Арбитражные суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист

Файлы: 1 файл

арбитражный процесс.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

При этом следует иметь в виду, что  в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры. В названных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, которое отвечает требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ.

Такая процессуальная фигура, как потерпевший, в арбитражном процессуальном законе отсутствует, в связи с чем  для определения его положения  в деле о привлечении к административной ответственности следует обращаться к соответствующим статьям КоАП РФ. Статья 25.2 КоАП РФ устанавливает, что потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред; потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление (решение) суда по данному делу. Потерпевший может быть привлечен к участию в деле об административном правонарушении на стадии его возбуждения (что следует из положений ст. 28.2 КоАП РФ).

Кроме того, потерпевший также может  быть привлечен к участию в  деле по инициативе суда либо допущен (привлечен) к участию в деле по его ходатайству. Учитывая, что АПК РФ не предусматривает иное, при рассмотрении судом дела о привлечении к административной ответственности потерпевшего можно определить как третье лицо без самостоятельных требований. В то же время, учитывая интерес потерпевшего в данном деле, более адекватным было бы наименование в арбитражном процессе как "заинтересованное лицо".

При подготовке дела к рассмотрению суд  должен определить, имеется ли по данному  делу потерпевший, привлечен ли он к  делу об административном правонарушении административным органом, и если не привлечен, то имеется ли в этом необходимость. Потерпевший извещается о времени и месте судебного заседания. В процессе он обладает правами, предусмотренными КоАП РФ.

Согласно  ч. 4 ст. 27 АПК РФ, заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено судом по существу, даже если в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В связи с этим потерпевшим может выступать и физическое лицо, и его участие не изменяет подведомственности дела.

Наряду  с лицами, участвующими в деле, в арбитражном процессе могут быть задействованы их представители и содействующие осуществлению правосудия лица - эксперт, специалист, свидетели, переводчик, порядок участия которых в деле регулируется специальными нормами АПК РФ и КоАП РФ.

 

Заявление о привлечении к административной ответственности

 

Формой  обращения в арбитражный суд  административного органа по делам  о привлечении к административной ответственности является заявление (п. 4 ст. 4 АПК РФ). Последнее подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Как уже отмечалось выше, при подаче заявления в арбитражный суд по месту совершения правонарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, т.е. с нарушением правил подсудности, суд должен возвратить заявление органу (должностному лицу), его направившему.

Заявление, содержащее требование о привлечении  к административной ответственности, является основанием для возбуждения производства арбитражным судом и может быть направлено в арбитражный суд органами и должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

В делах о привлечении к административной ответственности, подведомственных арбитражным судам, к таким должностным лицам относятся:

- должностные лица органов внутренних  дел, органов государственной  инспекции по торговле, качеству  товаров и защите прав потребителей, органов, осуществляющих государственный  контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 6.14 КоАП РФ);

- должностные лица органов внутренних  дел (ст. 9.4 КоАП РФ);

- должностные лица органов внутренних  дел (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), должностные  лица органов государственного горного и промышленного надзора (ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ);

- должностные лица органов исполнительной  власти, уполномоченных на осуществление  государственного строительного  надзора (ст. 9.5.1 КоАП РФ);

- должностные лица органов внутренних дел, органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, федерального антимонопольного органа и его территориальных органов, органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ);

- должностные лица органов внутренних  дел, должностные лица органов  государственного горного и промышленного  надзора, федерального антимонопольного  органа, государственной инспекции  по торговле, качеству товаров  и защите прав потребителей, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий в пределах компетенции соответствующего органа (ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ);

- должностные лица органов внутренних  дел, должностные лица таможенных  органов и органов государственной  инспекции по торговле, качеству  товаров и защите прав потребителей (ст. 14.10 КоАП РФ);

- должностные лица органов внутренних  дел (ст. 14.11 КоАП РФ);

- должностные лица органов внутренних  дел и федерального органа  исполнительной власти, осуществляющего  контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (ст. ст. 14.12 - 14.14 КоАП РФ);

- должностные лица органов внутренних  дел, органов государственной  инспекции по торговле, качеству  товаров и защите прав потребителей, должностные лица органов, осуществляющих  государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (налоговых органов) (ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ);

- должностные лица органов внутренних  дел, органов, осуществляющих  государственный контроль за  производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (налоговых органов) (ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17 КоАП РФ);

- должностные лица органов внутренних  дел и органов, осуществляющих  государственный контроль за  производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.18 КоАП РФ);

- должностные лица органов внутренних  дел и федерального органа  исполнительной власти, осуществляющего  контроль за деятельностью саморегулируемых  организаций арбитражных управляющих (ст. 14.23 КоАП РФ);

- должностные лица органов, регулирующих  отношения в области организации  и проведения лотерей, и должностные  лица органов внутренних дел  (п. 1 ст. 14.27 КоАП РФ);

- судебные приставы (ч. 2 ст. 17.14 КоАП  РФ);

- должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ);

- должностные лица органов внутренних  дел и таможенных органов (ст. 19.19 КоАП РФ);

- должностные лица органов, осуществляющих  государственный надзор и контроль  за качеством и безопасностью  зерна и продуктов его переработки;  органов государственной инспекции  по торговле, качеству товаров  и защите прав потребителей (ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ);

- должностные лица органов государственного  горного и промышленного надзора;  должностные лица органов, осуществляющих  государственный пожарный надзор; должностные лица органов стандартизации, метрологии и сертификации (ч.  ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ).

Если  в отношении перечисленных выше дел установлена альтернативная компетенция разных органов, то дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 7.24 и 15.10 КоАП РФ, возбуждаются исключительно прокурором. Последний вправе обратиться с заявлением о привлечении к ответственности в арбитражный суд, в связи с чем производство по делу о привлечении к административной ответственности по данным статьям КоАП возбуждается судом на основании заявления прокурора.

Заявление административного органа о привлечении к административной ответственности, в том числе заявление прокурора, должно соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к исковому заявлению (ст. 125 АПК РФ), так и специальным требованиям, содержащимся в ст. 204 АПК РФ.

Общими требованиями к форме и содержанию заявления являются его письменная форма, обязательное подписание заявителем или его представителем, указание наименования арбитражного суда, в который подается заявление.

В соответствии с частью 1 статьи 204 АПК  РФ в заявлении также должны быть указаны дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении; сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении; требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

К заявлению должны быть приложены  протокол об административном правонарушении, документы, подтверждающие требования заявителя, а также уведомление  о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Зачастую  в арбитражный суд поступают  протоколы об административном правонарушении и иные документы о совершении правонарушения без заявлений о  привлечении к ответственности. В этом случае суд должен возвратить такие документы административному органу без вынесения определения, в силу отсутствия оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

Если  заявление не соответствует установленным требованиям либо в приложении к заявлению отсутствуют необходимые документы, суд выносит определение об оставлении заявления без движения по правилам ст. 128 АПК РФ. В определении указываются основания для оставления заявления без движения и срок, в течение которого следует устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения. Если данные недостатки не устраняются в установленный судом срок, заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются заявителю (ст. 129 АПК РФ).

При разрешении вопроса о соответствии заявления предъявляемым требованиям  следует учитывать, что суд не связан требованием административного  органа о назначении конкретного  вида и размера наказания и  определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. В связи с этим отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.

Нередко при подготовке дела к рассмотрению судьи задаются вопросом, как следует  поступать, если представленный вместе с заявлением протокол об административном правонарушении не соответствует предъявляемым к нему требованиям.

В ответе на данный вопрос следует исходить из того, что протокол - это так  называемое необходимое доказательство, без которого невозможно установить важнейшие факты, входящие в предмет  доказывания по делу. Именно по этой причине обязанность представления в суд протокола предусмотрена ст. 204 АПК РФ, чем подчеркнута особая роль данного доказательства.

Наряду  с этим протокол об административном правонарушении является процессуальной основой всего дела.

Вместе  с тем в ряде случаев недостатки протокола (несоответствие изложенных в нем фактов действительности, некомпетентность должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, и т.п.) не являются очевидными и могут быть выявлены только в процессе судебного разбирательства дела. Такой протокол не может быть возвращен составившему его лицу в связи с отсутствием оснований для этого, а недостатки протокола должны служить основанием для принятия решения об отказе в привлечении к административной ответственности.

Следует обращать внимание и на полномочия должностных лиц административных органов по составлению протокола  об административном правонарушении, поскольку составление протокола  неуполномоченным лицом лишает протокол доказательственной силы.

Указанные полномочия предоставляются в административных органах ведомственными актами, которые при сомнениях в компетенции того или иного должностного лица следует запрашивать у заявителя.

К другим недостаткам протокола относятся  отсутствие подписи и объяснений лица, привлекаемого к ответственности, неправильная юридическая квалификация или ее отсутствие, а также неполнота представленных документов, в частности отсутствие других процессуальных протоколов, актов ревизии, актов экспертизы. Сами по себе данные недостатки не должны служить основанием для возвращения протокола и других материалов дела и оставления заявления без движения.

Информация о работе Арбитражные суды