Арбитражные суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист

Файлы: 1 файл

арбитражный процесс.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

- название, номер, дату принятия, источник  опубликования и иные данные  об оспариваемом нормативном правовом акте;

- права и законные интересы  заявителя, которые, по его  мнению, нарушаются данным оспариваемым  актом или его отдельными положениями;

- название нормативного правового  акта, который имеет большую юридическую  силу и на соответствие которому  надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения (ст. 193 АПК РФ). К заявлению должен быть приложен текст оспариваемого нормативного правового акта.

Важно отметить, что при оспаривании  нормативного правового акта суд  не вправе приостановить его действие на период рассмотрения дела.

 

Особенности субъектного состава

 

В качестве заявителей по делам об оспаривании  нормативного правового акта могут  выступать не только юридические  лица либо физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и иные лица. В частности, в случаях, предусмотренных федеральным законом, а также в силу ст. ст. 52, 53 АПК РФ прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (в том числе и не имеющие статуса юридического лица) вправе обращаться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В качестве лица, участвующего в деле, должен выступать соответствующий  орган или должностное лицо, принявшее  оспариваемый нормативный правовой акт (независимо от наличия или отсутствия статуса юридического лица у данного органа).

В случае если процедура принятия нормативного правового акта предусматривает  участие в правотворческом процессе нескольких органов или должностных  лиц, данные лица должны быть привлечены к участию в деле либо в порядке процессуального соучастия, либо в качестве третьих лиц (например, когда документ принимается представительным органом власти, а подписывается главой органа исполнительной власти ибо нормативный акт принимается несколькими органами власти совместно или согласовывается с каким-либо органом власти).

Действующее законодательство также предусматривает  случаи обязательного участия в  судебном заседании органов государственной  власти (по вопросам, относящимся к их компетенции). В частности, это касается антимонопольных органов, органов, осуществляющих контрольные функции на рынке ценных бумаг. Если оспариваемые нормативные правовые акты относятся к соответствующей тематике, то суду следует уведомить компетентные государственные органы о возможности их участия в деле.

 

Особенности доказывания

 

Бремя доказывания. На орган, должностное  лицо, которые приняли акт, возлагается  обязанность доказывания следующих  фактов: соответствие оспариваемого  акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу; наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта (ст. 194 АПК РФ); обстоятельства, послужившие основанием для принятия акта.

Заявитель же должен доказать: наличие нарушения  его прав и законных интересов  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности; незаконное возложение на него каких-либо обязанностей или создание других препятствий  для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 192 АПК РФ).

Следует отметить, что важным доказательством  по делам данной категории является официальный текст оспариваемого  нормативного правового акта, поскольку  таким документом можно подтвердить аутентичность оспариваемого акта (как по содержанию, так и по форме).

 

Особенности судебного разбирательства

и резолютивной части решения

 

Дела  об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются коллегиальным  составом судей без участия арбитражных заседателей, в двухмесячный срок со дня поступления заявления в суд. Предварительное заседание проводится судьей единолично.

По  данной категории дел суд вправе самостоятельно либо по ходатайству  заявителя обязать представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, явиться в судебное заседание для дачи объяснений.

Суд при рассмотрении дела не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Данное положение закона обусловлено публичным характером спора. Кроме того, принимая решение, суд должен учесть, что проверенное однажды положение нормативного правового акта не может быть предметом рассмотрения вновь (ч. 7 ст. 194 АПК РФ), что предполагает всестороннюю оценку обстоятельств дела.

С публичным характером спора связано  также специальное правило, предусматривающее, что отказ от заявленных требований (на любой стадии процесса) не препятствует рассмотрению дела.

Статья 195 АПК РФ предусматривает, что по делам рассматриваемой категории  суд вправе принять одно из двух возможных решений: о признании  оспариваемого акта или отдельных  его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, либо о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Невозможность положительного разрешения спора в  арбитражном суде может быть связана  также с отсутствием у заявителя  права на обращение в суд.

Судебная  оценка оспариваемой правовой нормы  по данной категории дел не может  носить абстрактного характера, не связанного с нарушением законных прав и охраняемых законом интересов заявителя. Это означает, что при отсутствии данных о применении оспариваемой правовой нормы в отношении заявителя у последнего отсутствует право на обращение в арбитражный суд с требованием об оспаривании нормативного правового акта.

В отношении государственных органов, обращающихся с требованием о  признании недействующим нормативного правового акта, аналогичный вопрос разрешен следующим образом. Если орган, обратившийся с заявлением, не указал в нем, какие именно публичные интересы нарушены принятием данного акта, суд вправе принять решение об отказе в удовлетворении требований (п. 7 информационного письма ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов").

Возможен  также отказ в удовлетворении требований по делам об оспаривании  недействующих нормативных правовых актов. К таковым можно отнести  акты, не вступившие в законную силу, действие которых приостановлено, а также акты, утратившие силу (в связи с истечением срока действия, отмененные другим актом либо в других случаях утраты юридической силы). Причина принятия такого решения аналогична ситуации с отсутствием у заявителя нарушенного права, поскольку акт, не имеющий юридической силы, не может нарушать права и законные интересы субъектов экономической деятельности.

Исключением из этого правила являются акты, признанные недействующими, уже рассмотренные  в арбитражном суде. В случае если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившее по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу (ч. 7 ст. 194 АПК РФ).

Резолютивная  часть решения по делу должна содержать:

1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт; название, номер, дату принятия акта;

2) название нормативного правового  акта, имеющего большую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт;

3) указание на признание оспариваемого  акта соответствующим нормативному  правовому акту, имеющему большую  юридическую силу, и на отказ  в удовлетворении заявленного  требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.

Решение, принятое арбитражным судом, вступает в законную силу немедленно после  его принятия.

Закон предусматривает возложение на орган, принявший оспариваемый акт, обязанности по приведению акта в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 196 АПК РФ вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании  нормативного правового акта публикуется  в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и при  необходимости в иных изданиях.

 

12.3. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных

правовых  актов, решений и действий (бездействия)

государственных органов, органов местного самоуправления,

иных  органов, должностных лиц

 

Данную  категорию по своей значимости можно  отнести к одной из наиболее важных категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами. Об этом свидетельствует упоминание указанного способа судебной защиты в ст. 12 ГК РФ - защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Судебная  практика по указанным делам, по существу, отражает сложившуюся практику реализации государственными органами и органами местного самоуправления своих полномочий в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности.

Дела  об оспаривании затрагивающих права  и законные интересы лиц в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 24 АПК РФ (ч. 1 ст. 197). То есть, по существу, подобные дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом (ч. 1 ст. 189 АПК РФ).

 

Подведомственность  и подсудность

 

С точки зрения подведомственности споров рассматриваемой категории необходимо учитывать субъектный состав спорных правоотношений.

Так, статья 33 АПК РФ указывает ряд  случаев, когда дела рассматриваются  арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из-за которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане (специальная подведомственность).

К таким случаям закон относит  дела по спорам об отказе или уклонении  от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Федеральный закон предусматривает, что правом на обжалование ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления обладают также:

1) прокурор - если оспариваемый акт  затрагивает права и законные  интересы организаций и граждан  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности (ст. 52 АПК РФ);

2) граждане, организации и иные  лица вправе обратиться в арбитражный  суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных  правовых актов, незаконных решений,  принятых путем прямого волеизъявления  граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 78 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");

3) антимонопольные органы обращаются с заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции");

4) налоговые органы с требованиями  о признании регистрации предприятия  недействительной - если нарушается  установленный порядок создания  предприятия или учредительные  документы не соответствуют требованиям  законодательства (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации");

5) органы исполнительной власти  по рынку ценных бумаг - если  они выступают в защиту государственных  и общественных интересов и  охраняемых законом интересов инвесторов (ст. 14 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг").

Информация о работе Арбитражные суды