Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 05:25, курсовая работа
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 19931 года определяет Россию как федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие, способы и формы защиты трудовых прав и интересов сторон трудовых отношений 5
1.1. Понятие и способы защиты трудовых прав и интересов сторон трудовых отношений 5
1.2. Формы защиты трудовых прав и интересов сторон трудовых отношений 11
ГЛАВА 2. Юрисдикционные и неюрисдикционные органы, осуществляющие защиту трудовых прав и свобод работников и работодателей 20
2.1. Защита трудовых прав и интересов работников государственными органами 20
2.2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами и самозащита работниками своих трудовых прав 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
В условиях стабильности трудового правопорядка, в котором участвуют все элементы механизма правового регулирования труда, эффективнее реализуются трудовые права и обязанности субъектов трудовых и непосредственно связанных с ними правоотношений, а в случаях трудовых правонарушений быстрее и полностью защищаются и восстанавливаются трудовые права работников.
Содержанием трудового правопорядка является правомерное поведение всех субъектов трудового права. Поскольку он складывается на основе норм трудового права, то в силу этого охраняется, защищается государством.
Способы защиты трудовых прав работников являются одновременно гарантиями законности в сфере труда и трудового правопорядка. Конкретный уровень (нормальный, высокий, низкий) трудового правопорядка и законности в сфере труда в каждой организации отражает и состояние общественной жизни в социальной сфере в правовом государстве. К высокому уровню трудового правопорядка и законности в сфере труда на каждом производстве должны стремиться как к результату правового регулирования труда все субъекты трудового права.
Работодатель, его представители не имеют права препятствовать работникам в осуществлении всех форм самозащиты своих трудовых прав (а не только по ст. 379 ТК). А преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты своих трудовых прав ст. 380 ТК запрещает. За нарушение данного запрета они несут ответственность как за нарушение трудового законодательства, установленную Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях и даже Уголовным кодексом.
Ответственность за нарушение трудового законодательства и охраны труда как дисциплинарную, так и административную (штраф) и материальную, а в соответствующих случаях — уголовную, несут виновные должностные лица администрации, работодатель. Виновные в этом руководители производства, его подразделений и их заместители могут быть по требованию профсоюзного органа наказаны вплоть до увольнения, смещены с занимаемой должности. Работники за нарушение инструкций по охране труда привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях — к материальной и уголовной ответственности.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: так как, высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, то государство обязано и должно защищать человека любыми законными способами.
1.2. Формы защиты трудовых прав и интересов сторон трудовых отношений
Трудовой кодекс не дает
ответа на вопрос, что такое форма
защиты и каким образом разграничить
понятия формы и способа
Юрисдикционная форма
представляет собой
В административном
праве юрисдикционная форма
Применение юрисдикционных форм, как правило, связано с принципом диспозитивности. Вопрос об использовании или неиспользовании предоставленного права на защиту работник решает самостоятельно. В этом случае работник для защиты своих трудовых прав может выбрать следующие варианты:
Если работник обращается в государственные органы за защитой своего права, то возникают отношения с участием государственного органа, в которых могут быть использованы меры государственного принудительного характера.
Указанные меры включают в себя:
Однако отношения
по привлечению работодателя
государственным органом к
Властные полномочия государственных органов могут быть реализованы и на локальном уровне путем составления акта о недопустимости применения условий, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством. Поэтому выделение локальной формы защиты не совсем логично. Очевидно, юрисдикционная форма защиты должна отличаться от неюрисдикционной формы защиты по субъектному составу отношений, возникающих при ее использовании. Неюрисдикционная форма влечет возникновение отношений без участия властных государственных органов, тогда как использование юрисдикционной формы защиты приводит к возникновению отношений с участием полномочных государственных органов, в которых они могут реализовать властные полномочия.
Рассмотрение форм защиты субъективных прав работников невозможно без учета требований гражданского процессуального законодательства, поскольку применение норм трудового права происходит по имеющимся в его содержании правилам.
В юридической литературе высказывались различные суждения о сфере реализации права на самозащиту. Так, В.П. Грибанов, В.А. Рясенцев утверждали, что самозащита допускается во внедоговорных отношениях12. М.И. Брагинский, Н. И. Клейн полагают, что она возможна во внедоговорных отношениях и в некотором объеме - в договорных отношениях13. Позиция Г.Я. Стоякина такова, что самозащита допустима только в договорных отношениях14. Наконец, Ю.Г. Басин обосновал мнение о возможности самозащиты как во внедоговорных, так и в договорных отношениях15.
Содержание ст.12 и 14 ГК РФ не дает повода для сомнения в возможности самозащиты как во внедоговорных, так и в договорных отношениях. Однако, способ защиты приводит к возникновению соответствующих отношений, в частности по самозащите трудовых прав. Тогда как форма предполагает осуществление определенной деятельности, которая должна иметь соответствующее процессуальное оформление ее результатов, в частности по устранению нарушений трудовых прав работников. Надлежащая оценка действиям (бездействию) по самозащите трудовых прав может быть дана в соответствующей процессуальной форме, например, судебными органами, а также органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудовых прав. В связи с этим процессуальное оформление самозащита трудовых прав может получить только после вмешательства в отношения между работником и работодателем полномочных государственных органов, что приведет к возникновению новых отношений: по государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав работников и (или) по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Поэтому более правильно рассматривать самозащиту как способ защиты трудовых прав, то есть как действие (бездействие), приводящее к возникновению отношений по самозащите трудовых прав. В связи с изложенным отметим еще раз, что под способом защиты трудовых прав нами понимаются действия, которые приводят к возникновению соответствующих отношений, тогда как форма предполагает осуществление определенной деятельности в рамках возникших отношений, в результате которой реализуются права и обязанности участников этих отношений, что предполагает соответствующее процессуальное оформление.
В трудовом праве юрисдикционная форма защиты представляет собой деятельность предусмот ренных законом органов по защите трудовых прав и интересов.16Такой административный порядок защиты субъективных трудовых прав представляет собой проявление публично-правовых начал в регулировании трудовых отношений. Административный порядок защиты трудовых прав включает:
Однако нельзя не заметить, что административный порядок не имеет в своем содержании правил, регламентирующих вступление в законную силу актов административных органов. Поэтому по общему правилу их принудительное исполнение происходит только после их признания законными и обоснованными судебными органами по заявлению одного из участников отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав. Однако в этом случае исполняется судебное решение, которое может быть вынесено судом только после рассмотрения гражданского дела, то есть после возникновения отношений, урегулированных нормами гражданского процессуального права. В связи с этим деятельность по государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав не заканчивается достижением указанной цели - обеспечением реализации трудовых прав работника. В подобной ситуации данная цель достигается не в отношениях по государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав, а в отношениях по рассмотрению и разрешению заявлений судебными органами, которые урегулированы нормами гражданского процессуального права.
Хотя возможность
защиты трудовых прав
Работник, находящийся
в подчинении работодателя, не
может самостоятельно защищать
свои права и законные
Государственный надзор и контроль как способ защиты трудовых прав приводит к возникновению отношений, входящих в предмет трудового права. Осуществление государственной деятельности в форме юрисдикционной защиты трудовых прав является отличительной особенностью метода трудового права.
Деятельность государственных органов по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права является одной из юрисдикционных форм защиты трудовых прав работников. Можно выделить следующие особенности данной юрисдикционной формы защиты трудовых прав работников:
Следовательно,