Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 05:25, курсовая работа
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 19931 года определяет Россию как федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие, способы и формы защиты трудовых прав и интересов сторон трудовых отношений 5
1.1. Понятие и способы защиты трудовых прав и интересов сторон трудовых отношений 5
1.2. Формы защиты трудовых прав и интересов сторон трудовых отношений 11
ГЛАВА 2. Юрисдикционные и неюрисдикционные органы, осуществляющие защиту трудовых прав и свобод работников и работодателей 20
2.1. Защита трудовых прав и интересов работников государственными органами 20
2.2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами и самозащита работниками своих трудовых прав 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
Государственный надзор и контроль является одной из юрисдикционных форм защиты трудовых прав граждан. Форма защиты трудовых прав включает в себя не только осуществление определенной деятельности, в частности совершение действий, направленных на возникновение отношений по защите трудовых прав граждан, но и ее соответствующее оформление в виде правоприменительного акта. Поэтому к числу неюрисдикционных форм следует отнести деятельность полномочных представителей работодателя, которые оформляют правоприменительным актом реализацию трудовых прав работников. К числу неюрисдикционных форм защиты трудовых прав работников, на наш взгляд, следует отнести деятельность по урегулированию коллективных трудовых споров, поскольку она оформляется в виде рекомендаций, соглашений, решений, которые могут иметь для участников коллективного трудового спора обязательную силу.
В связи с изложенным можно выделить два обстоятельства, которые отличают форму от способа защиты трудовых прав. К их числу относятся:
Данные действия
не приводят к оформлению
Рассмотрим две формы юрисдикционной защиты прав граждан, которые вытекают из применения соответствующих им способов защиты трудовых прав. Такими формами являются:
Таким образом,
государственный надзор и
Следовательно,
ГЛАВА 2. Юрисдикционные и неюрисдикционные органы, осуществляющие защиту трудовых прав и свобод работников и работодателей
2.1. Защита трудовых прав и интересов работников государственными органами
В ст. 352 ТК РФ перечислены основные способы защиты трудовых прав работников. К их числу отнесены:
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ к числу способов защиты трудовых прав работников следует отнести ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров. В законодательстве перечень возможных вариантов восстановления нарушенного права работников не определен исчерпывающим образом.
В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждому гарантируется защита своих прав, в том числе и в сфере труда, не запрещенными законом способами. Поэтому работник может использовать различные способы защиты нарушенного права, которые не запрещены федеральным законом.
Одним из способов защиты трудовых прав работников является государственный надзор17 за соблюдением трудового законодательства. Надзор за соблюдением трудовых прав работников могут осуществлять полномочные государственные органы. Как правило, основанием для их вмешательства в трудовые отношения является обращение работника с заявлением о восстановлении нарушенного права.
Однако в установленных федеральным законом случаях государственные органы по надзору за соблюдением норм трудового права могут выступать в защиту неопределенного круга работников, например, при осуществлении деятельности, направленной на признание недействующими нормативных правовых актов. Государственные органы по надзору за соблюдением трудового законодательства перечислены в ст. 353 ТК РФ. Однако правовое положение этих органов изменилось в связи с изданием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», поскольку основные органы надзора за соблюдением трудового законодательства входят в систему государственной исполнительной власти. Органом государственного надзора за соблюдением норм трудового права является государственная инспекция труда, которая до издания названного Указа Президента РФ, находилась в ведении Министерство труда РФ и его региональных органов. В настоящее время создается Федеральная служба по труду и занятости в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которая будет осуществлять государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. В этой Федеральной службе будет находиться государственная инспекция труда.
В ч. 2 ст. 353 ТК РФ к числу
органов государственного надзора
за соблюдением трудового
В ст. 366 ТК РФ к числу
специально уполномоченных органов
отнесен Государственный горный
и промышленный надзор, который названным
Указом Президента РФ преобразован в
Федеральную службу по экологическому, технологическому и
атомному надзору, находящуюся в непосредственном
ведении Правительства РФ. Специально
уполномоченным органом по надзору за
соблюдением безопасности мероприятий
при обслуживании электрических и теплоиспользующих
установок в ст. 367 ТК РФ названы органы
государственного энергетического надзора.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года
№ 314 функции по осуществлению данного
вида надзора также переданы Федеральной
службе по экологическому, технологическому
и атомному надзору. В ст. 368 ТК РФ специально
уполномоченным органом по надзору за
соблюдением санитарно- гигиенических
и санитарно-
Государственный надзор
за соблюдением трудового
Прокуроры субъектов Российской Федерации могут требовать в суде признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ, органов местного самоуправления, локальных актов организаций, которые действуют на территории их юрисдикции. Районные (городские) прокуроры могут потребовать признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего органа местного самоуправления, а также локальных нормативных правовых актов организаций, действующих на территории их юрисдикции. Таким образом, реализация надзорных полномочий прокуроров в сфере нормативного регулирования заканчивается обращением в суд, который по заявлению прокурора может признать нормативный правовой акт недействующим, то есть не порождающим правовых последствий с момента вступления судебного решения в законную силу.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ прокурор может выступить в защиту прав и свобод конкретного гражданина только на основании поданного им заявления. Однако прокурор не имеет властных полномочий для воздействия на работодателя, допустившего нарушение трудовых прав гражданина. В связи с чем при защите прав и законных интересов конкретного гражданина прокурор может потребовать их устранения в судебном порядке.
2.2. Защита трудовых
прав работников
Трудовой кодекс предусматривает способы защиты трудовых прав работников, защита профессиональными союзами и самозащита работниками своих трудовых прав. В трудовом кодексе присутствует целая глава 58 о защите профессиональными союзами. Подчеркивая роль общественности в защите законных интересов человека, Конституция РФ указала, что каждый имеет право создавать профессиональные союзы. К сожалению, можно констатировать, что на предприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников. Это происходит по разным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов, поскольку последние ограничивают их всевластие; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профкома или в комиссии по трудовым спорам. В условиях безработицы для сохранения своего рабочего места работник иногда вынужден пожертвовать своими законными правами.
Глава 58 Трудового
кодекса РФ посвящена защите
трудовых прав работников
Участие профсоюзов
в отношениях социального
Полномочия профессиональных
союзов в урегулировании
В литературе высказывается
мнение о том, что после
Статья 370 ТК РФ
раскрывает право профсоюзов
на осуществление контроля за
соблюдением трудового