Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, реферат
В связи с рядом изменений, которые произошли в нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Провозглашение названной статьей Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни общества и государства в целом, в том числе и на сферу трудовых отношений.
15) прекращать исполнение
должностных обязанностей в
16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации или законодательством РФ;
17) заниматься без письменного
разрешения представителя
Положения Конвенции МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле" устанавливают особенности правового статуса инспекторов по труду. Так, при условии соблюдения положений, которым национальное законодательство может подчинять набор служащих государственных учреждений, инспектора труда набираются исключительно на основании пригодности кандидата к выполнению задач, которые будут на него возложены. Методы проверки такой пригодности определяются компетентным органом власти. Инспекторы труда проходят соответствующую подготовку для осуществления своих функций (ст. 7 названной Конвенции).
Далее упоминается, что в состав персонала инспекции могут назначаться как мужчины, так женщины; в случае необходимости на инспекторов-мужчин и инспекторов-женщин могут соответственно возлагаться особые задачи (ст. 8 указанной выше Конвенции).
Поскольку инспектор по труду является государственным служащим, на него
распространяются положения Федерального закона "О государственной и гражданской службе Российской Федерации" не только об обязанностях, но и о правах.
Согласно ст. 14 Федерального закона "О государственной и гражданской службе Российской Федерации", гражданский служащий имеет право на:
1) обеспечение надлежащих
организационно-технических
2) ознакомление с должностным
регламентом и иными
3) отдых, обеспечиваемый
установлением нормальной
4) оплату труда и другие
выплаты в соответствии с
государственной гражданской службе Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
5) получение в установленном
порядке информации и
6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
8) ознакомление с отзывами
о его профессиональной
9) защиту сведений о гражданском служащем;
10) должностной рост на конкурсной основе;
11) профессиональную
12) членство в профессиональном союзе;
13) рассмотрение индивидуальных
служебных споров в
14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15) защиту своих прав
и законных интересов на
16) медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
17) государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
По данным федеральной инспекции труда, в 2002 г. ее органами проведено более 255 тыс.
различных проверок, в результате которых выявлено и устранено свыше 2,11 млн. нарушений, реально восстановлены трудовые права сотен тысяч работников, предотвращено еще большее количество нарушений трудовых прав и требований по охране труда.
------------------------------
<15> Викторов И.С., Шалыгин
Б.И. Система и полномочия
осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства // Трудовое
право. 2004. N 11.
Для более подробного анализа названной статьи необходимо обратиться к Положению о служебном удостоверении должностного лица федеральной инспекции труда, утвержденному Приказом Минтруда России от 26 марта 2001 г. N 42. В пункте 1 названного Положения
устанавливается перечень должностных лиц, имеющих право на выдачу служебного удостоверения:
- руководитель Департамента
государственного надзора и
законодательства о труде и охране труда Минтруда России, являющийся заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
- заместители руководителя указанного Департамента, являющегося главным
государственным правовым инспектором труда Российской Федерации и главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда;
- начальники отделов указанного Департамента и их заместители, являющиеся главными государственными инспекторами труда;
- руководители государственных инспекций труда, являющиеся главными государственными инспекторами труда в соответствующих субъектах Российской Федерации;
- заместители руководителей
государственных инспекций
- начальники отделов
- государственные (главные государственные) инспекторы труда указанного Департамента и государственных инспекций труда (п. 1 Положения о служебном удостоверении должностного лица федеральной инспекции труда).
§ 5. Гарантии осуществления деятельности
органов федеральной инспекции труда
Наряду с подробной регламентацией прав и обязанностей работодателей, необходим механизм их защиты. Поэтому законодатель устанавливает ряд гарантий осуществления деятельности федеральной инспекции труда. Закон предусматривает гарантии осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права путем установления ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст. 363 ТК РФ, лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральным законодательством (УК РФ, КоАП РФ, Гражданским кодексом Российской
Федерации (ГК РФ)). Согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1 тыс. до 2 тыс. руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - от 1 тыс. до 2 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;
на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление таких сведений в искаженном виде влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере
от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и тнадзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями (ст. 365 ТК РФ). Положения данной статьи базируются на нормах Конвенции МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле", ст. 5 которой
предусматривает, что компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, с другой, а также сотрудничеству между служащими инспекции труда и предпринимателями и трудящимися или их организациями.
По статистическим данным, деятельность органов федеральной инспекции труда по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений граждан в досудебном порядке позволила за 2006 г. защитить и восстановить нарушенные трудовые права около 70 тыс. граждан, устранить в ходе проверок более 2 млн. грубых нарушений законодательства. Ими рассмотрено свыше 4,9 тыс. поступивших обращений по вопросам трудовых споров, в результате чего права граждан были защищены.
Пример.
Госинспекцией _____труда в Красноярском крае по заявлению Шестакова о невыплате ему расчета при увольнении была проведена проверка в ОАО "Сибтехмонтаж" УМ-4 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в результате работнику выплачен полагающийся расчет в сумме 10 тыс. 700 руб. В Краснодарском крае по требованию госинспекции труда была восстановлена на работе Шевчук, делопроизводитель ООО "Новороссийское гидрографическое предприятие", уволенная по подпункту "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, которая на момент увольнения находилась в состоянии беременности.
В связи с обращением в государственную инспекцию труда в Ставропольском крае бывшей работницы СХА "Свободный труд" Новоселицкого района Авиловой о незаконном увольнении с
работы за совершенный прогул проведенной проверкой было установлено, что приказ об увольнении издан в период пребывания работницы в ежегодном отпуске. Руководителю было выдано предписание об устранении нарушения закона, которое он исполнил, восстановив Авилову на работе.
В ходе проверки ООО "Владспецстрой-5", проведенной госинспекцией труда во Владимирской области, установлено_____, что дежурный механик Шамин уволен по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя). Однако по данному основанию могут быть уволены только работники, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности, в то время как Шамин к указанной категории не относился. К тому же в нарушение требований ст. 193 ТК РФ от него не получено письменное объяснение. Директору общества было выдано предписание об устранении
выявленных нарушений, Шамин восстановлен на работе.
В государственной инспекции труда в Брянской области рассматривалась жалоба работницы ОАО "Унечский хлебокомбинат" Масловой. Проверкой установлено, что ее временно, сроком на 2 - 3 месяца, принимали на работу, которая явно носила постоянный характер, затем увольняли и вновь, через 2 - 5 дней, принимали на временную работу, и так происходило 9 раз. После
очередного увольнения Масловой в госинспекции труда была оказана правовая помощь при составлении искового заявления, после чего она обратилась в Унечский суд. Решением суда Маслова была восстановлена на работе.
------------------------------
<16> Викторов И.С., Шалыгин
Б.И. Система и полномочия