Трудовые споры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 17:44, дипломная работа

Описание работы

Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это аксиома, однако, приходится констатировать, что, увлекаясь чисто экономическими категориями, современные российские политики и предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы собственности, организационно-правовых форм предпринимательства, инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на котором "продается и покупается" такой специфический "товар", как рабочая сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….….3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В РФ
§ 1.1. Понятие, виды и стороны трудовых споров………………………................6
§ 1.2. Характеристика законодательства трудовых споров…………………...….11
§ 1.3. Общая характеристика индивидуальных трудовых споров…………..…...16
§ 1.4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС…………….…....20
§ 1.5. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде……………….…23

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХТРУДОВЫХ СПОРОВ
§ 2.1. Рассмотрение коллективных трудовых споров примирительной комиссией………………………………………………………………………..…...32
§ 2.2 Рассмотрение коллективных трудовых споров с участием посредника.….41
§ 2.3. Рассмотрение коллективных трудовых споров трудовым арбитражем…...43
§ 2.4. Рассмотрение трудовых споров в судебном порядке…………………….....47
§ 2.5. Практика судебного рассмотрения коллективных трудовых споров в РФ..51

ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
§ 3.1. Специализированная трудовая юстиция………………………………...…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………............68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ И НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………............71

Файлы: 1 файл

Трудовые споры. понятие, виды, порядок рассмотрения.doc

— 371.50 Кб (Скачать файл)

Статьи 401 - 408 ТК РФ устанавливают основания и порядок разрешения трудового спора. Сам порядок разрешения трудового состоит из следующих этапов: рассмотрение трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Причем рассмотрение трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.[63]

Каждая из сторон трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию трудовых споров для уведомительной регистрации спора. При этом ни одна из сторон трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего трудового спора.

Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные ТК РФ. При необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон трудового спора. Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.[64]

Вопросы рассмотрения трудового спора примирительной комиссией регламентируются ст. 402 ТК РФ, согласно которой примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала трудового спора. Решение о создании примирительной комиссии при разрешении трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных споров на иных уровнях социального партнерства оформляются актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон трудового спора на равноправной основе. Стороны трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии. Таким образом, важнейшим принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон, что соответствует и международным стандартам, установленным, например, в п. 2 Рекомендации Международной организации труда (МОТ) N 92 "О добровольном примирении и арбитраже", согласно которому в каждый орган по добровольному примирению, создаваемый на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон соответствующим протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и в сроки, которые установлены решением примирительной комиссии. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и создании трудового арбитража.[65]

В Рекомендациях об организации работы по рассмотрению трудового спора примирительной комиссией устанавливается, что примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению трудового спора (п. 1). Примирительная комиссия рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в организациях в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права (п. 2).

Дальнейшее рассмотрение спора может производиться в следующих формах: посредничество; трудовой арбитраж; посредничество, затем трудовой арбитраж. Причем, если стороны не могут прийти к согласию по поводу определения второго этапа разрешения спора, закон предписывает им приступить к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж представляет собой специально создаваемый квазисудебный орган разрешения трудовых конфликтов.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Многочисленные и тесно связанные между собой права работников закрепляются в законодательстве в качестве правовых притязаний по отношению к иным субъектам правоотношений и представляют собой систему, которая отражает, с одной стороны, целостность и единство данного явления, а с другой - определенную обособленность и самостоятельность составляющих его частей по отношению к целому.

В отличие от индивидуальных прав права коллективные предполагают действия представителей работников с целью достижения социального мира с работодателем или иными сторонами социального партнерства путем реализации различных коллективных интересов в сфере труда, включая участие в управлении организациями, разрешение возникших коллективных разногласий и др. Наряду с индивидуальными и коллективными правами, могут быть выделены права с двойной или смешанной природой, которые одновременно принадлежат и коллективам работников, и отдельным работникам (например, право на защиту нарушенных прав обладает такими свойствами).

Конституция России в ст. 37 и Трудовой кодекс РФ в ст. 21 определяют перечень основных прав работников, делая акцент на индивидуальных, а не на коллективных правах.

Сущность этих универсальных индивидуальных прав работника состоит в том, что в них заключен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности личности в сфере труда. Коллективные права не изолированы от прав индивидуальных, для них характерны гармоничное взаимодействие и взаимное влияние на укрепление положения каждого отдельного работника, входящего в тот или иной коллектив.

Коллективные права, являясь продолжением, развитием прав индивидуальных, имеют свою специфику. Прежде всего, они формируются по мере становления интересов коллектива, и поэтому их нельзя отнести к естественным правам.

Кроме того, будет ошибкой рассматривать коллективные права как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в коллектив, несмотря на то, что каждый отдельный работник вправе высказывать свое мнение о коллективных правах в процессе их формирования и реализации. Коллективные права работников имеют качественно иные свойства, чем индивидуальные права, несмотря на их тесную связь.

Следуя за логикой законодателя, выделившего в ст. 27 ТК РФ формы социального партнерства, необходимо в систему коллективных прав работников включить следующие четыре группы основных прав: право на ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; право на взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; право на участие работников, их представителей в управлении организацией; право на участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Все отмеченные группы коллективных прав работников позволяют продолжить их классификацию путем подразделения их на подгруппы. Например, участие в управлении организацией подразумевает наличие у работников права на получение от работодателя необходимой для этого информации, проведение с ним консультаций по вопросам принятия локальных нормативных актов и др.

Основными нормативными актами, регулирующими трудовые споры, являются законы Российской Федерации. В первую очередь это Конституция РФ, закрепляющая основные права в сфере труда, и среди них - право на защиту своих прав.

К числу важнейших нормативных актов, регулирующих рассмотрение трудовых споров, относится Трудовой кодекс РФ, в котором гл. 60 и 61 специально посвящены этой проблеме.

В настоящее время порядок и способы рассмотрения и разрешения трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения трудового спора определяются гл. 61 ТК РФ. В названии главы уточнено, что она регулирует вопросы не только рассмотрения, но и разрешения трудовых споров.

ТК РФ максимально ориентирует стороны трудового спора на его разрешение в рамках примирительных процедур, справедливо считая забастовку крайней мерой разрешения спора. В статье 401 ТК РФ перечислены все этапы и варианты примирительных процедур: примирительная комиссия, посредник и трудовой арбитраж. Конкретные процедуры каждого из этапов закреплены в соответствующих статьях ТК РФ.

Рассмотрение трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. Только при не достижении согласия в примирительной комиссии стороны трудового спора могут перейти к другим этапам и использовать соответствующие механизмы - пригласить посредника или передать спор на рассмотрение трудового арбитража.

Все участники примирительных процедур, а также Роструд должны максимально использовать возможности для разрешения трудового спора.


БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативно-правовые акты.

1.       "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)  (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.

2.      "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011). // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

3.       "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012). // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.

4.      "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008). // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4552.

5.      "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.02.2012, с изм. от 01.03.2012). // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.

6.      Налоговый кодекс Российской Федерации[федеральный закон:  принят Государственной Думой 16 июля 1998г.: по состоянию на 09 марта 2010г.]. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 583 с.

7.      Конвенция Международной организации труда от 22 июня 1982 № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» // http://www.kadrovik.ru.

8.      Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»: [по состоянию на 03 июня 2009г.] // Российская газета. 1997. 5 августа № 149.

9.      Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»: [по состоянию на 18 декабря 2006 г.] // Российская газета. 2006. 07июля№ 4112.

10. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[по состоянию на 11 января 2010г.] // Российская газета. 1996. 20 января № 149.

 

НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

11. Абрамова О.В. Судебная защита трудовых прав. // Трудовое право. 2005. № 1. С. 44.

12. Анисимов, А.Л. Рассмотрение и разрешение трудовых споров в суде / Трудовое право. – 2008. - № 3.

13. Анисимов, А.Л. Основные начала трудового законодательства. Изменение общих положений Трудового кодекса РФ. Краткий комментарий (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом РФ от 30 июня 2006г. № 90-ФЗ) / А.Л. Анисимов. – М.: Трудовое право. – 2007. № 2.

14. Анисимов, А.Л. Полномочия комиссии по трудовым спорам организации / Право и экономика. – 2007. № 3.- С. 22-31.

15. Анисимов, А.Л. Рассмотрение и разрешение трудовых споров в суде. / А.Л. Анисимов. – М.: Трудовое право – 2008. № 3.- С. 60-72.

16. Анисимов, Л.Н. Трудовой договор: права и обязанности сторон / Л.Н.Анисимов. – М.: Деловой двор. – 2009.

17. Анисимов, Л.Н. Трудовой договор, трудовые отношения / Л.Н.Анисимов. – М.: Трудовое право. – 2008. № 4.

18. Анисимов, Л.Н. Трудовой договор как основание возникновения трудовых отношений. / Л.Н.Анисимов. // Право и экономика. – 2008.  № 3.

19. Архипов, В.В. О досудебном рассмотрении трудовых споров. // Адвокат. – 2007. - № 8.- С. 26-34.

20. Архипов, В.В. О досудебном рассмотрении трудовых споров. // Адвокат. – 2007. - № 8.- С. 26-34.

21. Буянова М. О. Трудовые споры: Учебно-практическое пособие.-Москва: Проспект, 2011.-18 с.

22. Балашов А. И. Трудовые споры и порядок их разрешения: Учебное пособие.– СПб филиал ГУ ВШЭ, 2008. – 116 с.

23. Вазягин, А.С. Понятие, признаки, субъекты и содержание трудовых правоотношений в современном законодательстве. // Трудовое право. – 2009. - № 1.

24. Владимирова, В.В. Трудовые споры: позиция защиты работодателя. // Кадры предприятия. – 2006. - № 6.

25. Викторов, И.С., Терентьева Е.В. О правовом регулировании  и прокурорском надзоре за исполнением законодательства о рассмотрении индивидуальных и трудовых споров. // Трудовое право. – 2007. - № 6.

Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . – М.: Дело, 2003. – С. 475.

Информация о работе Трудовые споры