Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа
В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист
- название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
-
права и законные интересы
заявителя, которые, по его
мнению, нарушаются данным
-
название нормативного
Важно отметить, что при оспаривании нормативного правового акта суд не вправе приостановить его действие на период рассмотрения дела.
Особенности субъектного состава
В
качестве заявителей по делам об оспаривании
нормативного правового акта могут
выступать не только юридические
лица либо физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельнос
В качестве лица, участвующего в деле, должен выступать соответствующий орган или должностное лицо, принявшее оспариваемый нормативный правовой акт (независимо от наличия или отсутствия статуса юридического лица у данного органа).
В
случае если процедура принятия нормативного
правового акта предусматривает
участие в правотворческом
Действующее
законодательство также предусматривает
случаи обязательного участия в
судебном заседании органов
Особенности доказывания
Бремя
доказывания. На орган, должностное
лицо, которые приняли акт, возлагается
обязанность доказывания
Заявитель же должен доказать: наличие нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на него каких-либо обязанностей или создание других препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 192 АПК РФ).
Следует
отметить, что важным доказательством
по делам данной категории является
официальный текст
Особенности судебного разбирательства
и резолютивной части решения
Дела
об оспаривании нормативных
По
данной категории дел суд вправе
самостоятельно либо по ходатайству
заявителя обязать
Суд при рассмотрении дела не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Данное положение закона обусловлено публичным характером спора. Кроме того, принимая решение, суд должен учесть, что проверенное однажды положение нормативного правового акта не может быть предметом рассмотрения вновь (ч. 7 ст. 194 АПК РФ), что предполагает всестороннюю оценку обстоятельств дела.
С публичным характером спора связано также специальное правило, предусматривающее, что отказ от заявленных требований (на любой стадии процесса) не препятствует рассмотрению дела.
Статья
195 АПК РФ предусматривает, что по
делам рассматриваемой
Невозможность
положительного разрешения спора в
арбитражном суде может быть связана
также с отсутствием у
Судебная оценка оспариваемой правовой нормы по данной категории дел не может носить абстрактного характера, не связанного с нарушением законных прав и охраняемых законом интересов заявителя. Это означает, что при отсутствии данных о применении оспариваемой правовой нормы в отношении заявителя у последнего отсутствует право на обращение в арбитражный суд с требованием об оспаривании нормативного правового акта.
В
отношении государственных
Возможен
также отказ в удовлетворении
требований по делам об оспаривании
недействующих нормативных
Исключением из этого правила являются акты, признанные недействующими, уже рассмотренные в арбитражном суде. В случае если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившее по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу (ч. 7 ст. 194 АПК РФ).
Резолютивная часть решения по делу должна содержать:
1)
наименование органа или лица,
принявших оспариваемый акт;
2)
название нормативного
3)
указание на признание
Решение, принятое арбитражным судом, вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Закон предусматривает возложение на орган, принявший оспариваемый акт, обязанности по приведению акта в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 196 АПК РФ вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и при необходимости в иных изданиях.
12.3. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных
правовых актов, решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц
Данную категорию по своей значимости можно отнести к одной из наиболее важных категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами. Об этом свидетельствует упоминание указанного способа судебной защиты в ст. 12 ГК РФ - защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Судебная практика по указанным делам, по существу, отражает сложившуюся практику реализации государственными органами и органами местного самоуправления своих полномочий в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дела
об оспаривании затрагивающих
Подведомственность и подсудность
С точки зрения подведомственности споров рассматриваемой категории необходимо учитывать субъектный состав спорных правоотношений.
Так, статья 33 АПК РФ указывает ряд случаев, когда дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из-за которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане (специальная подведомственность).
К таким случаям закон относит дела по спорам об отказе или уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Федеральный закон предусматривает, что правом на обжалование ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления обладают также:
1)
прокурор - если оспариваемый акт
затрагивает права и законные
интересы организаций и
2)
граждане, организации и иные
лица вправе обратиться в
3)
антимонопольные органы обращаю
4)
налоговые органы с
5)
органы исполнительной власти
по рынку ценных бумаг - если
они выступают в защиту