
-разработка необходимой документации, предложений, рекомендаций, инструкций и т.п.
-проведение работы по
защите информации, составляющей
государственную, коммерческую
-обеспечение рационального распределения нагрузки между работниками отдела
-создание условий для
роста и повышения
-осуществление контроля за соблюдение работниками правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и противопожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины
-внесение предложений
о поощрении отличившихся
-контроль за своевременным составлением отчетности
Начальник кадровой службы должен знать:
1) постановления, распоряжения,
приказы, другие руководящие и
нормативные документы
2) нормативные акты и методические рекомендации, определяющие порядок проведения работ в отделе
3) основы экономики, организации труда и управления
4) законодательство о труде и охране труда в РФ
5) правила внутреннего трудового распорядка
6) правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.3 Задачи, функции и структура кадровой службы
Теперь поговорим подробнее о задачах, функциях и структуре организации.
Кадровая служба решает следующие задачи:
-осуществление работы
по подбору, расстановке и
-формирование стабильно
работающего трудового
-создание кадрового резерва
-организация системы учета кадров
Кадровая служба выполняет следующие функции:
-работка планов
-оформление приема, перевода
и увольнения работников в
соответствии с трудовым
-учет личного состава
-хранение и заполнение трудовых книжек, ведение документации по делопроизводству
-контроль за исполнением
руководителями подразделений
-изучение движения кадров, анализ текучести кадров, разработка мероприятий по ее устранению
-анализ деловых качеств
специалистов организации с
-создание условий для
повышения образовательного и
квалификационного уровня
-работа по созданию резерва на выдвижение
-подготовка предложений по улучшению расстановки и использованию работников
-подготовка и систематизация
материалов для аттестационной
комиссии подготовка
-принятие мер по
-организация контроля
за состоянием трудовой
-ведение всей отчетности по кадровым вопросам[15,c.90]
Полномочия, которыми, как правило, наделена кадровая служба, заключаются в следующем:
-право требовать от
всех подразделений
-право принимать работников
организации по вопросам
-право взаимодействовать с другими организациями по вопросу подбора кадров
-право требовать от
других подразделений
Структура кадровой службы.
Полноценная кадровая служба обычно включает в себя несколько секторов с четким разделением функции:
1) сектор учета и анализа, кадрового делопроизводства. В его компетенцию входит разработка кадрового плана в бизнес-плане организации, подготовка штатного расписания, должностных инструкций, учет кадров, создание базы данных о сотрудниках, формирование и ведение личных дел сотрудников и т.д.;
2) сектор подбора специалистов (рекрутинга) занимается комплектованием штата, кадровым планированием, поиском и отбором персонала, оценивает профпригодность соискателей, оформляет прием на работу и т.д.;
3) сектор потенциала обучает нового работника, вводит его в должность, организует обучение, повышение квалификации, планирует карьеру и т.д. сектор мотивации проводит исследование индивидуальной и групповой мотивации, проводит аттестацию, разрабатывает системы стимулирования персонала, премирования и т.п.;
3) сектор социальной политики создает благоприятный психологический климат в коллективе, внедряет корпоративную культуру, проводит социометрические исследования, поощряет индивидуальную и групповую инициативу, создает условия для творчества и развития.
Если организация не очень большая, эти сектора могут быть объединены.
Деятельность любого подразделения должна начинаться с составления положения об этом подразделении. Положение о кадровой службе должно состоять из следующих разделов: общие положения, задачи, структура, функции, взаимоотношения с другими подразделениями, права, обязанности, ответственность.
Место кадровой службы в структуре организации.
Кадровая служба предприятия – это совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами (руководители, специалисты, исполнители), призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики. Люди – важнейший ресурс любой организации. Они создают новые продукты, контролируют качество, аккумулируют и используют финансовые ресурсы. Люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. В то время как другие ресурсы ограничены, возможности и инициатива людей, человеческие ресурсы безграничны.
Возрастающее стремление предпринимателей выжить в жесткой конкурентной борьбе, обеспечить стабильную перспективу развития производства заставляет их заботиться о внедрении новой техники и технологии, инновационных процессов, что обуславливает необходимость постоянного совершенствования человеческих ресурсов. Все большее значение приобретают вопросы планирования их развития. В практической деятельности особое внимание уделяется формированию новой трудовой мотивации и морали, готовности разделять с предпринимателем риск нововведений, перспективному развитию кадров для выполнения квалификационных видов работ и приспособления к постоянно меняющимся условиям производства.
Управление персоналом является подсистемой в более глобальной системе управления бизнесом, осуществляемого в рамках определенной организационной иерархической структуры.
Система управления персоналом обладает рядом свойств:
– является первым слоем управления любой организации, так как именно люди, объединенные общими целями, эту организацию и составляют;
– присутствует во всех функциональных сферах деятельности – производстве, маркетинге, финансовой сфере, эккаунтинге, инновационной сфере; – ее главные цели совпадают с целями организации;
– она имеет общие черты, свойственные коллективам людей – потребность в общении, возможность возникновения конфликтов и т.д.
Содержание системы управления персоналом составляет:
– определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг;
– формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);
– кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);
– система общей и профессиональной подготовки кадров;
– адаптация работников на предприятии;
– оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;
– оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия;
– система развития кадров (подготовка
и переподготовка, повышение гибкости
в использовании на производстве, обеспечение
профессионально-
– межличностные отношения между работниками, между работниками, администрацией и общественными организациями;
– деятельность многофункциональной кадровой службы как органа, ответственного за обеспечение предприятия рабочей силой и за надежную социальную защиту работника.
Таким образом, система управления персоналом, содействует достижению наибольшей эффективности предприятия (фирмы) включает:
– помощь фирме в достижении ее целей;
– эффективное использование потенциала работника;
– обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными работниками;
– развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает желанной работу в этой фирме;
– связь службы управления персоналом со всеми работниками;
– создание благоприятного морального климата.
Функции, структура и задачи кадровой службы тесно связаны с характером развития экономики, пониманием руководством предприятия роли персонала в выполнении целей и задач, стоящих перед производством (организацией). В условиях ориентации экономики на использование экстенсивных методов кадровая служба была представлена чаще всего немногочисленным отделом кадров, отделом подготовки кадров (технического обучения), службой быта. Функции отдела кадров на отечественных предприятиях сводились в основном к найму и увольнению рабочей силы, ведению делопроизводства. Это низвело отдел кадров до второстепенного структурного подразделения, фактически выполняющего лишь указания руководства предприятия и заказы руководителей структурных подразделений в отношении набора рабочей силы со стороны. Различными видами кадровой работы были заняты другие подразделения заводоуправления: отдел труда и заработной, плановый отдел, партком профсоюзная организация, отдел техники безопасности, служба главного технолога, отдел технического обучения и др. Большая разобщенность всех этих узкоспециализированных структурных подразделений снижала эффективность работы с кадрами, не позволяла комплексно решать задачи формирования и тем более эффективного использования кадров. Кадровая служба не была наделена функциями планирования, организации, координирования, стимулирования, контроля, не участвовала в выработке кадровой политики, ограничиваясь текущей работой с кадрами. По сути дела, на большинстве отечественных предприятий и самой кадровой службы как совокупности взаимосвязанных структурных подразделений, участвующих в управлении персоналом, не было. Появление в последние годы должности заместителя генерального директора по кадрам не спасло ситуацию, так как ему, как правило, подчинялись лишь отдел кадров, отдел подготовки кадров и помощник директора по быту.
Информация о работе Роль кадровой службы на предприятии, ее функции, задачи и структура