Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, реферат
В связи с рядом изменений, которые произошли в нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Провозглашение названной статьей Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни общества и государства в целом, в том числе и на сферу трудовых отношений.
право. 2004. N 11.
§ 6. Порядок инспектирования инспекторами труда
Процесс инспектирования работодателей государственными инспекторами труда регулируется нормами ст. 360 ТК РФ. Данная статья устанавливает, что порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными РФ Конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории РФ любых работодателей
(организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ).
Организации Вооруженных Сил РФ, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:
1) доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
2) проведение проверок в назначенное время;
3) ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.
Особый порядок проведения инспекционных проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 360 ТК РФ).
В соответствии со ст. 10 ТК РФ, государственные инспекторы труда обязаны
руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права. Поэтому наряду с национальным законодательством не следует пренебрегать международными актами.
Относительно защиты трудовых прав работников следует обратиться к Конвенции МОТ об инспекции труда в промышленности и торговле.
В частности, следует обратить внимание на положения ст. 10 Конвенции, раскрывающие процессуальную сторону инспектирования. Так, число инспекторов труда должно быть достаточным для обеспечения эффективного осуществления функций инспекционной службы, оно устанавливается с учетом важности задач, которые должны выполнять инспекторы, и в частности:
1) числа, характера, размера и расположения предприятий, подпадающих под контроль инспекции;
2) численности и категорий работников, занятых на этих предприятиях;
3) количества и сложности законодательных положений, применение которых им подлежит обеспечить;
4) материальных средств,
предоставленных в
5) практических условий,
в которых должны
Конвенция также указывает на периодичность инспектирования, а именно: предприятия инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений (ст. 16 Конвенции МОТ об инспекции труда в промышленности и торговле).
Согласно ст. 12 Конвенции МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле" инспекторы труда, при наличии документов, удостоверяющих их полномочия, имеют право:
1) беспрепятственного прохода
без предварительного
2) входить в дневное
время во все здания, которые
они имеют достаточные
3) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно
соблюдаются, и в частности:
- наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы работодателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений;
- требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест;
- требовать вывешивания объявлений, как это предусмотрено законодательными положениями;
- изымать или брать
с собой для анализа образцы
используемых или
В случае инспекционного посещения инспектор уведомляет о своем присутствии работодателя или его представителя, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Немаловажное значение имеют нормы ст. 15 Конвенции МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле", которые устанавливают комплекс ограничений, обязательных для соблюдения, а именно при условии соблюдения исключений, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством, инспекторам труда:
1) запрещается участвовать прямо или косвенно в делах предприятий, находящихся под их контролем;
2) вменяется в обязанность, под угрозой уголовных санкций или соответствующих дисциплинарных мер, не разглашать, даже после ухода с должности, производственные или коммерческие тайны или же производственные процессы, с которыми они могли ознакомиться при осуществлении своих функций;
3) предписывается считать
абсолютно конфиденциальным
торговле").
Представляется необходимым рассмотреть вопрос об акте реагирования инспектора по труду в случае выявления правонарушения в трудовой сфере. Для этого необходимо обратиться к положениям Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Так, согласно ст. 9 названного Федерального закона, предписание составляется в двух экземплярах. Закон подробно регламентирует правила оформления предписания.
В акте указываются:
1) дата, время и место составления акта;
2) наименование органа государственного контроля (надзора);
3) дата и номер распоряжения,
на основании которого
4) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
6) дата, время и место
проведения мероприятия по
7) сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
8) подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.
К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз,
объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие
государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ о защите государственной тайны.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю.
В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения
мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.
Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.
Правовым основанием для реализации возложенных на государственного инспектора полномочий является распоряжение (приказ). Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по
контролю указываются:
1) номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
2) наименование органа государственного контроля (надзора);
3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
4) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;
5) цели, задачи и предмет
проводимого мероприятия по
6) правовые основания
проведения мероприятия по
7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному
предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.
В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.