Субъекты трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Уже в первобытном обществе существовали определенные правила поведения людей, которые обеспечивали выживание членов родовой общины в природной среде и их воспроизводство. Эти правила сложились в обычаи, которые фиксировались в памяти людей и в силу целесообразности, рациональности и полезности выполнялись добровольно, по привычке, из уважения к памяти предков.
Регулировались обычаями следующие виды отношений в общине:
во-первых, брачно-семейные отношения, в частности, существовал запрет кровосмешения;
во-вторых, половозрастное распределение обязанностей;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………. 3
1 Понятие права………………………………………………… 6
2 Основные признаки права…………………………………… 15
3 Сущность права и ценность права…………………………...26
Заключение………………………………………………………...37
Список литературы ………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

С учетом названных признаков можно сказать, что право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

 

 

Одним из признаков права является правовая связь с государством. Право связано с государством, прежде всего тем, что правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством. Право охраняется государственным принуждением.

Государственно-волевой  характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

Через государство  «возводится в закон», становясь  обязательной для всех, не только воля господствующего класса (там, где он есть), но также и воля других классов, слоев и групп данного общества, выражающая их интересы и притязания. Стремясь к смягчению и преодолению существующих противоречий, компромиссу между различными социальными слоями, государство учитывает и корректирует многосложную и противоречивую волю общества, придавая ей всеобщее выражение в виде воли государственной.

По мнению В.И. Ленина: право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля — право. Так, не является правом воля отдельного индивида, социальных групп, слоев, классов. Не становится сама по себе правом также воля политических партий и других общественных объединений, выраженная в их документах. Это не государственные виды (формы) воли. Только когда воля «выражена как закон, установленный властью»14, она становится государственной.

От других разновидностей воли государственная воля отличается тем, что она, во-первых, аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения; во-вторых, является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества; в-третьих, объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами.

Эта государственная  воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право.

Итак, в том, что право — государственная  воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования, состоит общечеловеческая и классовая сущность права.

Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании.

В специальной литературе эту систему норм принято называть правом в объективном смысле (объективным правом), имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту, в отличие от права в субъективном смысле (субъективного права) как права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения либо совокупности таких прав (правомочий).

Нормативный признак  права позволяет объяснить соотношение  сущности, содержания и формы права. Вопрос этот сложный, неоднозначно трактуемый различными учеными, в том числе  и сторонниками нормативного понимания права. Одни авторы смешивают содержание права с его сущностью, другие — с его формой.

Правильное решение  данного вопроса можно найти  на основе рассмотрения права под  углом зрения его государственно-волевого и нормативного признаков. Если сущность права в том, что оно, как отмечалось выше, выражает обусловленную всей реальной жизнью государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм.

Право отличается от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) рядом присущих только ему специфических особенностей, характерных черт. Наиболее существенные из них: связь с государством, охрана от нарушений возможностью государственного принуждения; общеобязательность; формальная определенность; институционность; качество официального регулятора общественных отношений.

Связь права с государством состоит в том, что составляющие право нормы, воплощающие государственную волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением (что свойственно и другим социальным нормам), возможностью применения, когда это необходимо, юридических санкций (что характерно исключительно для права).

Государственное принуждение – фактор, позволивший четко разграничить  право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение – специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.

Суммируя указанные выше признаки, право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.15

Следует заметить, что в специальной литературе была подвергнута справедливой критике в качестве одной из ошибок прошлого формулировка, сводящая право к мерам принуждения, что будто его применение «обеспечивается принудительной силой государства». Подобные выражения, неудачные, неточные сами по себе, особенно неприемлемы в нынешних условиях, так как большинство граждан добровольно и сознательно сообразуют свое поведение с нормами права. Однако в отличие от иных социальных норм за правом всегда «стоит» аппарат государства, способный в случае нарушения правовых норм принудить к их соблюдению. Стало быть, не в обеспечении принудительной силой государства, а в возможности государственного принуждения как гарантии реализации, охраны правовых норм от нарушений — одна из наиболее важных особенностей права.

В прямой связи с изложенным находится другая важнейшая черта  права — его общеобязательность. Все иные разновидности социальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.) обязательны лишь для той или иной части населения. И только право — система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.

Следующая неотъемлемая черта права — формальная определенность, т.е. точность, четкость, емкость, стабильность, чему способствуют, в частности, такие внутренние свойства, как предоставительно-обязывающий характер, специфическая структура (строение) правовых норм и юридическая техника их внешнего оформления.

Важным свойством права, придающим ему формальную определенность, является его институционность, заключающаяся в том, что составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат различные юридические источники. Как было показано выше, содержание права составляет система действующих юридических норм.

Властно-регулятивный характер права раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного регулятора общественных отношений.

Для характеристики данного признака права недостаточно отметить, что оно есть «социальный регулятор», ибо роль подобного регулятора выполняют также обычаи, мораль, нормы общественных объединений и т.п. В сравнении с ними право — особый, а именно государственный регулятор. Как создание, так и реализация права, его активная роль в регулировании общественных отношений находятся в прямой зависимости от государственной власти, сопряжены с функционированием ее механизма, формами деятельности, контролем за точным соблюдением правовых норм всеми.

Данный признак  проявляется и в том, что право  регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно; оно едино и однотипно с государством.

Сообразно этому право  является высокоэффективным инструментом проведения в жизнь политики государства, специфическим средством (формой) организации  и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления задач и функций. Право — единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

Специфика регулятивной роли права связана с предоставительно – обязывающим характером его норм — правил поведения. Эти нормы устанавливают для участников регулируемых отношений взаимные права и обязанности, которые гарантируются и охраняются государством. Тем самым регулируемым правом фактическим отношениям придается характер правовых отношений.

Все изложенное выше позволяет  праву быть равной мерой, применяемой к различным людям, одинаковым масштабом их возможного и должного поведения, упорядочения и развития отношений между ними, в правовом урегулировании которых заинтересованы государство и общество. Тем самым — и это особенно важно для характеристики права как государственного регулятора общественных отношений оно выступает в качестве единственного официального определителя и критерия правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения, т.е. меры свободы.

Властно-регулятивная природа  права в тесной связи с его  волевым и нормативным признаками дает ответ на вопрос: почему именно право представляет собой наиболее всеобъемлющий и эффективный регулятор общественных отношений. Конечно, возможности воздействия права на социальную действительность не беспредельны, любые попытки их преувеличения, абсолютизации ведут к волюнтаризму. Международный, в том числе российский, опыт подтвердил, что «право» никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества».

Право, существующее в  реальной жизни, необходимо рассматривать  с учетом конкретизации его государственно-волевого, нормативного и властно-регулятивного  признаков применительно к определенной ступени исторического развития и особенностям той или иной страны.16

Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В  повседневной жизни люди понимают под  правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.

Право не исчерпывается  формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.

Государственная обеспеченность (гарантированность) — обеспечивается путем создания специальных условий для практического воплощения правовых норм, охраняется государством различными способами, вплоть до легализованного принуждения. Государственная власть поддерживает общие правила, которые признаются государством правовыми. Далеко не все нормы права соблюдаются и выполняются добровольно, в силу внутреннего убеждения. Значительная часть населения подчиняется требованиям правовых предписаний только потому, что за правом стоит государство. Государственная охрана правовых норм включает в себя различные организационные, организационно-технические, воспитательные и превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению.17

 

 

                                3. Сущность права и ценность права.

            Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений, это смысл, суть явления, тогда как содержание — определенная сторона целого, совокупность частей (элементов) предмета. Содержание в самом общем виде есть развитая в конкретную целостность сущность объекта.

Определение сущности права зависит от угла зрения, под которым рассматривается и изучается право: оно является предметом и задачей, как общей теории права, так и философии права.

Сущность  права состоит в том, что оно является:

1) властным  нормативным регулятором общественных отношений и поведения людей, согласования их интересов, примирения конфликтов;

2) выразителем  меры свободы в обществе соответственно  уровню его социально-экономического  развития (в идеале эта мера  свободы должна быть справедливой и равной).

Понятие права  охватывают две стороны, которые  выражают его сущность:

    1. Регулятивно-компромиссная – обеспечивает порядок, социальное примирение, социальную стабильность (существует вне времени и вне пространства).
    2. Ценностно-нормативная – обеспечивает свободу, справедливость, равенство (существует во времени и пространстве).

В любом обществе, каким бы оно не было (классово-антагонистическое, социально-неоднородное или демократическое), с формальной точки зрения право выступает властным нормативным регулятором общественных отношений. Главным назначением права является обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных социальных прослоек и групп путем достижения согласия и компромисса между ними. Право не могло бы выполнять регулятивную и охранительную функции, если бы ему объективно, по природе, не было предоставлено качество согласования интересов личности, групп, сословий, классов, государств. Именно через осуществление влияния на интересы, через обеспечение их упорядочения путем дозволения, запрета, обязывания обнаруживается сущность права как регулятора общественных отношений. Однако регулирование — одна сторона сущности права, обеспечивающая порядок, основой которого является уверенность в завтрашнем дне, безопасность и надежность существования человека.

Информация о работе Субъекты трудового права