Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:49, курсовая работа
В соответствии с Основным законом государства - Конституцией РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).
В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее - АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая ист
Согласно
части 5 статьи 205 АПК РФ, в случае
непредставления
Следует
также отметить, что перечисленные
проблемы нашли отражение в
При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления, суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.
Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела, либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.
При
выявлении указанных
Другие особенности подготовки дел к рассмотрению
Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд. При исчислении данного срока следует руководствоваться правилами гл. 10 АПК РФ, в том числе правилом о невключении в сроки исчисляемые днями, рабочих дней.
Суд должен принимать во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях и, следовательно, невозможность извещения участников арбитражного процесса о времени и месте судебного заседания не позднее чем за 15 дней до его начала.
В этой связи суд при подготовке дела к рассмотрению при наличии соответствующих сведений об участниках арбитражного процесса должен принять меры по извещению или вызову лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса любыми способами. Кроме почтовых отправлений, извещение может быть сделано посредством телефонограмм, телеграмм, факсимильной связи или по электронной почте либо с использованием иных средств связи. Необходимые для уведомления контактные телефоны лица, привлекаемого к административной ответственности, могут содержаться в заявлении, протоколе об административном правонарушении и приложенных к нему материалах.
Извещение должно содержать все сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 121 АПК РФ, а именно:
-
наименование и адрес
-
время и место судебного
- наименование лица, извещаемого или вызываемого в суд;
-
наименование дела, по которому
осуществляется извещение или
вызов, а также указание, в качестве
кого лицо вызывается; указания,
какие действия и к какому
сроку извещаемое или
По
общим правилам рассмотрения дел
в арбитражных судах подготовка
дела к судебному разбирательству
завершается проведением
По делам об административных правонарушениях сокращенные сроки их рассмотрения определяют иное регулирование подготовительной стадии дела, в силу чего необходимость осуществления конкретных действий по подготовке дела к судебному разбирательству определяется судьей. Последний сам определяет, следует ли по данному делу провести предварительное судебное заседание или для подготовки достаточно ограничиться какими-либо иными действиями, перечень которых содержится в ст. 135 АПК РФ. Поэтому в определении о принятии заявления и о подготовке дела к судебному разбирательству может быть указано не только на действия по подготовке, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения, но также на время и место проведения судебного разбирательства.
При подготовке дела к рассмотрению следует также учитывать особенности явки лиц, участвующих в деле, в судебное заседание. Положения КоАП РФ указывают, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство, или защитника юридического лица, совершившего административное правонарушение. В отличие от КоАП РФ, ч. 3 ст. 205 АПК РФ устанавливает, что арбитражный суд не вызывает лиц, участвующих в деле, а лишь извещает их о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела. В то же время арбитражный суд может признать обязательность явки в судебное заседание не только лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, но и представителя административного органа.
При подготовке дела часто встает вопрос о возможности применения мер по обеспечению производства по делу. В отличие от мер по обеспечению иска или имущественных интересов заявителя, возможность принятия которых предусмотрена гл. 8 АПК РФ, в данном случае такими мерами называются процессуальные действия, призванные пресечь правонарушение, способствующие обнаружению и фиксации доказательств, обеспечению исполнительного производства по делу. АПК РФ не ограничивает возможность применения мер обеспечения производства по делу о привлечении к административной ответственности, что не противоречит общим принципам арбитражного судопроизводства.
КоАП РФ, в свою очередь, прямо предусматривает, что обеспечение по делу об административном правонарушении может иметь место. В частности, гл. 27 КоАП РФ регламентирует различные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Одна из данных мер - привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля (ст. 27.15 КоАП РФ).
О применении мер по обеспечению производства по делу суд выносит определение.
Особенности доказывания
По
делам о привлечении к
При рассмотрении дела о привлечении к ответственности суд должен установить следующие факты: наличие административного правонарушения и факт совершения его лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; полномочия административного органа, составившего протокол.
Доказательства данных обстоятельств административный орган должен представить в суд. В случае непредставления суд истребует их по своей инициативе.
По данным делам необходимо доказать следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения, т.е. противоправного деяния, предусмотренного административным законодательством (основной подлежащий доказыванию факт); наличие вредных последствий и причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями; способность лица, привлекаемого к ответственности, быть субъектом данного правонарушения; наличие вины данного лица в совершении противоправного деяния.
Эти данные содержатся прежде всего в протоколе об административном правонарушении, значение которого как основного доказательства по делу уже отмечалось. Практически протокол и приложенные к нему документы должны указывать на характер события и состав административного правонарушения.
Другими
наиболее распространенными доказательст
К письменным доказательствам также относятся иные протоколы, составляемые по делу об административном правонарушении, например об аресте товаров, досмотре и изъятии вещей и документов. Кроме того, если по делу применялись меры обеспечения, то в суд также направляется соответствующее постановление об этом.
Особенности предмета доказывания по различным составам административных правонарушений и по конкретному делу определяют также саму процедуру доказывания, корректируя объем и виды необходимых доказательств. Однако следует иметь в виду, что все представленные доказательства в их совокупности должны подтверждать наличие обстоятельств, входящих в предмет доказывания; недоказанность хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает определенные особенности в распределении обязанностей по доказыванию, в соответствии с которыми по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности. Это определяет обязанность административного органа или прокурора, обратившихся в суд с заявлением о привлечении к ответственности, представить доказательства наличия данных обстоятельств и виновности лица в совершении правонарушения. В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд вправе истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе (ч. 5 ст. 205 АПК РФ). Истребование доказательств осуществляется по правилам ст. 66 АПК РФ.
На распределение обязанностей доказывания оказывает влияние презумпция невиновности, сформулированная в ст. 1.5 КоАП РФ. В соответствии с положениями данной нормы лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу данного лица.
Вместе с тем на лицо, привлекаемое к административной ответственности, также может распространяться обязанность по доказыванию, что зависит от той правовой позиции, которую оно избирает по делу. Если такое лицо лишь отрицает требования и доводы административного органа, то последний фактически несет на себе все бремя доказывания. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, приводит возражения против требований административного органа, ссылаясь на какие-либо обстоятельства, оно само должно их доказать (ст. 65 АПК РФ).
Рассмотрение дел о привлечении
к административной ответственности и особенности изложения
резолютивной части решения по таким делам
Как уже отмечалось выше, дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности. Сюда включается также срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Следует отметить, что данный срок, установленный ч. ч. 1 и 2 ст. 205 АПК РФ, совпадает со сроком рассмотрения дела об административном правонарушении, установленном ст. 29.6 КоАП РФ.
Срок
рассмотрения дела начинается со дня
поступления заявления о
В случае оставления заявления о привлечении к административной ответственности без движения 15-дневный срок следует исчислять с того дня, когда обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, будут устранены (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").