Защита трудовых прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, реферат

Описание работы

В связи с рядом изменений, которые произошли в нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Провозглашение названной статьей Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни общества и государства в целом, в том числе и на сферу трудовых отношений.

Файлы: 1 файл

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН мпопом.docx

— 295.90 Кб (Скачать файл)

иные должностные лица организации, в отношении которых были проведены контрольно-

надзорные мероприятия, не согласны с решением главного государственного инспектора труда,

которое было вынесено по результатам проверки.

Судебные органы правомочны рассматривать жалобы на решения государственных

инспекций труда, главного государственного инспектора труда РФ.

В Постановлении Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы федеральной

службы по труду и занятости" указано:

1) Федеральная служба  по труду и занятости является  федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда,

занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере

содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования

коллективных трудовых споров;

2) Федеральная служба  по труду и занятости находится  в ведении Министерства

здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

3) Федеральная служба  по труду и занятости осуществляет  свою деятельность

непосредственно, а также через свои территориальные органы;

4) Федеральной службе  по труду и занятости разрешено  иметь до 3 заместителей

руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 9 управлений по основным

направлениям деятельности Службы;

5) что установлена предельная  численность работников центрального  аппарата

Федеральной службы по труду и занятости в количестве 243 единиц (без персонала по охране и

обслуживанию зданий);

6) центральный аппарат  Федеральной службы по труду  и занятости размещается в  г. Москве,

Биржевая площадь, дом 1/2, Газетный переулок, дом 3, строение 1 и дом 5, строения 1 и 2.

При этом особо следует отметить, что 30 июня 2004 г. Правительством РФ принято

Постановление N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости",

которым предусмотрено следующее:

1) Федеральная служба  по труду и занятости является  федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда,

занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере

содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования

коллективных трудовых споров;

2) Федеральная служба  по труду и занятости находится  в ведении Министерства

здравоохранения и социального развития РФ;

3) Федеральная служба  по труду и занятости руководствуется  в своей деятельности

Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами

Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми

актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также настоящим

Положением;

4) Федеральная служба  по труду и занятости осуществляет  свою деятельность

непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими

федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ,

органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями;

5) Федеральная служба  по труду и занятости осуществляет  следующие полномочия:

а) осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями:

- трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы

трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения

предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных

правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о

привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными

нормативными правовыми актами РФ;

- установленного порядка  расследования и учета несчастных  случаев на производстве и  т.д.;

б) осуществляет контроль за:

- прохождением гражданами  альтернативной гражданской службы  и увольнением с нее;

- расходованием органами  исполнительной власти субъектов  РФ средств, предоставляемых

в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в

пределах своей компетенции и т.д.;

в) регистрирует в уведомительном порядке:

- отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном  уровне

социального партнерства;

- коллективные трудовые  споры по поводу заключения, изменения  и выполнения

соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные

трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также

26

коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством

РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, и

т.д.;

г) осуществляет:

- рассмотрение в соответствии  с законодательством РФ дел  об административных

правонарушениях;

- информирование и консультирование  работодателей и работников по  вопросам

соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы

трудового права;

- анализ состояния и  причин производственного травматизма  и разработку предложений по

его профилактике;

- принятие решения о  переводе гражданина, проходящего  альтернативную гражданскую

службу, из одной организации в другую;

- подготовку плана направления  граждан на альтернативную гражданскую  службу;

- организацию подготовки  трудовых арбитров;

- ведение базы данных  по учету трудовых арбитров;

- информирование о положении  на рынке труда в РФ, правах  и гарантиях в области

занятости населения и защиты от безработицы и т.д.;

6) Федеральная служба  по труду и занятости с целью  реализации полномочий в

установленной сфере деятельности имеет право:

а) организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов

и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля,

оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;

б) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к

компетенции Службы;

в) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам,

отнесенным к компетенции Службы;

г) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы

деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

д) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;

е) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в

установленной сфере деятельности;

ж) разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений

государственных инспекторов труда и т.д.

Организация деятельности

1. Федеральную службу  по труду и занятости возглавляет  руководитель, назначаемый на

должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра

здравоохранения и социального развития РФ.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную

ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых

на должность и освобождаемых от должности министром здравоохранения и социального

развития РФ по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по труду и занятости

устанавливается Правительством РФ.

2. Руководитель Федеральной  службы по труду и занятости:

а) распределяет обязанности между своими заместителями;

б) представляет министру здравоохранения и социального развития РФ:

- предложения о назначении  на должность и об освобождении  от должности заместителей

руководителя Службы;

- проект _____ежегодного плана  и прогнозные показатели деятельности  Службы, а также отчет об

их исполнении;

- предложения по формированию  проекта федерального бюджета  в части финансового

обеспечения деятельности Службы;

- предложения о присвоении  почетных званий и награждении  отличившихся работников

центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и т.д.;

в) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата

Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов и т.д.

3. Финансирование расходов  на содержание аппарата Федеральной  службы по труду и

занятости, ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти

цели в федеральном бюджете.

27

4. Федеральная служба  по труду и занятости является  юридическим лицом, имеет печать  с

изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и

бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством

РФ.

5. Место нахождения Федеральной  службы по труду и занятости - г. Москва.

Таким образом, в настоящее время практическая деятельность федеральной инспекции

труда осуществляется с учетом вышеизложенных положений, предусмотренных Постановлениями

Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" и

"Вопросы Федеральной  службы по надзору в сфере  защиты прав потребителей и  благополучия

человека".

§ 7. Ответственность за нарушение трудового

законодательства и иных нормативно-правовых актов,

содержащих нормы трудового права

Прежде чем говорить об ответственности за нарушение трудового законодательства,

необходимо раскрыть данное понятие. Юридическая ответственность представляет собой

достаточно сложную правовую категорию. В юридической литературе существует несколько

подходов к пониманию ее сущности. Так, ряд ученых-правоведов склонны предполагать, что

сущность юридической ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю.

Другие ученые утверждают, что сущность заключается в претерпевании нарушителем ряда

социальных неудобств, неблагоприятных последствий; третьи считают, что это особое

правоохранительное отношение между государством и лицом, совершившим противоправное

деяние, в рамках которого они ведут себя соответственно; четвертые сводят юридическую

ответственность к наказанию виновного субъекта, лишению его некоторых благ; пятые - к

специфической обязанности отвечать за содеянное, загладить вред, причиненный обществу.

Суммируя вышесказанное, юридическую ответственность можно определить как

необходимость для виновного лица подвергнуться мерам государственного воздействия,

претерпеть определенные государственные последствия или как вид и меру принудительного

лишения лица известных благ <17>.

--------------------------------

<17> Матузов Н.И., Малько  А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2004. С.

446.

Прямой обязанностью работодателей является соблюдение норм трудового

Информация о работе Защита трудовых прав граждан