Арбитражные суды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист

Файлы: 1 файл

арбитражный процесс.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Во-первых, заявителю необходимо обосновать то обстоятельство, что оспариваемый акт, решение, действие или бездействие  нарушают его законные права, охраняемые законом интересы, незаконно возлагают  на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Во-вторых, заявитель обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование  своей позиции по делу.

 

Особенности судебного разбирательства

и резолютивной части решения

 

Общий срок рассмотрения дела составляет два  месяца, включая сроки на подготовку дела и на изготовление решения в  окончательном виде (в случае объявления в судебном заседании только резолютивной части решения).

По  данной категории дел необходимо проведение предварительного заседания, кроме споров об обжаловании действий судебных приставов-исполнителей, которые  в связи с сокращенным сроком рассмотрения (10 дней) могут проводиться  без предварительного заседания.

По  делам об оспаривании актов, решений  и действий (бездействия) возможно заключение мирового соглашения или применение иных примирительных процедур.

К иным примирительным процедурам можно  отнести согласованное признание  заявленных требований и отказ от заявленных требований (как полностью, так и в части).

Дела  рассматриваются судьей единолично, кроме случаев, обозначенных в законе. К таким случаям можно отнести  повторное рассмотрение дела после  отмены состоявшихся решений суда первой инстанции в суде кассационной инстанции с указанием на коллегиальное рассмотрение дела.

По  делам данной категории исключено  рассмотрение с участием арбитражных  заседателей. В случае объединения  требований гражданско-правового и  административно-правового характера  в одном заявлении, при наличии ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, следует либо выделить одно из требований в отдельное производство в целях рассмотрения гражданско-правового спора с участием арбитражных заседателей, либо применить процедуру, предусмотренную ст. 160 АПК РФ, и провести раздельные судебные заседания.

По  данной категории дел суду предоставлены  дополнительные полномочия в отношении  обеспечения явки в судебное заседание  представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие) (ч. 3 ст. 200 АПК РФ). Также дополнительные полномочия касаются представления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела (ч. 6 ст. 200 АПК РФ).

Соответственно, если требования суда не были исполнены, суд вправе наложить судебный штраф  на виновное лицо.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться:

1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;

2) название закона или иного  нормативного правового акта, на  соответствие которому проверены  оспариваемый акт, решение;

3) указание на признание оспариваемого  акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:

1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) или отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;

2) название закона или иного  нормативного правового акта, на  соответствие которым проверены  оспариваемые действия (бездействие), решения;

3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Особо следует отметить, что в случае удовлетворения заявленных требований, резолютивная часть решения суда должна содержать требования к органу или лицу, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), направленные на восстановление нарушенного права. То есть суд, принимая решение, должен избрать адекватный обстоятельствам дела способ исполнения судебного решения.

 

12.4. Привлечение к административной  ответственности

и оспаривание решений о привлечении  к

административной  ответственности в рамках судопроизводства

в арбитражных судах

 

Дела  о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных АПК РФ и федеральным законом об административных правонарушениях.

 

Подведомственность  и подсудность

 

Арбитражные суды вправе рассматривать дела о  привлечении к административной ответственности данных лиц лишь в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, а также только дела, прямо отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов

Так, дело должно отвечать следующим критериям:

во-первых, дело должно быть прямо отнесено к подведомственности арбитражных судов федеральным законом (предметный критерий) (ч. 1 ст. 202 АПК РФ);

во-вторых, к ответственности могут быть привлечены арбитражным судом лишь юридическое лицо или гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя (субъектный критерий);

в-третьих, административное правонарушение должно быть не только совершено юридическим  лицом или индивидуальным предпринимателем, но и связано с осуществлением ими предпринимательской или  иной экономической деятельности (характер правоотношений).

Федеральным законом, определяющим полномочия судов, административных органов и должностных  лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях, является КоАП РФ.

Частью 3 ст. 23.1 КоАП РФ установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных: ст. ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. ст. 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 - 14.33, 15.10, ч. 2 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.5, ч. ч. 1 и 2 ст. 19.19.

Арбитражный суд рассматривает дела о перечисленных  выше правонарушениях, совершенных  в связи с осуществлением предпринимательской  и иной экономической деятельности. Если данные правонарушения не связаны  с такой деятельностью, дело не может быть разрешено арбитражным судом. Описанный характер спора является вторым критерием отнесения дел о привлечении к административной ответственности к подведомственности арбитражных судов. При этом отсутствие легитимного понятия "экономическая деятельность" зачастую вызывает определенные затруднения при отнесении дела к подведомственности арбитражных судов.

В этой связи следует отметить, что  это прежде всего дела, возникшие  в связи с осуществлением предпринимательской  деятельности. Содержание такой деятельности раскрывает ст. 2 ГК РФ, согласно которой предпринимательская деятельность определяется как "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

Под иной, не связанной с предпринимательской  экономической деятельностью следует, очевидно, понимать деятельность тех же субъектов по осуществлению своих имущественных прав (без этого возникновение экономических отношений невозможно), а под иными экономическими спорами - споры, возникающие в сфере имущественных отношений между указанными субъектами.

При решении вопроса об отнесении дел к подведомственности арбитражных судов все указанные выше критерии должны учитываться в совокупности. При отсутствии любого из них дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, если только специальными нормами оно не отнесено к подведомственности арбитражных судов.

Следует учитывать, что в случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение  о прекращении производства в  арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. Вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.

 

Особенности субъектного состава

 

Лицами, участвующими в деле о привлечении  к административной ответственности, являются: стороны - административный орган, обратившийся с заявлением о  привлечении к административной ответственности, и лицо, привлекаемое к административной ответственности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении), потерпевший или его представитель, эксперт, специалист, переводчик, прокурор.

В арбитражный суд с заявлениями  о привлечении к ответственности  обращаются те административные органы, к компетенции которых отнесено возбуждение дел об административных правонарушениях. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (с чего, собственно, начинается дело об административном правонарушении), предусмотрен ст. 28.3 КоАП РФ.

В ряде случаев административное законодательство прямо не предусматривает компетенцию того или иного административного органа по возбуждению производства, отсылая к другим законам, регулирующим компетенцию данных органов. Это обусловлено указанием ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ на то, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Второй (ответной) стороной по рассматриваемым  делам всегда выступает субъект  предпринимательской деятельности - юридическое лицо или гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя. Поэтому не может быть субъектом ответственности по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, гражданин, не имеющий такого статуса, либо структурное подразделение организации, не являющееся юридическим лицом (например, филиал предприятия).

Поскольку в компетенцию арбитражного суда не входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных физическими  лицами, то заявление административного  органа о привлечении к административной ответственности должностного лица организации рассмотрению в арбитражном суде не подлежит (п. 11 Обзора Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2003 г. N 4 "О практике рассмотрения споров, связанных с применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Следует отметить, что административная ответственность  юридического лица является новеллой административного законодательства, реализованной лишь в КоАП РФ 2001 г. Статья 2.10 данного Кодекса устанавливает, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных Кодексом или соответствующим законодательством субъектов РФ. В случаях же, если в статье КоАП РФ не установлено, что ответственность применяется только к физическому лицу или только к юридическому лицу, установленная в статье норма в равной мере действует в отношении каждого из них. Кроме того, КоАП РФ решены вопросы ответственности юридических лиц при их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или преобразования, что также следует учитывать, определяя лицо, подлежащее привлечению к ответственности.

Особое  внимание следует уделить участию  в рассмотрении данной категории  дел таких лиц, как потерпевший  и прокурор. Полномочия последнего по делам о привлечении к административной ответственности регулируются положениями п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющими прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положениями ст. ст. 28.4 и 28.8 КоАП РФ, определяющими полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.

Информация о работе Арбитражные суды