Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:44, дипломная работа
Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это аксиома, однако, приходится констатировать, что, увлекаясь чисто экономическими категориями, современные российские политики и предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы собственности, организационно-правовых форм предпринимательства, инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на котором "продается и покупается" такой специфический "товар", как рабочая сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….….3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В РФ
§ 1.1. Понятие, виды и стороны трудовых споров………………………................6
§ 1.2. Характеристика законодательства трудовых споров…………………...….11
§ 1.3. Общая характеристика индивидуальных трудовых споров…………..…...16
§ 1.4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС…………….…....20
§ 1.5. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде……………….…23
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХТРУДОВЫХ СПОРОВ
§ 2.1. Рассмотрение коллективных трудовых споров примирительной комиссией………………………………………………………………………..…...32
§ 2.2 Рассмотрение коллективных трудовых споров с участием посредника.….41
§ 2.3. Рассмотрение коллективных трудовых споров трудовым арбитражем…...43
§ 2.4. Рассмотрение трудовых споров в судебном порядке…………………….....47
§ 2.5. Практика судебного рассмотрения коллективных трудовых споров в РФ..51
ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
§ 3.1. Специализированная трудовая юстиция………………………………...…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………............68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………............71
Право на забастовку Международная организация труда (МОТ) связывает с одним из фундаментальных прав трудящихся - правом на объединение, а также правом на ведение коллективных переговоров и заключение соглашений об условиях труда.
Положения российского законодательства о труде нацеливают стороны трудового спора на обязательное проведение примирительных процедур, что является одним из важнейших условий реализации права на забастовку.
Такой подход соответствует позиции МОТ по данному вопросу. Так, Комитет по свободе объединения считает обоснованными следующие условия организации и проведения забастовки:[31]
обязательство представить заблаговременное уведомление; обязательство применить в случае трудовых споров процедуры примирения, посредничества и арбитража перед объявлением забастовки, при условии что данные процедуры являются адекватными, беспристрастными и быстрыми, а стороны могут участвовать в них на любых этапах;
обязательство иметь определенный кворум и получить согласие оговоренного большинства;
обязательство принимать решение о забастовке тайным голосованием;
применение мер, соответствующих нормам безопасности и не допускающих несчастных случаев;
организация минимальных услуг в конкретных случаях; гарантия права на работу тех, кто не участвует в забастовке. В законодательстве о труде закреплен принцип добровольного участия в забастовке, невозможности и незаконности принуждения к участию в ней или отказу от такого участия.
Так, статья 5.40 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке. Подобное деяние, осуществленное путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.
В основе своей право на забастовку - это коллективное право, предоставленное профсоюзу и коллективу работников организации. Коллектив работников организации (обособленного структурного подразделения) наделен правом принять решение об объявлении забастовки, сроках и форме ее проведения, продолжительности и т.д. (ст. 410 ТК РФ). В ином порядке и другими субъектами забастовка не может быть объявлена.[32]
На практике сложились две основные формы забастовки: производственная и домашняя (когда бастующие встречаются утром каждый день, получают необходимую информацию от органа, возглавляющего забастовку, обсуждают необходимые вопросы и расходятся по домам).
Закон не определяет круг субъектов, обладающих правом на забастовку. Очевидно только, что это право принадлежит коллективу (работников, членов профсоюза). В связи с этим встает вопрос о характеристике коллективов, которые могут принять решение об объявлении забастовки. Возможно объявление забастовки работниками определенной отрасли, профессии, региона. Упомянутые "коллективы" выступают стороной на коллективных переговорах и могут вступить в коллективный трудовой спор. Однако принятое на этом уровне решение профессионального союза о проведении забастовки формально не может служить основанием для прекращения работы. Оно должно быть утверждено решением общего собрания работников каждой организации, принимающей участие в коллективном трудовом споре (см. ст. 410 ТК РФ).[33]
Запрещается организация забастовок руководством работодателя. Забастовка - это способ разрешения конфликта между сторонами именно трудовых отношений, которыми являются работники и работодатели.
За сторонами остается право на любом этапе осуществить уведомительную регистрацию спора в Роструд. Стороны не имеют права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Для работодателя это означает возможность привлечения к административной ответственности, а для работников и их представителей - признание забастовки недействительной.
Все участники примирительных процедур, а также Роструд должны максимально использовать возможности для разрешения трудового спора, соблюдая при этом установленные в ТК РФ сроки, хотя при определенных условиях последние по согласованию сторон могут быть продлены. Уклонение работодателя или его представителя от участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставление помещения для проведения собрания работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания, влечет наложение административного штрафа в размере в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.32 КоАП РФ).
Ранее ТК РФ не предусматривал в ходе разрешения трудового спора возможности использования таких форм поддержки своих требований со стороны работников, как проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетирования. Теперь дополнения, внесенные в ст. 401 ТК РФ, предоставляют работникам возможность использования таких форм воздействия на другую сторону, причем использование этих форм поддержки требований допускается в период рассмотрения и разрешения трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.[34]
Примирительная комиссия является обязательным первым этапом рассмотрения любого трудового спора. Это означает, что ее создание необходимо не только при рассмотрении споров, возникающих в рамках отдельно взятой организации, но и на любом другом уровне - на уровне отрасли, территории, региона и т.д.
Законодатель предусматривает достаточно жесткие сроки, в пределах которых должна быть создана примирительная комиссия, - до трех рабочих дней со дня начала трудового спора. Поскольку примирительная комиссия формируется из представителей сторон трудового спора на равноправной основе, то для того, чтобы она была создана на уровне организации, необходимо наличие совместного решения о создании комиссии, которое оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников. На уровнях выше локального решения о создании примирительных комиссий оформляются соответствующими актами представителями работодателей и работников.
Участие в создании примирительной комиссии и работа в ней являются обязанностью сторон трудового спора, которые не могут уклоняться от выполнения этой обязанности.
Примирительная комиссия рассматривает спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания актов о ее создании. При взаимном согласии сторон этот срок может быть продлен, что оформляется протоколом.
Примирительная комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы. Результаты работы могут выразиться в двух вариантах.
Если стороны пришли к соглашению, то согласованное принятое решение оформляется протоколом. В нем стороны самостоятельно определяют порядок и сроки исполнения решения, которое имеет для них обязательную силу. В этом случае спор считается разрешенным.
Возможен другой вариант: стороны не достигают согласия. В этом случае стороны обязаны продолжить примирительные процедуры, определяя в рамках дальнейших переговоров возможность приглашения для рассмотрения спора посредника или принятия решения о создании трудового арбитража.
Существенную помощь сторонам спора на этой стадии могут оказать Рекомендации об организации работы по рассмотрению трудового спора примирительной комиссией, утв. Постановлением Минтруда России N 57. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.[35]
Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению трудового спора. Примирительная комиссия рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях. Примирительная комиссия в своей деятельности по урегулированию трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально - трудовых отношений и урегулирования трудовых споров.
Моментом начала трудового спора считается:[36]
на уровне организации - день письменного сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем по истечении трех рабочих дней со дня получения требований работников своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора;
на уровне выше организации - день письменного сообщения решения представителей работодателей об отклонении всех или части требований профессиональных союзов или несообщение представителями работодателей по истечении одного месяца со дня получения требований от профессиональных союзов своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению соглашения.
Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о принятом решении представительному органу работников организации в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников.
Если работодатель в установленный срок не сообщил своего решения представительному органу работников, то представителю работников следует направить руководителю организации предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работников.[37]
Если работодатель отклонил требования работников, одновременно с письменным уведомлением об этом он направляет представительному органу работников предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателя.
Представители работодателей обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов и сообщить им о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.
Интересы работников организации при рассмотрении трудовых споров между работниками организации и работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.[38]
Интересы работодателей при разрешении трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют соответствующие объединения работодателей.
В ходе рассмотрения трудового спора стороны предоставляют членам примирительной комиссии материалы и документы, необходимые для обсуждения всех возможных вариантов разрешения трудового спора. Представители сторон вправе в любое время обратиться в Службу по урегулированию трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Это право может быть использовано, когда одна из сторон трудового спора нуждается в методической помощи, разъяснении действующего законодательства или имеет сомнения по поводу полномочности другой стороны.[39]
Работодатель должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии: помещение для заседаний комиссии, оборудованное соответствующим образом; информационное обеспечение, необходимое для рассмотрения выдвинутых работниками требований; гарантии членам примирительной комиссии не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации.
§ 2.2. Рассмотрение коллективных трудовых споров с участием посредника
Если стороны не достигли соглашения в примирительной комиссии, то они вправе пригласить посредника, на что им дается три рабочих дня после составления протокола разногласий.
Посредника стороны могут выбрать самостоятельно или же обратиться в Роструд с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в роли посредника и сотрудникам Роструда.[40]
Как и на предыдущем этапе рассмотрения трудового спора (в примирительной комиссии), стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника.
На весь этап посредничества сторонам отводится максимум 10 рабочих дней: три дня для выбора посредника и еще семь дней для рассмотрения спора с его участием. По соглашению сторон этот срок может быть продлен (ст. 401 ТК РФ).
Совершенно очевидна вспомогательная роль посредника, который, используя свои знания и полученную от сторон информацию, пытается предложить сторонам взаимоприемлемое решение по существу трудового спора. В результате стороны либо принимают согласованное решение, либо, составив протокол разногласий, переходят к следующей стадии коллективного трудового спора - передают спор на рассмотрение трудового арбитража.
Поскольку участие в рассмотрении трудового спора не является для посредника его основной работой, то в отношении его может быть предусмотрено предоставление различного рода компенсаций.
Например, на период участия в разрешении трудового спора посредник может освобождаться от основной работы с сохранением среднего заработка - с согласия его работодателя и за счет приглашающих его участников трудового спора; он может получать специально оговоренное вознаграждение.
Размер и условия предоставления компенсаций должны оговариваться соглашением сторон трудового спора.
Стороны должны приступить к созданию трудового арбитража, если в течение трех рабочих дней с момента обращения в Роструд по урегулированию трудовых споров они не выбрали посредника.
Для обеспечения эффективности всех форм примирительных процедур непосредственным участникам этих процедур - представителям работников и работодателей, трудовым арбитрам - предоставляются определенные гарантии.