Федеральная целевая программа «Жилище»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является выработка решений по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище» на примере подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011- 2015 годы в городском округе Тольятти.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы;
- проанализировать особенности реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы;
- предложить меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы……………………………………………......…6
1.1. Теоретическое обоснование подпрограммы «Обеспечение жильем
молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище…………..…….6
1.2. Структура и функции управления по жилищным вопросам мэрии
городского округа Тольятти……………………………………..……………...15
1.3. Мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, осуществляемые органами местного самоуправления……….……………….18
2. Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы…………………………...31
2.1. Реализация подпрограммы в городском округе Тольятти в 2011-2012 годах ……………………………………………...............................................…31
2.2. Основные проблемы, возникающие на местном уровне при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»…………………………………………………………..40
2.3. Проблемы несовершенства существующей нормативно-правовой базы……………………………………………………………….……………....46
3. Совершенствование механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище»………………………………………………..………53
3.1. Общие меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище» …………………………....….53
Заключение……………………………………………………………...………..61
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

содержание федеральной целевой программы «Жилище».doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Ограниченные возможности так называемой «точечной застройки» с использованием уже существующей инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры подтвердили правильность выбранного направления по реализации комплексного подхода к освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства, осуществлявшегося в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы3.

Последовательно проводится политика по снижению административных барьеров в жилищном строительстве. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.

Поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики в Российской Федерации4.

Реализация мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2006 - 2009 годах продемонстрировала ежегодный рост числа молодых семей, желающих стать участниками подпрограммы. Так, на 1 января 2010 г. участвовать в подпрограмме изъявили желание 217,2 тыс. молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Реализация указанной подпрограммы способствовала разработке и принятию в субъектах Российской Федерации не только программ по поддержке    молодых    семей    в    улучшении    жилищных    условий,    но    и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования. Если на начало 2006 года 55 субъектов Российской Федерации имели программы развития ипотечного жилищного кредитования, то в течение 3 лет еще 25 субъектов Российской Федерации разработали и утвердили новые региональные программы по развитию ипотечного жилищного кредитования. Всего на сегодняшний день такие программы действуют в 80 субъектах Российской Федерации5.

Данные социологических исследований на 2009 год показывают, что жилищная проблема стоит перед 60 процентами российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями, при этом для 32 процентов семей жилищная проблема является наиболее острой и требует решения в ближайшие 3 года. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет около 1570 млн. кв. метров, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46 процентов6.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей -семьям с высокими доходами.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для дальнейшего развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, рынка ипотечных ценных бумаг.

Цели и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной    политики,    а    также    целями    и    задачами    приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (далее - национальный проект), поскольку Программа является основным инструментом его реализации.

Общей целью национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России.

Основными целями Программы являются формирование рынка доступного жилья  экономкласса,  отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством7.

Основными задачами Программы являются:

- создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса;

- повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

- обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями (33 кв. метра общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек, по 18 кв. метров - на каждого члена семьи при семье из 3 человек и более) (далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).

Для достижения цели и решения основных поставленных в Программе задач будет реализован комплекс нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий.

Приоритетными направлениями Программы являются:

-  стимулирование развития жилищного  строительства;

- поддержка платежеспособного  спроса на жилье, в том числе  с помощью ипотечного жилищного кредитования;

- выполнение государственных обязательств  по обеспечению жильем категорий  граждан, установленных федеральным  законодательством;

- повышение качества коммунальной  инфраструктуры;

- проведение научно-исследовательских  работ.

По каждому из выделенных приоритетных направлений Программы предусмотрена реализация конкретных мер, на проведении которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия, которые реализуются в рамках соответствующих подпрограмм, входящих в состав Программы. Меры общего нормативного правового и организационного характера реализуются в рамках Программы в целом.

Для стимулирования развития жилищного строительства в приоритетном порядке необходимо обеспечить решение следующих задач:

- формирование нового сегмента жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и ценовой доступности, в том числе развитие малоэтажного жилищного строительства и новых форм участия граждан в жилищном строительстве;

- обеспечение земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой;

- государственная поддержка внедрения новых современных технологий и проектов при осуществлении жилищного строительства, отвечающего стандартам жилья экономкласса, в том числе малоэтажного;

- разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земельных ресурсов;

- модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов.

Кроме того, в рамках Программы будут решаться следующие задачи:

- упрощение порядка предоставления земель под малоэтажное жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство, в том числе жилищно-строительным кооперативам;

- развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, дальнейшее развитие прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;

- развитие кредитования застройщиков в целях жилищного строительства;

- комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;

- комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление существующей застройки;

- поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования.

Кроме того, в рамках Программы необходимо:

- обеспечить правовые условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других механизмов финансирования населения для приобретения (строительства) жилья;

- совершенствовать  унифицированную систему     рефинансирования

ипотечных жилищных кредитов  и  обеспечить развитие рынка ипотечных ценных бумаг;

- совершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- оказывать содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;

- развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (бюро кредитных историй, небанковские кредитные организации, осуществляющие кредитные операции по предоставлению ипотечных кредитов на приобретение жилья, и др.);

- совершенствовать систему защиты прав граждан - приобретателей жилья     и     граждан,     участвующих     в     финансировании     жилищного строительства8.

В области выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, необходимо в первую очередь обеспечить координацию государственного спроса на рынке жилья.

Основные приоритетные направления реализации Программы и ее подпрограмм, задачи и мероприятия Программы подлежат уточнению ежегодно по итогам реализации мероприятий Программы и национального проекта за год, а также в случае утверждения новых стратегических приоритетов государственной жилищной политики.

 

1.2. Структура и функции  управления по жилищным вопросам мэрии городского округа Тольятти

 

Реализацию мероприятий, установленных федеральным законодательством для поддержки молодых семей Российской Федерации в городском округе Тольятти осуществляет управление по жилищным вопросам мэрии городского округа Тольятти (далее - управление).

Положение об управлении по жилищным вопросам мэрии городского округа Тольятти утверждено распоряжением мэра городского округа Тольятти от 16.08.2009 г. №5570-1/р.

В структуре управления выделены отделы по учету и распределению жилой площади Автозаводского, Центрального, Комсомольского районов, а также отдел контроля и использования жилого фонда. В рамках своих должностных обязанностей специалисты управления осуществляют необходимую деятельность для функционирования подпрограммы на территории городского округа.

Основной целью деятельности управления является: обеспечение реализации на территории городского округа Тольятти конституционного права граждан на жилище в соответствии с действующим жилищным законодательством, планами, проектами и программами Российской Федерации, Самарской области и городского округа Тольятти9.

В обязанности сотрудников управления по жилищным вопросам мэрии входят:

- общий контроль за выполнением мероприятий по реализации подпрограммы,

- разработка механизмов взаимодействия структур мэрии при реализации подпрограммы, а также организаций, принимающих участие в программе поддержки молодых семей, проведение экономического анализа по результатам исполнения направлений программных мероприятий,

- представление списков молодых семей и необходимой информации в Правительство Самарской области,

- контроль использования гражданами полученных социальных выплат, а также сроков приобретения жилья, консультирование граждан о порядке и возможности участия в подпрограмме, подготовка проектов ответов по заявлениям граждан, запросам организаций.

Во исполнение Решения Думы городского округа Тольятти от 17.10.2012 г. № 1006 «О внесении изменений в структуру мэрии городского округа Тольятти, утвержденную Решением Думы городского округа Тольятти от 04.04.2012 № 837» управление по жилищным вопросам перешло в структуру Департамента по управлению муниципальным имуществом10.

Предметы ведения органов местного самоуправления в жилищной сфере определены, в первую очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.04. № 188-ФЗ, а также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2004 г. № Ш-ФЗ. Подпункт 6 пункта 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения относит: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным   законодательством;   организация   строительства   и   содержания жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства11.

Жилищная политика, то есть система мероприятий, реализуемых органами власти и направленных на решение проблемы жилья, играет важнейшую роль в жизни общества. Это объясняется большим спектром задач, которые решаются государством параллельно с улучшением жилищных условий граждан.

Частью жилищной политики, осуществляемой мэрией городского округа Тольятти, является реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 и ее продление в виде федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050.

 

 

1.3. Мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и федеральной   целевой   программы   «Жилище»   на   2011    -   2015    годы, осуществляемые органами местного самоуправления

 

Механизм реализации подпрограммы предусматривает разработку и принятие аналогичных целевых программ на региональном и местном уровнях. Наличие подпрограммы в субъекте Федерации является обязательным условием предоставление региону целевого финансирования из    федерального   бюджета    для    выполнения    задач,    поставленных    в соответствующей подпрограмме12.

Информация о работе Федеральная целевая программа «Жилище»