Арбитражные суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист

Файлы: 1 файл

арбитражный процесс.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Основное  отличие определений от решений - в определениях не дается ответа по существу заявленных требований.

Определения классифицируют по различным критериям.

По  содержанию выделяют:

- подготовительные определения (это  определения о принятии заявления к производству, о подготовке дела к производству, истребовании доказательств и т.д.). Цель - создание необходимых условий для защиты нарушенного или оспоренного права;

- пресекательные (преграждающие) определения  - те, которые препятствуют возбуждению дела (об отказе в принятии заявления или жалобы, о возвращении заявления или жалобы и т.д.);

- дисциплинирующие определения (о  судебных штрафах);

- завершающие (заключительные) определения  - которыми завершается производство  по делу (об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу и др.);

- определения по поводу вынесенного  судом решения (о разъяснении  решения, исправлении в нем  описок и т.п.);

- связанные с исполнением решения  (о повороте исполнения, о выдаче  дубликата исполнительного листа и т.д.);

- определения по заявлениям о  пересмотре судебных актов по  вновь открывшимся обстоятельствам.

По  субъектам, принимающим определения:

- принимаемые единолично;

- принимаемые коллегиально.

По  форме определения:

- выносимые в виде отдельного акта;

- протокольные определения.

По  порядку вынесения определения:

- выносимые в совещательной комнате;

- выносимые без удаления в совещательную  комнату.

По  порядку обжалования определения:

- подлежащие обжалованию отдельно  от судебного акта;

- не подлежащие такому обжалованию.

Определение выносится арбитражным судом  в письменной форме.

Протокольное  определение объявляется устно  и заносится в протокол судебного  заседания.

В определении должны быть указаны (ст. 185 АПК РФ):

- дата и место вынесения определения;

- наименование арбитражного суда, состав суда, фамилия лица, которое  вело протокол судебного заседания;

- наименование и номер дела;

- наименования лиц, участвующих  в деле;

- вопрос, по которому выносится  определение;

- мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

- вывод по результатам рассмотрения  судом вопроса;

- порядок и срок обжалования  определения.

В протокольном определении должны быть указаны вопрос, по которому выносится определение, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и вывод по результатам рассмотрения вопроса.

Копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, в пятидневный  срок со дня вынесения определения, направляются лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются им под расписку.

Определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется  немедленно, если иное не установлено АПК РФ или арбитражным судом.

Определение арбитражного суда может быть обжаловано отдельно от обжалования судебного  акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в случаях, если:

- законом предусмотрено обжалование  этого определения;

- определение препятствует дальнейшему движению дела.

Жалоба  на определение может быть подана в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения.

 

Глава 12. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ  ИЗ

АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ИНЫХ ПУБЛИЧНЫХ  ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

12.1. Общая характеристика производства по делам,

возникающим из административных и иных публичных

правоотношений, в арбитражном процессе

 

Арбитражные суды рассматривают возникающие  из административных и иных публичных  правоотношений дела.

1. Об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 23 АПК РФ).

2. Об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (гл. 24 АПК РФ).

3. Об административных правонарушениях,  если федеральным законом их  рассмотрение отнесено к компетенции  арбитражного суда (гл. 25 АПК РФ).

4. О взыскании с организаций  и граждан, осуществляющих предпринимательскую  и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций,  если федеральным законом не  предусмотрен иной порядок их  взыскания (гл. 26 АПК РФ).

Другие  дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Процессуальный  порядок рассмотрения перечисленных  дел установлен в разделе III АПК  РФ.

Выделение в АПК РФ правовых норм, регулирующих производство по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, в самостоятельный раздел свидетельствует о появлении в арбитражном процессе нового вида судопроизводства, несмотря на то что дискуссия по проблеме существования самостоятельного производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, наряду с производствами - исковым и особым, уже длительное время ведется в науке гражданского процесса. В АПК РФ 1992, 1995 гг. лишь перечислялись подведомственные арбитражному суду отдельные категории дел, вытекающие из административных правоотношений (ст. 22 АПК РФ). Эти дела рассматривались по правилам искового производства.

Возбуждение дел данной категории осуществляется не путем подачи иска (искового заявления), а путем обжалования, т.е. подачей жалобы или заявления.

Лица, участвующие в делах, возникающих  из административных и иных публичных  правоотношений, именуются не сторонами, а заявителями, лицами, подающими  жалобу, лицами, отвечающими по жалобе, заинтересованными лицами.

При рассмотрении данной категории дел, по мнению ученых, выступающих за самостоятельность  данного вида судопроизводства, не могут применяться некоторые  категории искового производства: увеличение или уменьшение исковых требований, отказ от иска, признание иска, изменение предмета или основания иска (встречная жалоба). Законом предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 200, ч. 1 ст. 205, ч. 1 ст. 210, ч. 1 ст. 215 АПК РФ).

Урегулированы особенности судебного разбирательства, принятия и опубликования судебного  решения по делам об оспаривании  нормативных правовых актов (ст. ст. 194 - 196 АПК РФ), судебного разбирательства и вынесения решения по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц (ст. ст. 200, 201 АПК РФ), рассмотрения и разрешения дел о привлечении к административной ответственности (ст. ст. 205, 206 АПК РФ), судебного разбирательства и вынесения решения по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст. ст. 210 - 211 АПК РФ), судебного рассмотрения и разрешения дел о взыскании обязательных платежей и санкций (ст. ст. 215 - 216 АПК РФ).

В ряде случаев при рассмотрении дел, возникающих из административных и  иных публичных правоотношений, приоритетными  являются нормы федеральных законов, например Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (ст. 30.7 - при вынесении решения по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности).

 

Правила о подсудности

 

Заявления по рассматриваемой категории дел  подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если не установлено другое.

Особые  правила подсудности установлены  для подачи заявлений о привлечении  к административной ответственности (ст. 203 АПК РФ) и об оспаривании  решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст. 208 АПК РФ).

 

Особенности по доказыванию обстоятельств, послуживших

для принятия оспариваемого акта, законности

оспариваемых  решений, действия (бездействия)

органов государства, должностных лиц

 

В соответствии с законом такая  обязанность возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили действия (бездействия).

К особенностям рассмотрения дел, возникающих  из административных и иных публичных  правоотношений, относится и предоставленная сторонам возможность урегулировать спор путем заключения мирового соглашения или с использованием других примирительных процедур (гл. 15 АПК РФ), если не установлено иное федеральным законом.

Таким образом, специфика процессуального регулирования рассмотрения и разрешения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключается в том, что эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства с использованием арбитражной процессуальной формы, с учетом процессуальных особенностей, которые установлены в разделе III АПК РФ и особенностей административного судопроизводства, предусмотренных в КоАП РФ.

К общим правилам искового производства относятся правила о письменной форме обращения в суд (ст. 125 АПК РФ), рассмотрение вопроса о принятии заявления (ст. ст. 128, 129 АПК РФ), правила подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства (гл. 14, 19 АПК РФ), правила принятия решений и определений арбитражного суда (гл. 20, 21 АПК РФ), правила приостановления производства по делу (гл. 16 АПК РФ), окончания производства по делу без вынесения решения (гл. 17, 18 АПК РФ).

 

12.2. Порядок рассмотрения дел об  оспаривании нормативных

правовых  актов (ст. ст. 191 - 196 АПК РФ)

 

Подведомственность и подсудность

 

Согласно  действующему в настоящее время  законодательству, положения ч. 3 ст. 191 АПК РФ ограничивают компетенцию  арбитражного суда в отношении рассмотрения дел об оспаривании нормативных  правовых актов по предметному признаку. Данная статья предусматривает, что арбитражный суд рассматривает не все дела об оспаривании нормативных правовых актов, относящихся к сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а только те из них, которые соответствующими федеральными законами прямо отнесены к компетенции арбитражного суда (например, прямые ссылки имеются в НК РФ и Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и т.д.).

В случае если в арбитражный суд  поступит заявление, не соответствующее указанному выше критерию, такое заявление подлежит возвращению заявителю применительно к порядку, установленному п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. При этом принятое к рассмотрению дело подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

 

Разновидности предметов иска

 

При подаче заявлении в арбитражный  суд следует четко формулировать  свои требования применительно к  тому, какое решение, с учетом требований процессуального законодательства, может принять суд: признать оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Заявителю при подготовке заявления также  необходимо по возможности более четко определиться с правовой природой оспариваемого акта, поскольку от этого зависит процессуальный порядок рассмотрения дела. При этом следует учитывать, что нормативные правовые акты могут устанавливать общеобязательные правила поведения в отношении как конкретных лиц (например, тарифы на тепловую и электрическую энергию обязательны для неограниченного круга потребителей конкретной энергоснабжающей организации), так и конкретных объектов (например, публичные земельные сервитуты предоставляют право неопределенному кругу лиц на соответствующее использование земельного участка).

АПК РФ также предусматривает, что заявление  об оспаривании нормативного правового  акта, помимо требования о признании  нормативного правового акта недействующим, должно содержать:

- наименование органа государственной  власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный  правовой акт;

Информация о работе Арбитражные суды