Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, реферат
В связи с рядом изменений, которые произошли в нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Провозглашение названной статьей Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни общества и государства в целом, в том числе и на сферу трудовых отношений.
Осуществляя свои функции, инспекция должна учитывать, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие применяется на всей территории РФ. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые _в РФ, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их
объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15 Конституции РФ).
Принцип объективности состоит в том, что, осуществляя свои полномочия, федеральная инспекция труда должна исходить из норм справедливости и беспристрастности, тщательности и добросовестности, всестороннего выяснения обстоятельств дела, а именно: при принятии решений и мер руководствоваться лишь прямыми предписаниями закона, а не личностными
предпочтениями и мотивами, поскольку в нашем государстве перед законом все равны, независимо от расы, пола, положения в обществе, вероисповедания и т.д.
Принцип независимости тесно связан с принципом объективности и предполагает независимость деятельности федеральной инспекции труда, а также независимость принимаемых ею решений от чего-либо, кроме норм закона, а именно - органы федеральной инспекции труда являются полномочными представителями государства и находятся под его прямой защитой.
Принцип гласности предполагает открытость деятельности и принимаемых решений федеральной инспекции труда. Данный принцип имеет двоякое значение. С одной стороны, он делает доступной информацию о деятельности федеральной инспекции труда как для работников, так и для средств массовой информации. С другой стороны, принцип гласности дает возможность государству контролировать деятельность органов федеральной инспекции труда.
Федеральная инспекция труда при осуществлении полномочий преследует выполнение определенных задач, перечень которых закреплен в ст. 355 ТК РФ. Так, основными задачами федеральной инспекции труда являются:
1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
2) обеспечение соблюдения
работодателями трудового
3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
4) доведение до сведения
соответствующих органов
Статья 3 Конвенции МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле" указывает на то, что основными задачами федеральной инспекции труда являются:
1) обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности работников в процессе их работы, например положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и о других подобных вопросах в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений;
2) обеспечение работодателей
и работников технической
3) доведение до сведения компетентного органа власти фактов нарушений или злоупотреблений, которые _не подпадают под действие существующих законодательных положений.
Законодатель также предусматривает ситуацию, при которой инспекторам труда поручаются другие функции, которые не должны препятствовать осуществлению их основных функций и наносить каким-либо образом ущерб авторитету или беспристрастности, необходимым инспекторам в их отношениях с работодателями и работниками.
В соответствии с возложенными на нее задачами, федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
1) осуществляет государственный
надзор и контроль за
- проверок;
- обследований;
- выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
- составления протоколов
об административных
- подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
2) анализирует обстоятельства
и причины выявленных
3) осуществляет в соответствии
с законодательством РФ
административных правонарушениях;
4) направляет в установленном
порядке соответствующую
5) осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
6) осуществляет надзор
и контроль за соблюдением
установленного порядка
7) обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
8) анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
9) принимает необходимые
меры по привлечению в
квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
10) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
11) ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
12) осуществляет информирование
и консультирование
13) информирует общественность
о выявленных нарушениях
14) готовит и публикует
ежегодные доклады о
15) иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 356 ТК РФ).
Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в законодательстве могут предусматриваться и иные полномочия федеральной инспекции труда. При осуществлении своих полномочий органы федеральной инспекции труда не должны выходить за рамки, определенные в законе, иначе их деятельность будет препятствовать осуществлению функций других уполномоченных органов.
Следует учитывать, что федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями (ст. 365 ТК РФ).
Следующим условием стабильности и эффективности деятельности инспекций по труду являются положения, закрепленные в ст. 9 Конвенции МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле". Согласно названному нормативному акту каждый член Организации принимает необходимые меры для того, чтобы квалифицированные эксперты и специалисты, в том числе специалисты по медицине, механике, электричеству и химии, привлекались бы к работе инспекции в таких формах, которые будут признаны наиболее отвечающими национальным
условиям, с целью обеспечить применение законодательных положений, относящихся к здравоохранению и безопасности работников во время их работы, а также получать информацию о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов труда на состояние здоровья и безопасность работников.
Компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать:
1) эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими тправительственными службами, а также государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, - с другой;
2) сотрудничеству между служащими инспекции труда и работодателями и работниками или их организациями (ст. 5 Конвенции МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле").
С учетом специфики надзорно-контрольной деятельности (т.е. деятельности за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде) в системе федеральной инспекции труда существует внутреннее функциональное и организационное разделение на две подсистемы (одна - правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных
нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда, вторая - по охране труда).
§ 4. Функции государственного инспектора труда
Как указывалось ранее, федеральную инспекцию труда возглавляет главный
государственный инспектор труда (а именно - руководитель федерального органа исполнительной власти). Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда. Следует обратить внимание на права, которыми наделяется государственный
инспектор по труду для осуществления функций, возложенных на него в связи с занимаемой должностью.
Эти права сформулированы в ст. 357 ТК РФ. Согласно названной статье ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
1) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
В силу вышеуказанного права не допускается уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны.
Следует отметить, что работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", которым утвержден перечень таких сведений.
С учетом этого перечня организации разрабатывают и утверждают перечень сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну. На законодательном уровне устанавливаются также перечни сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну применительно к отдельным сферам экономической деятельности. В настоящее время такого рода указания имеются, например, в отношении приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Кроме того, Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера.