Защита трудовых прав работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
- изучение теоретических и правовых основ защиты трудовых прав работника;
- исследование формы реализации права на защиту трудовых прав
- выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав

Содержание работы

Введение ………………………………………...…………………………..…...3
1Понятие и формы защиты трудовых прав работников ……………..….4
2Правовая грамотность населения в трудовой сфере……………………9
3Квалификация самозащиты трудовых прав работников………………11
4Характеристика деятельности органов, осуществляющих защиту трудовых прав работников12
4.1. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами13
4.2. Защита трудовых прав путем осуществления государственного контроля за соблюдением трудовых законодательства 24
5Наущение трудовых прав работника…………………………………….32
5.1Невыплата заработной платы…………………………………………….32
5.2Невыплата пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, единовременного пособия при рождении ребенка…............34
5.3Принуждение к увольнению «по собственному желанию»……………35
5.4Незаконное увольнение…………………………………………………..36
5.5Механизмы защиты нарушенных прав………………………………….38
Заключение ………………………………………………………………………42
Библиографический список ………………………………………………….....43
Приложения …………………………………………………………….………45

Файлы: 1 файл

курсовая трудовое право.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

4) направляют в установленном  порядке соответствующую информацию  в федеральные органы исполнительной  власти, органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

5) реализуют мероприятия по координации  деятельности ведомственных органов  надзора и контроля и федеральных  органов исполнительной власти  в части обеспечения соблюдения  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права;

6) проводят предупредительный надзор  за строительством новых и  реконструкцией действующих объектов  производственного назначения, вводом  их в эксплуатацию в целях  предотвращения отступления от  проектов, ухудшающих условия труда,  снижающих их безопасность;

7) обобщают практику применения, анализируют причины нарушений  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права,  готовят соответствующие предложения 
по их совершенствованию;

8) анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в 
расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

9) дают заключения по проектам  строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

10) участвуют в установленном  порядке в разработке государственных  стандартов по безопасности труда;

11) принимают необходимые меры  по привлечению в установленном  порядке квалифицированных экспертов  в целях обеспечения применения  положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

12) запрашивают у федеральных  органов исполнительной власти  и их территориальных органов,  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных  органов и других организаций  и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

13) ведут прием и рассматривают  заявления, письма, жалобы и иные  обращения работников о нарушениях  их трудовых прав, принимают меры  по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

14) осуществляют информирование  и консультирование работодателей  и работников по вопросам соблюдения  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов,  содержащих нормы трудового права;

информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

готовят и публикуют ежегодные  доклады о соблюдении трудового  законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке предоставляют их Президенту РФ и в Правительство РФ.

В системе федеральной инспекции  труда существует внутреннее и организационное  разделение на две подсистемы: одна - правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда; другая - по охране труда. Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст. 357, 358 ТК РФ) наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав и обязанностей.

1. Беспрепятственно в любое время  суток при наличии удостоверений  посещать в целях проведения  инспекции организации всех организационно-правовых  форм и форм собственности. При инспекционной деятельности государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля, т.е. закон предусматривает возможность проведение проверок без предварительного уведомления. Особый порядок установлен для инспектирования организаций Вооруженных Сил РФ, органов пограничной службы, органов безопасности, органов внутренних дел, других правоохранительных органов, исправительных учреждений, организаций атомной и оборонной промышленности. Этот порядок предусматривает доступ только для инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск; проведение провер ок в назначенное время; ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряжённости, боевых действий.

2. Запрашивать у работодателей  и их представителей, органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления и безвозмездно  получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Осуществлять расследование несчастных случаев на производстве и 
причин нарушений законодательства о труде и охране труда.

Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об устранении их от должности в установленном порядке.

5. Привлекать к административной  ответственности виновных в нарушении  законов и иных нормативных  правых актов, содержащих нормы  трудового права, при необходимости  приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве материалами и делами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд. В соответствии с ч. л ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц размере от 5 до 50 МРОТ. Согласно ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. л ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и охране труда», ст. 5.28 «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения», ст. 5.29 «Непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения», ст. 5.30 «Необоснованный отказ о заключения коллективного договора, соглашения», ст. 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению», ст. 5.32 «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах», ст. 5.33 «Невыполнение соглашения», ст. 5.34 «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки», ст. 5.44 «Сокрытие страхового случая».

6. Выступать в качестве экспертов  в суде по искам о нарушении  законов 
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причинённого здоровью работников на производстве.

7. Направлять в суды при наличии  заключений государственной экспертизы  условий труда, требования о  ликвидации организаций или прекращении  деятельности их структурных  подразделений вследствие нарушения требований охраны труда:

Государственные инспекторы по охране труда также имеют право:

1) выдавать разрешения на строительство,  реконструкцию, техническое переоснащение  производственных объектов, производство  и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

выдавать заключения о возможности  принятия в эксплуатацию новых или  реконструируемых производственных объектов;

запрещать производство и использование  не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной или коллективной защиты работников;

изымать для анализа образцы  используемых или обрабатываемых 
материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений  и оборудования при выявлении  нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни  и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

Закон предусматривает гарантии осуществления  государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права путем установления ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст. 363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ). Согласно ч. Л 19.4 КоАП РФ неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.

Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление  или несвоевременное представление  сведений, предоставление которых предусмотрено  законом и необходимо для осуществления  органом (должностным лицом) его  законной деятельности, а равно представление таких сведений в искаженном виде влечёт за собой наложение административного штрафа.

Органы федеральной инспекции  труда осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями (ст. 365 ТК РФ). Положения данной статьи базируются на нормах Конвенции Международной организац ии труда № 81 об инспекции труда (1947 г.), ст. 5 которой предусматривает, что компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, с другой, а также сотрудничеству между служащими инспекции труда и предпринимателями и трудящимися или их организациями.

Наделяя государственных инспекторов  труда широким объемом прав, законодатель предусматривает также необходимость  соблюдения ими определенных обязанностей.

Соблюдать Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также 
нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда.

Хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной, при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности.

3. Считать абсолютно конфиденциальным  источник всякой жалобы на  недостатки или нарушения положений  законов и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю ведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Государственный инспектор труда является государственным служащим, поэтому помимо специальных обязанностей, предусмотренных ТК РФ, он должен соблюдать обязанности и ограничения, закрепленные в ст. 10 и 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Информация о работе Защита трудовых прав работников