Трудовая дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Дисциплина труда - это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения. Дисциплина труда есть необходимое условие всякой общей работы, так как совместный труд нуждается в определенном порядке, в том, чтобы все совместно работающие подчинялись этой дисциплине, порядку. Под правовыми методами регулирования трудовой дисциплины понимаются предусмотренные законодательством способы ее обеспечения, т.е. выполнения работником и работодателем своих обязанностей.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА.1. Понятие, сущность трудового права
1.1.Понятие, предмет трудового права
1.2.Метод и функции трудового права, его основные элементы и особенности
1.3.Сфера действия трудового права
ГЛАВА.2. Система трудового законодательства
2.1.Система трудового законодательства
2.2. Место трудового права в системе права Российской Федерации
2.3.Соотношение трудового права с другими отраслями права
ГЛАВА.3. Принципы правового регулирования социально-трудовых отношений
3.1.Справедливость как основополагающий принцип системы права
3.2. Система вторичных принципов трудового права: основные виды и краткая характеристика
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

трудовая дисциплина.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Если руководитель, злоупотребляя своими полномочиями, предусмотренными трудовым договором, выйдет за их пределы и при этом причинит ущерб собственнику, то вполне возможно применение более жестких мер ответственности, чем те, которые предусмотрены нормами трудового

 

26

законодательства. Работодатель может, например, предъявить ему гражданский  иск в уголовном деле или использовать механизм ответственности, присущий гражданскому праву.

Но произойти это  может именно потому, что в таком  случае он выйдет за пределы предмета трудового договора. Если же этого не происходит, то ответственность должна регулироваться нормами трудового законодательства,

даже если и будет  иметь место определенный ущерб, связанный, например, с нормальным производственно-хозяйственным  риском. Необходимые акценты будут расставлены судебной практикой по такой категории общественных отношений.

Во всех странах доля "чистых" собственников сравнительно невелика. Большинство населения  предпочитает работать в качестве наемных  работников, получая за это гарантированную оплату труда и решая другие социальные вопросы, но не беря на себя риск и ответственность в полном объеме. Однако и тем, и другим практически невозможно обойтись без применения норм трудового права - одни нанимают на работу, другие - нанимаются, но обе категории граждан при этом должны определять свои взаимоотношения. Это и помогает им сделать трудовое законодательство.

В настоящее время  появились научные изыскания, которые  объясняют необходимость "экспансии" гражданского права в трудовые отношения. Применение гражданско-правовых договоров как универсального способа регулирования трудовых отношений авторам этих идей представляются панацеей.

На практике также  имеют место попытки облечь трудовые отношения в гражданско-правовую форму. И нередко у человека нет выбора - он вынужден соглашаться на работу при любых условиях.

Но человек - не лопата, которую можно выбросить, если она  сломается. Цивилизованное общество должно предусмотреть меры его защиты. Рынок  сам по себе не содержит социальных гарантий, защищающих человека труда, их система должна быть разработана на государственном уровне и реализована

 

 

27

под контролем государства. Именно поэтому определение предмета трудового права и отграничение его от гражданского права имеют  практическое значение.

ГК определяет основные начала гражданского законодательства, которое основывается на признании  равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного  вмешательства кого-либо в частные дела,

необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1).

В ГК же определены отношения, регулируемые гражданским законодательством. Оно определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст. 2 ГК).

Целями же трудового  законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основные его задачи - создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 1 ТК).

В ряде случаев гражданин  может реализовать свое право  на труд, например в рамках гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг и т.п.), однако при этом его правовое положение будет существенно отличаться от правового положения в рамках трудовых отношений.

 

 

28

Это становится ясным  при сравнении целого ряда позиций, составляющих содержание этих договоров, входящих в предмет разных отраслей законодательства:

1) характер выполняемой  работы. Так, по договору подряда  одна сторона (подрядчик) обязуется  выполнить по заданию другой  стороны (заказчика) определенную  работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК).

Работа может быть выполнена с использованием материала  подрядчика или заказчика, риск (до приемки работы), как правило, лежит  на подрядчике, оплата может производиться по окончании работ или поэтапно, подрядчик несет ответственность за надлежащее качество работы и т.д.

Договоры такого типа применяются, как правило, при выполнении конкретных (как правило, разовых) работ  в отличие от трудового договора, когда работник состоит с нанимателем (работодателем) в длительных отношениях и обязуется выполнять любые работы в соответствии со своей специальностью, квалификацией и должностью. Естественно, правовой статус подрядчика (если он является физическим лицом), также реализующего свое право на труд, будет отличаться от статуса наемного работника;

2) вопросы свободы  сторон при заключении договора. При заключении гражданско-правовых  договоров эта свобода практически  абсолютна (при условии ненарушения  интересов государства и третьих лиц). При заключении трудового договора эта свобода ограничена рамками законодательства (в соответствии со ст. 8, 9, 50, 57, 73 ТК условия нормативных актов и договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными и не подлежат применению);

3) предоставление отпусков, выходных  дней и т.д. Время отдыха  лиц, работающих по трудовым  договорам, порядок его предоставления  гарантированы законодательством.  При заключении гражданско-правовых  договоров теоретически такие вопросы могут быть предметом этих договоров, однако они, как правило, не оговариваются;

 

 

29

4) социальное обеспечение  в период работы (пособие по  временной нетрудоспособности и  т.п.). Для лиц, работающих по  трудовым договорам, социальное обеспечение гарантируется законодательством. При заключении гражданско-правовых договоров теоретически такие вопросы могут быть предметом этих договоров, однако они, как правило, не оговариваются;

5) пенсионное обеспечение. Для  лиц, работающих по трудовым договорам, оно гарантируется законодательством. При назначении пенсий учитываются взносы, внесенные в пенсионный фонд, однако, как правило, сумма

назначенной пенсии (ввиду невысокого ее размера) от этого не увеличивается. Лица, легально работающие по гражданско-правовым договорам, также вправе рассчитывать на получение государственной пенсии;

6) обязанности работодателя  по выплатам во внебюджетные  фонды. Гражданско-правовые договоры  представляют интерес для "работодателя" (в широком смысле слова - того, кто "дает работу"), так как в ряде случаев позволяют "сэкономить" на этих взносах по сравнению с выплатами, производимыми в отношении наемных работников, работающих по трудовым договорам (в части, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования);

7) ответственность работника.  Ответственность лиц, работающих  по трудовым договорам, предусмотрена также институтом трудового права как "материальная ответственность", при этом она, как правило, ограничена и "привязана" к размеру среднего заработка. При гражданско-правовых договорах ответственность наступает по правилам гражданско-правовой ответственности (с возможностью обращения на личное имущество).

Административное право  также имеет определенное сходство с трудовым правом, так как обе отрасли регулируют управленческие отношения (административное - преимущественно, трудовое - в определенных случаях). Но эти отрасли имеют и существенные отличия, поскольку аспекты этих управленческих отношений различны. Административное право регулирует отношения по реализации управленческих функций государства, его органов власти, а трудовое включает в предмет своего регулирования отношения по управлению трудом в рамках отдельной организации.

 

30

Кроме того, некоторые  вопросы ответственности в административном и в трудовом праве также имеют  отличия. В первом случае возникает  административная ответственность, которая регулируется административным правом, во втором - дисциплинарная и материальная ответственность, являющиеся специфическими видами юридической ответственности, присущими трудовому праву.

Но и при реализации трудовых отношений возможно наступление административной ответственности (например, в случае применения ее к

должностным лицам, совершающим  правонарушения в сфере труда, предусмотренные  административным законодательством).

В то же время должностные  лица, выполняющие распорядительные функции в органах государственного управления, являются наемными работниками и на них распространяются нормы трудового права.

Пожалуй, в наибольшей степени связаны между собой  трудовое право и право социального  обеспечения, так как в основе обеих отраслей лежит труд. Более того, право социального обеспечения сравнительно недавно стало самостоятельной отраслью, выделившись, кстати, из трудового права.

Трудовое право регулирует трудовые отношения между работодателями и "действующими" (работающими  в организации) работниками, право социального обеспечения - с работавшими ранее (вышедшими на пенсию), не работавшими никогда (дети, инвалиды), не работающими временно (больные, инвалиды). В ряде случаев отношения по социальному обеспечению приходят на смену трудовым, иногда они сопутствуют трудовым, а иногда они так и не связаны с ними. Важно то, что в первом из этих случаев юридическим фактом является трудовой стаж, который, кстати, является исходной категорией для подотраслей и институтов права социального обеспечения (нормы, связанные с назначением пенсий, пособий).

Различие данных отраслей можно провести не только по предмету, но и по методу правового регулирования. Если в трудовом праве мы наблюдаем  сочетание методов централизованного  регулирования и договорного, то праву социального обеспечения договорный метод не присущ.

 

31

Трудовое право близко и к гражданскому процессуальному  праву, поскольку правила рассмотрения трудовых споров в суде регламентируются его нормами. В то же время для  трудовых споров предусмотрены и определенные изъятия из общего порядка (порядок и сроки рассмотрения дел, освобождение работников от государственной пошлины, наличие специальных органов - комиссий по трудовым спорам, специфика примирительных процедур при коллективных трудовых спорах и т.д.).

В настоящее время  выдвинута идея о необходимости  выделения из гражданского процесса трудового процесса, нормы которого сконцентрировали бы в себе всю специфику  рассмотрения трудовых споров - во всех инстанциях (включая такую специфическую, как комиссии по трудовым спорам) и на всех стадиях. Однако эта идея требует еще самой серьезной проработки.

Особого внимания заслуживает  проблема соотношения трудового  права и законодательства о занятости  и трудоустройстве.

Традиционно проблемы занятости  и трудоустройства включались в программу курса "Трудовое право", а в КЗоТ имелась глава III-А "Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд" (состоящая, кстати, всего из трех статей). Статья 2 ТК и сегодня называет в числе принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений такой принцип, как защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.

На сегодняшнем этапе  развития общества мы наблюдаем ситуацию, когда постепенно формируется практически новая отрасль права, включающая в себя отношения по трудоустройству и занятости. На наш взгляд, уже можно говорить о выделении из трудового права значительного круга общественных отношений, тесно связанных с трудом, которые могут составить основу самостоятельной отрасли законодательства о занятости и трудоустройстве (как в свое время произошло с правом социального обеспечения).

В пользу этого тезиса свидетельствует наличие большого количества нормативного материала, специфический  предмет правового регулирования (законодательство о занятости и трудоустройстве регулирует вопросы,

 

32

отличные от трудового  законодательства, имеет при этом и специальных субъектов - это  не работники, а люди, ищущие работу или потерявшие ее).

В определенной степени  самостоятельность этих двух отраслей подтверждается названным выше Классификатором правовых актов, утвержденным Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. (в ред. от 5 октября 2002 г.), а также ст. 1 ТК.

База для данной самостоятельной  отрасли права формируется и  путем принятия на разных уровнях нормативных актов, направленных на регулирование вопросов занятости и трудоустройства. Так, например, Правительство РФ своим распоряжением от 6 мая 2003 г. одобрило Концепцию действий на рынке труда на 2003 - 2005 гг. Концепция определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.

Информация о работе Трудовая дисциплина