Деятельность органов местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – в повышении качества и доступности предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций, предусматривающих взаимодействие с организациями (предприятиями) при осуществлении полномочий по установлению тарифов на услуги муниципальных предприятий, а также повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления;

Содержание работы

Введение
3
1 Нормативно-правовое обоснование тарифной политики на предоставление государственных и муниципальных услуг
5
1.1 Нормативные особенности предоставления муниципальной услуги
6
1.2 Основные принципы и методы установления цен (тарифов), основания и сроки
8
1.3 Порядок установления цен (тарифов) и перечень услуг (работ) устанавливаемых органами местного самоуправления
11
2 Формирование цен (тарифов) на услуги (работы) устанавливаемых органами местного самоуправления ЗАТО г. Зеленогорска
15
2.1 Система критериев, используемых для определения доступности для потребителя (населения)
16
2.2 Порядок организации работы по регулированию цен (тарифов) на услуги устанавливаемые органами местного самоуправления: порядок формирования и регулирования цен (тарифов); порядок определения платы за предоставляемые услуги муниципальными предприятиями (организациями)
19
2.3 Проблемы возникающие при реализации органами местного самоуправления полномочий в области регулирования цен (тарифов) на услуги муниципальных предприятий (организаций)
41
3 Предложения и пути решения по повышению эффективности предоставления услуг муниципальными предприятиями (организациями)
46
Заключение
55
Библиографический список
57
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

Последнее время реформа  в сфере жилищно-коммунального хозяйства

шла путем повышение стоимости всех услуг жилищно-коммунального хозяйства, включая газ и электроэнергию, до рыночной стоимости. Предлагается ликвидировать все льготы, дотации и субсидии, а высвободившиеся бюджетные средства плюс дополнительные доходы бюджета от налогообложения "Газпрома", РАО "ЕЭС" и локальных монополий направить на повышение пенсий и заработной платы бюджетников, для того чтобы они могли оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства по полной стоимости. Ну, а доходы тех, кто работает в коммерческом секторе, отрегулирует рынок труда. В результате произойдет существенное сокращение дифференциации населения по денежным доходам. В итоге можно ожидать, что расходы бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство значительно сократятся.

С этим согласиться нельзя. Лишение льгот некоторой категории граждан не приведет к стабильному состоянию бюджетной политики. Такой подход по оплате коммунальных услуг не решит, а наоборот, усложнит и так очень нелегкую проблему реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Начиная с 2011 года, прерогатива устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса  перешла к субъекту Российской Федерации.

Муниципалитеты уже  столкнулись с рядом весьма серьезных  проблем:

- регулирующие органы местного самоуправления при рассмотрении оставшихся тарифов муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства не видят всех затрат по предприятию;

  • рост тарифов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса на 2011 год составил:

1) тариф на холодную  воду – 119,8% (на 2010 год – 110,7%);

2) тариф на водоотведение – 118,6% (на 2010 год – 111,0%);;

3) тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов – 114,1% (на 2010 год – 100,1%).

При установлении цен (тарифов) организациям срок рассмотрения представленных документов - 30 календарных дней с даты их поступления, когда у регулирующих органов субъекта Российской Федерации на одно муниципальное образование, в связи с большим количеством предприятий по всему Красноярскому краю, - не более 3-5 дней.

При этом возникает еще одна проблема, из-за которой в принципе и были переданы полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса субъектам Российской Федерации – подготовка квалифицированных кадров в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на местах.

Органы регулирования по Красноярскому краю с учетом представленных материалов, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям до направления проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в представительный орган власти субъекта Российской Федерации.

Тарифы на коммунальные услуги для организаций коммунального комплекса на 2011 год по ЗАТО г. Зеленогорску были утверждены в соответствии с процедурой, установленной Основами формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 г. № 708.

Изменение индекса роста размера платы граждан за коммунальные услуги, как совокупного платежа за все коммунальные услуги при неизменном объеме потребляемых гражданами коммунальных услуг, устанавливаемый в среднем по муниципальному образованию на очередной финансовый год (в данном случае 2011 год), выраженный в процентах, действующий на конец предыдущего периода регулирования утверждено в размере 115,0%.

В случае установления для  отдельных категорий потребителей тарифов, не покрывающих расходов на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления для других категорий потребителей тарифов и надбавок в повышенном размере не допускается.

Снижение тарифов для  населения в целом по муниципальному образованию от государственно регулируемой величины ведет к необходимости предоставления бюджетных субсидий (муниципальных преференций). В условиях действующего законодательства и для субъекта РФ, и для муниципального образования отсутствуют правовые основания предоставления бюджетных субсидий ресурсоснабжающим организациям, связанных со снижением тарифов для населения по сравнению с их государственно регулируемой величиной. А предоставление таких субсидий ведет к нарушению Закона о защите конкуренции.

Что касается возможности  граждан оплачивать коммунальные услуги, то в этих целях действует программа предоставления субсидий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

В местном бюджете  ЗАТО г. Зеленогорска на 2011 год на предоставление субсидий населению (покрытие расходов на производство и реализацию коммунальных услуг) заложена сумма в размере 56 678 рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предложения и пути решения по повышению эффективности предоставления услуг муниципальными предприятиями (организациями)

 

В последнее время  большое внимание для расчета  тарифов уделяется методу доходности инвестированного капитала. Исходя из методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса должно  осуществляется в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь средств частных инвесторов). При этом бюджетное финансирование необходимо рассматривать не в качестве альтернативы, а как дополнение к заемному финансированию и осуществлять его в ограниченных объемах. Все это будет способствовать привлечению долгосрочных инвестиционных ресурсов в жилищно-коммунальный комплекс, который располагает огромным потенциалом ресурсосбережения.

На основании нормы  доходности инвестированного капитала формируется необходимая валовая  выручка, определяется стоимость активов и размер инвестированного капитала. Тарифы по методу доходности инвестированного капитала устанавливаются на долгосрочный период регулирования, отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. В течение долгосрочного периода регулирования ежегодно тарифы, установленные на очередной финансовый год, корректируются с учетом фактических показателей расчета тарифов, взамен прогнозных значений параметров. В необходимую валовую выручку регулируемой организации включается возврат инвестированного капитала. Инвестированный капитал включает в себя заемный и собственный капитал. Под собственным капиталом понимается капитал, использованный организацией для создания активов, необходимых для осуществления регулируемых видов деятельности, за вычетом заемного капитала. Заемный капитал включает в себя обязательства регулируемой организации перед кредиторами со сроком действия не менее чем один год.

Однако на пути решения  данной проблемы в настоящее время  имеется ряд серьезных препятствий. До конца не отлажена система тарифного  регулирования деятельности предприятий  коммунального хозяйства - естественных локальных монополистов. Именно поэтому в комплексе программных мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса, наряду с его финансовой стабилизацией особую роль надо отвести совершенствованию тарифного регулирования деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Основными направлениями  совершенствования системы тарифного  регулирования должны стать: четкое разграничение полномочий всех участвующих  сторон; объединение единой методологической базы и единых принципов регулирования тарифов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

При проведении всесторонней аналитической работы по формированию тарифов в сфере жилищно-коммунального  хозяйства специалистами Администрации  ЗАТО г. Зеленогорска, зная специфику предприятий, на основании решений тарифной комиссии, о принятии экономически обоснованных тарифов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса выдерживался баланс экономических и социальных интересов производителей и потребителей услуг (работ), включая население, по всему муниципальному образованию.

На основании Федерального закона "Об основах регулирования  тарифов организаций коммунального  комплекса" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.

Считаю, что  первыми  шагами на пути выхода из сложившейся ситуации должна быть профессиональная переподготовка кадров на базе кадрового центра при Управлении делами Губернатора и Правительства Красноярского края и основная нагрузка по практической реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства должна лежать на органах местного самоуправления.

Предлагается следующая  модель установления цены:



 

При оценки затрат для целей ценообразования важно не столько уметь точно определять сумму затрат, сколько хорошо представлять – как она может измениться при изменении объемов производства. Удобнее поделить затраты на постоянные и переменные, в этом случае постоянные затраты не нужно будет анализировать каждый раз при изменении объемов производства. Необходимо проанализировать планируемые и фактические затраты и причины их увеличения (уменьшения). Фактические затраты за период действия прежних цен должны быть подтверждены первичными бухгалтерскими документами.

При определении спроса необходимо знать эластичность изменения спроса от цены на данную продукцию (услугу). При эластичном спросе незначительное увеличение цены может привести к сокращению объемов продаж и поэтому повышать цены нужно с большой осторожностью. При неэластичном спросе от цены, возможно значительное увеличение цен, но в этом случае нужно оценить доходы населения и социальную обстановку в регионе.

Финансовый анализ предприятия  – определяется за время действия существующей цены и планируемой. Финансовый анализ должен показать:

    • какова величина чистой прибыли от производства (продаж) единицы данного товара (услуги) при существующей цене;
    • насколько должен возрасти объем продаж в случае снижения цены, чтобы общая величина чистой прибыли предприятия увеличилась;
    • какое сокращение продаж допустимо в случае повышения цены, прежде чем общая сумма чистой прибыли предприятия упадет до существующего уровня.

При учете дополнительных соображений необходимо оценить  влияние государственного регулирования  цен на финансовую деятельность организации, бюджета, проанализировать реакцию конкурентов.

Устанавливаемая цена должна базироваться на информации четырех  предыдущих этапов. Необходимо учесть, что планируемая цена должна предусматривать прибыль, в случае установления убыточной цены, убытки организации (предприятия) должны возмещаться из бюджета.

Управление ценами (тарифами) должно быть поставлено в первую очередь  на их использование в качестве инструмента  для достижения финансовой устойчивости предприятия, развития рынка, снижения социальной напряженности. Для этого необходимо создать условия для изменения цен в нужном направлении, формируя при этом мотивы производителей и продавцов к уменьшению издержек, освоению секторов рынка. Эффективное управление возможно лишь при совмещении различных средств: управление функционированием, эффективностью, развитием, ценами (см. рис. 3).

Необходимо создавать  более благоприятные условия  хозяйствования тем организациям, которые активно реформируются, проводят активную ценовую политику.

Хозяйствующие субъекты, спекулирующие на нуждах населения и проблемах территории должны быть поставлены в жесткие условия через экономические методы воздействия в сочетании с директивными.

 


 

 

- тенденции к снижению цен

- управление качеством продукции

- управление эффективностью

 использования основных фондов

- управление тенденциями к уменьшению

 издержек (затрат)

 

- управление антимонопольным процессом

- управление освоением новых  технологий

- управление освоением новых  секторов рынка

- управление процессом формирования собственности

- управление возобновлением и  расширением производства


 

Рисунок 3 - Средства эффективного управления производством

 

Рекомендации руководства  страны субъектам РФ по снижению тарифов  или нормативов потребления коммунальных услуг для населения и передача субъектам РФ полномочий по утверждению тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг не решают проблему объективного роста тарифов на    2011 год и последующие годы. Для исключения этой проблемы необходим комплексный подход, требующий внесения изменений в ряд законодательных и правовых актов.

На данный момент Министерством  экономического развития Российской Федерации  разработан прогноз социально- экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, в нем анализируются цены производителей, цены и тарифы на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

Информация о работе Деятельность органов местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями