Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
- изучение теоретических и правовых основ защиты трудовых прав работника;
- исследование формы реализации права на защиту трудовых прав
- выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав
Введение ………………………………………...…………………………..…...3
1Понятие и формы защиты трудовых прав работников ……………..….4
2Правовая грамотность населения в трудовой сфере……………………9
3Квалификация самозащиты трудовых прав работников………………11
4Характеристика деятельности органов, осуществляющих защиту трудовых прав работников12
4.1. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами13
4.2. Защита трудовых прав путем осуществления государственного контроля за соблюдением трудовых законодательства 24
5Наущение трудовых прав работника…………………………………….32
5.1Невыплата заработной платы…………………………………………….32
5.2Невыплата пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, единовременного пособия при рождении ребенка…............34
5.3Принуждение к увольнению «по собственному желанию»……………35
5.4Незаконное увольнение…………………………………………………..36
5.5Механизмы защиты нарушенных прав………………………………….38
Заключение ………………………………………………………………………42
Библиографический список ………………………………………………….....43
Приложения …………………………………………………………….………45
4) направляют в установленном
порядке соответствующую
5) реализуют мероприятия по
6) проводят предупредительный
7) обобщают практику применения,
анализируют причины нарушений
трудового законодательства и
иных нормативных правовых
по их совершенствованию;
8) анализируют состояние и причины производственного
травматизма и разрабатывают предложения
по его профилактике, принимают участие
в
расследовании несчастных случаев на
производстве или проводят его самостоятельно;
9) дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;
10) участвуют в установленном
порядке в разработке
11) принимают необходимые меры
по привлечению в
12) запрашивают у федеральных
органов исполнительной власти
и их территориальных органов,
органов исполнительной власти
субъектов Российской
13) ведут прием и рассматривают
заявления, письма, жалобы и иные
обращения работников о
14) осуществляют информирование
и консультирование
информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;
готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке предоставляют их Президенту РФ и в Правительство РФ.
В системе федеральной инспекции труда существует внутреннее и организационное разделение на две подсистемы: одна - правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда; другая - по охране труда. Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст. 357, 358 ТК РФ) наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав и обязанностей.
1. Беспрепятственно в любое
2. Запрашивать у работодателей
и их представителей, органов
исполнительной власти и
Осуществлять расследование
причин нарушений законодательства о
труде и охране труда.
Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об устранении их от должности в установленном порядке.
5. Привлекать к административной
ответственности виновных в
6. Выступать в качестве
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, о возмещении вреда,
причинённого здоровью работников на
производстве.
7. Направлять в суды при наличии
заключений государственной
Государственные инспекторы по охране труда также имеют право:
1) выдавать разрешения на
выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
запрещать производство и использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной или коллективной защиты работников;
изымать для анализа образцы
используемых или обрабатываемых
материалов и веществ с уведомлением об
этом работодателя или его представителя
и составлять соответствующий акт;
приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.
Закон предусматривает гарантии осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права путем установления ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст. 363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ). Согласно ч. Л 19.4 КоАП РФ неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление
или несвоевременное
Органы федеральной инспекции труда осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями (ст. 365 ТК РФ). Положения данной статьи базируются на нормах Конвенции Международной организац ии труда № 81 об инспекции труда (1947 г.), ст. 5 которой предусматривает, что компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, с другой, а также сотрудничеству между служащими инспекции труда и предпринимателями и трудящимися или их организациями.
Наделяя государственных инспекторов
труда широким объемом прав, законодатель
предусматривает также
Соблюдать Конституцию РФ, трудовое
законодательство и иные нормативные
правовые акты, содержащие нормы трудового
права, а также
нормативные правовые акты, регулирующие
деятельность органов и должностных лиц
органов федеральной инспекции труда.
Хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной, при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности.
3. Считать абсолютно
Государственный инспектор труда является государственным служащим, поэтому помимо специальных обязанностей, предусмотренных ТК РФ, он должен соблюдать обязанности и ограничения, закрепленные в ст. 10 и 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».