Способы защиты трудовых прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 05:25, курсовая работа

Описание работы

Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 19931 года определяет Россию как федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие, способы и формы защиты трудовых прав и интересов сторон трудовых отношений 5
1.1. Понятие и способы защиты трудовых прав и интересов сторон трудовых отношений 5
1.2. Формы защиты трудовых прав и интересов сторон трудовых отношений 11
ГЛАВА 2. Юрисдикционные и неюрисдикционные органы, осуществляющие защиту трудовых прав и свобод работников и работодателей 20
2.1. Защита трудовых прав и интересов работников государственными органами 20
2.2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами и самозащита работниками своих трудовых прав 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Файлы: 1 файл

kursovaya_2003.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 Государственный надзор и контроль является одной из юрисдикционных форм защиты трудовых прав граждан. Форма защиты трудовых прав включает в себя не только осуществление определенной деятельности, в частности совершение действий, направленных на возникновение отношений по защите трудовых прав граждан, но и ее соответствующее оформление в виде правоприменительного акта. Поэтому к числу неюрисдикционных форм следует отнести деятельность полномочных представителей работодателя, которые оформляют правоприменительным актом реализацию трудовых прав работников.             К числу неюрисдикционных форм защиты трудовых прав работников, на наш взгляд, следует отнести деятельность по урегулированию коллективных трудовых споров, поскольку она оформляется в виде рекомендаций, соглашений, решений, которые могут иметь для участников коллективного трудового спора обязательную силу.

  В связи с изложенным можно выделить два обстоятельства, которые отличают форму от способа защиты трудовых прав. К их числу относятся:

  • надлежащее оформление деятельности по защите трудовых прав, в частности издание правоприменительных актов полномочными лицами;
  • обязательность принятых по результатам данной деятельности решений, включая рекомендации, соглашения, для участников соответствующих отношений. Тогда как способ защиты трудовых прав в нашем понимании включает в себя совершение действий, повлекших возникновение отношений по защите трудовых прав.

 Данные действия  не приводят к оформлению результатов  деятельности по защите трудовых  прав. В свою очередь, форма защиты трудовых прав предполагает надлежащее правовое оформление деятельности в данном направлении путем издания соответствующих актов, а также принятие решений, в том числе рекомендаций и соглашений. Таким образом, способ защиты трудовых прав может получить соответствующую форму такой защиты, если возникшие в результате его использования отношения заканчиваются надлежащим правовым оформлением результатов деятельности по защите трудовых прав. Юрисдикционная форма защиты трудовых прав отличается от неюрисдикционной тем, что в отношениях по защите трудовых прав, в оформлении результатов деятельности по такой защите участвуют государственные органы, обладающие властными полномочиями, которые могут быть реализованы ими путем издания правоприменительного акта, обязательного для исполнения.

  Рассмотрим две формы юрисдикционной защиты прав граждан, которые вытекают из применения соответствующих им способов защиты трудовых прав. Такими формами являются:

  • государственный надзор и контроль за соблюдением трудовых прав граждан;
  • судебная защита трудовых прав.

 Таким образом,  государственный надзор и контроль  является не только способом  защиты трудовых прав, что предполагает  совершение действий, направленных  на возникновение отношений по  государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав граждан, но и юрисдикционной формой защиты трудовых прав, реализация которой происходит путем издания правоприменительного акта, обязательного для исполнения с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов работников.

 Следовательно, государственный  надзор и контроль является  одним из способов защиты трудовых  прав работников, использование  которого приводит к возникновению  отношений по государственному  надзору и контролю за соблюдением  норм трудового права. В этих отношениях может получить процессуальное оформление устранение допущенных работодателем нарушений трудовых прав работников. Однако функцию по защите трудовых прав государственный надзор и контроль выполняет только после реального восстановления трудовых прав, что предполагает принудительное исполнение решений органов государственного надзора и контроля по устранению выявленных ими нарушений трудовых прав и законных интересов работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Юрисдикционные и неюрисдикционные органы, осуществляющие защиту трудовых прав и свобод работников и работодателей

 

2.1. Защита трудовых  прав и интересов работников  государственными органами

 

В ст. 352 ТК РФ перечислены  основные способы защиты трудовых прав работников. К их числу отнесены:

  • государственный надзор за соблюдением трудового законодательства
  • защита трудовых прав работников профессиональными союзами
  • самозащита трудовых прав

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ к числу способов защиты трудовых прав работников следует  отнести ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров. В  законодательстве перечень возможных  вариантов восстановления нарушенного  права работников не определен исчерпывающим образом.

В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждому  гарантируется защита своих прав, в том числе и в сфере  труда, не запрещенными законом способами. Поэтому работник может использовать различные способы защиты нарушенного  права, которые не запрещены федеральным законом.

Одним из способов защиты трудовых прав работников является государственный  надзор17 за соблюдением трудового законодательства. Надзор за соблюдением трудовых прав работников могут осуществлять полномочные государственные органы. Как правило, основанием для их вмешательства в трудовые отношения является обращение работника с заявлением о восстановлении нарушенного права.

 

Однако в установленных  федеральным законом случаях  государственные органы по надзору  за соблюдением норм трудового права  могут выступать в защиту неопределенного  круга работников, например, при  осуществлении деятельности, направленной на признание недействующими нормативных правовых актов. Государственные органы по надзору за соблюдением трудового законодательства перечислены в ст. 353 ТК РФ. Однако правовое положение этих органов изменилось в связи с изданием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», поскольку основные органы надзора за соблюдением трудового законодательства входят в систему государственной исполнительной власти. Органом государственного надзора за соблюдением норм трудового права является государственная инспекция труда, которая до издания названного Указа Президента РФ, находилась в ведении Министерство труда РФ и его региональных органов. В настоящее время создается Федеральная служба по труду и занятости в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которая будет осуществлять государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. В этой Федеральной службе будет находиться государственная инспекция труда.

В ч. 2 ст. 353 ТК РФ к числу  органов государственного надзора  за соблюдением трудового законодательства в отдельных отраслях и на отдельных  объектах промышленности отнесены специально уполномоченные органы, которые в  соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 31418 также имеют статус федеральной службы.

В ст. 366 ТК РФ к числу  специально уполномоченных органов  отнесен Государственный горный и промышленный надзор, который названным  Указом Президента РФ преобразован в  Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, находящуюся в непосредственном ведении Правительства РФ. Специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением безопасности мероприятий при обслуживании электрических и теплоиспользующих установок в ст. 367 ТК РФ названы органы государственного энергетического надзора. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 функции по осуществлению данного вида надзора также переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. В ст. 368 ТК РФ специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением санитарно- гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил названы органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 функции по осуществлению государственного надзора за соблюдением указанных норм и правил переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В ст. 369 ТК РФ специально уполномоченным органом за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности назван Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 функции по осуществлению данного вида надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и по атомному надзору, находящейся в ведении Правительства РФ.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные эму прокуроры в соответствии с имеющейся у них компетенцией19.В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор может выступить в защиту неопределенного круга работников, путем предъявления в суде требований о признании недействующими нормативных правовых актов. В частности, прокуроры Генеральной прокуратуры РФ могут обращаться с заявлением о признании недействующими любых нормативных правовых актов в сфере труда.

Прокуроры субъектов Российской Федерации могут требовать в суде признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ, органов местного самоуправления, локальных актов организаций, которые действуют на территории их юрисдикции. Районные (городские) прокуроры могут потребовать признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего органа местного самоуправления, а также локальных нормативных правовых актов организаций, действующих на территории их юрисдикции. Таким образом, реализация надзорных полномочий прокуроров в сфере нормативного регулирования заканчивается обращением в суд, который по заявлению прокурора может признать нормативный правовой акт недействующим, то есть не порождающим правовых последствий с момента вступления судебного решения в законную силу.

В соответствии со ст. 39 ГПК  РФ прокурор может выступить в  защиту прав и свобод конкретного  гражданина только на основании поданного  им заявления. Однако прокурор не имеет  властных полномочий для воздействия  на работодателя, допустившего нарушение трудовых прав гражданина. В связи с чем при защите прав и законных интересов конкретного гражданина прокурор может потребовать их устранения в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Защита трудовых  прав работников профессиональными союзами и самозащита работниками своих трудовых прав

 

Трудовой кодекс предусматривает  способы защиты трудовых прав работников, защита профессиональными союзами и самозащита работниками своих трудовых прав. В трудовом кодексе присутствует целая глава 58 о защите профессиональными союзами. Подчеркивая роль общественности в защите законных интересов человека, Конституция РФ указала, что каждый имеет право создавать профессиональные союзы. К сожалению, можно констатировать, что на предприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников. Это происходит по разным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, поскольку последние ограничивают их всевластие; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профкома или в комиссии по трудовым спорам. В условиях безработицы для сохранения своего рабочего места работник иногда вынужден пожертвовать своими законными правами.

 Глава 58 Трудового  кодекса РФ посвящена защите  трудовых прав работников профессиональными союзами. Статья 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определяет, что профсоюз создается для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его членов»20. Основной функцией профсоюзов является функция защиты, которая реализуется в четырех организационно-правовых формах: участия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в организации; участия в разрешении трудовых споров; осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

 Участие профсоюзов  в отношениях социального партнерства,  установлении условий труда в  организации через институт коллективного  договора и другие соглашения  о труде должно стать основной, главной формой реализации защитной функции профсоюзов.

 Полномочия профессиональных  союзов в урегулировании коллективных  трудовых споров закреплены Трудовым кодексом РФ и Законом РФ от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»21. Здесь проявляется тесная взаимосвязь защитной и представительной функции профсоюзов.

 В литературе высказывается  мнение о том, что после образования  государственной инспекции труда  легализация инспекций профсоюзов (правовых и технических) не  оправдана, т.к. они не имеют властных полномочий. Следует заметить, что интересы инспекций совпадают, а в случае массовых проверок государственной инспекции труда необходима помощь инспекций труда профсоюзов. Действующее законодательство указывает на необходимость их совместных действий.22

 Статья 370 ТК РФ  раскрывает право профсоюзов  на осуществление контроля за  соблюдением трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права. Профсоюзные инспектора  труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:

  • проводить независимую экспертизу условий труда;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям обязательные для рассмотрения предписания об устранении выявленных нарушений;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров;
  • принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Профессиональные союзы, их инспекции при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля.

Информация о работе Способы защиты трудовых прав граждан