Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 09:17, курсовая работа
Целью дипломного проекта является выработка решений по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище» на примере подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011- 2015 годы в городском округе Тольятти.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы;
- проанализировать особенности реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы;
- предложить меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище».
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы……………………………………………......…6
1.1. Теоретическое обоснование подпрограммы «Обеспечение жильем
молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище…………..…….6
1.2. Структура и функции управления по жилищным вопросам мэрии
городского округа Тольятти……………………………………..……………...15
1.3. Мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, осуществляемые органами местного самоуправления……….……………….18
2. Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы…………………………...31
2.1. Реализация подпрограммы в городском округе Тольятти в 2011-2012 годах ……………………………………………...............................................…31
2.2. Основные проблемы, возникающие на местном уровне при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»…………………………………………………………..40
2.3. Проблемы несовершенства существующей нормативно-правовой базы……………………………………………………………….……………....46
3. Совершенствование механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище»………………………………………………..………53
3.1. Общие меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище» …………………………....….53
Заключение……………………………………………………………...………..61
Список использованной литературы
Социальная выплата используется:
- для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения;
- для оплаты цены договора
строительного подряда на
- для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
- для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
- для оплаты договора с
- для погашения основной
суммы долга и уплаты
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи, управлением по жилищным вопросам в 2012 году выдавалось свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям, вошедшим в число претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году.
Согласно условиям подпрограммы полученное свидетельство молодая семья сдает в банк, отобранный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат.
В соответствии с распоряжением Правительства Самарской области в Перечень кредитных организаций, отобранных для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации областной целевой программы «Молодой семье -доступное жилье» на 2009 - 2015 годы, вошли:
1. Открытое акционерное общество
2. Открытое акционерное общество «Первый Объединенный Банк».
3. Закрытое акционерное общество коммерческий банк «Фиа-банк».
4. Акционерный коммерческий банк «Тольяттихимбанк» (закрытое акционерное общество)»23.
Перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов по приобретению жилого помещения (или созданию объекта индивидуального жилищного строительства) осуществлялось управлением по жилищным вопросам на основании заявки от кредитного учреждения, отобранного для обслуживания средств социальной выплаты.
В течение отчетного периода осуществлялось тесное сотрудничество с банками, отобранными Правительством Самарской области для обслуживания средств социальных выплат по вопросам реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы: производились взаимные консультации, оперативный обмен информацией и координация действий в тех или иных ситуациях, возникающих при работе с молодыми семьями.
В рамках информационно-консультационной работы с молодыми семьями, осуществляемой управлением по жилищным вопросам мэрии, в каждом районе города организован прием молодых семей по всем вопросам участия в Программе.
Кроме того, управлением по жилищным вопросам мэрии, на портале органов местного самоуправления размещена (и обновляется по мере необходимости) информация об условиях участия в Программе, законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Самарской области, муниципальных правовых актах городского округа Тольятти, регламентирующих вопросы улучшения жилищных условий молодых семей, осуществляется размещение актуальных новостей для молодых семей, организована оперативная подготовка ответов в раздел «Гостевая книга»24.
В течение 2011-2012 годов в средствах массовой информации неоднократно публиковались пресс-релизы и интервью с руководителем управления по жилищным вопросам мэрии по актуальным вопросам реализации Программы, проводились «прямые телефонные линии» со специалистами управления.
Обеспечение в 2012 году 472 молодых семей государственной поддержкой в приобретении жилья позволило:
1. В социальном плане:
- повысить обеспеченность
- повысить демографическую активность молодых семей - жителей городского округа;
- оказать помощь в
2. В экономическом плане:
- создать эффективный организационно-финансовый механизм консолидации бюджетных и внебюджетных инвестиций, направляемых на решение проблемы жилья для молодых семей;
- оптимизировать объемы и
- развитию системы ипотечного кредитования.
В связи с тем, что значения целевых показателей, утвержденных в Программе в качестве запланированных, отличаются от утвержденных в вышестоящих бюджетах в 2011 году на реализацию подпрограммы, управлением по жилищным вопросам подготовлены соответствующие изменения в долгосрочную целевую программу городского округа Тольятти «Молодой семье - доступное жилье» на 2011-2015 годы. В настоящее время проект муниципального правового акта, предусматривающий данные изменения, находится в стадии согласования. Представленная на рассмотрение Информация сформирована с учетом уточненных показателей и объемов финансирования.
2. Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы
2.1. Реализация подпрограммы в городском округе Тольятти в 2011-2012 годах
Реализация Программы обеспечивалась выполнением организационно-методических требований, предусмотренных подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, областной целевой программой «Молодой семье - доступное жилье» на 2009-2015 годы, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Правительства Самарской области, муниципальными правовыми актами городского округа Тольятти. В 2011 году в соответствии с условиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, размер предоставленных молодым семьям социальных выплат составил:
- 30% расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей, не имеющих детей;
- 35% расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более25.
В 2011 году распределение субсидирования осуществлялось за счет средств бюджетов всех уровней следующим образом:
- 26,8% от размера расходного
- 58,9% от размера расходного
- 14,3% от размера расходного обязательства - за счет средств бюджета городского округа.
Согласно постановлению Правительства Самарской области, городскому округу Тольятти было выделено:
- 209 172, 669 тыс. руб. - средств федерального бюджета;
- 460 099, 767 тыс. руб. - средств областного бюджета26;
На предоставление социальных выплат молодым семьям городского округа Тольятти в 2011 году в местном бюджете были предусмотрены средств в размере 111 675,970 тыс. руб.
Величина средств бюджетов всех уровней, выделенная на реализацию Программы в 2011 году, составила 780 .948.406 тыс. руб.
В соответствии с выделенными средствами 1313 семьям городского округа Тольятти в 2011 году были выданы свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на сумму 780 444,00 тыс. руб., в том числе:
- 209 158,992 тыс. руб. - за счет средств федерального бюджета;
- 459 681,516 тыс. руб. - за счет средств областного бюджета;
- 111 603,492 тыс. руб. - за счет средств местного бюджета;
Размер социальной выплаты, выделенной молодой семье в IV квартале 2011 года составил:
- для молодой семьи, не имеющей детей - 378,00 тыс. руб.
- для неполной молодой семьи состоящей из 1 молодого родителя и 1 ребенка - 441,00 тыс. руб.
- для молодой семьи, имеющей 1 ребенка, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 2 детей - 567,00 тыс. руб.
- для молодой семьи, имеющей 2 детей, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 3 детей - 756,00 тыс. руб27.
Свидетельства были оформлены и выданы молодым семьям в ноябре 2011 года. В связи с тем, что срок действия свидетельств составляет 9 месяцев, молодые семьи имели право воспользоваться средствами социальных выплат до августа 2012 года включительно.
Во исполнение поручения министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области неиспользованные по состоянию на 01.01.2012 г. остатки межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидии из областного бюджета, в том числе формируемой за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, предоставляемых в целях софинансирования расходного обязательства по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, были возвращены в областной бюджет. В целях осуществления в 2012 году своевременного возврата в бюджет городского округа неиспользованных остатков средств 2011 года, управление по жилищным вопросам подготовило и направило письмо в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, с обоснованием потребности в неиспользованных остатках межбюджетных трансфертов.
Перечисление бюджетных средств 780 молодым семьям в счет оплаты расходов по приобретению жилого помещения (или созданию объекта индивидуального жилищного строительства), мэрией городского округа Тольятти будет производиться после возврата на счет муниципального образования взысканных в установленном порядке неиспользованных остатков средств.
Средства областного и федерального бюджета 2011 года были перечислены на счет городского округа Тольятти 16.04.2012 года28.
Таким образом, молодые семьи имели возможность осуществлять приобретение жилых помещений с ноября по декабрь 2011 г. и с середины апреля по август 2012-го года.
Расчет величины социальной выплаты производился исходя из утвержденного постановлением мэрии городского округа Тольятти норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по городскому округу Тольятти. Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 01.11.2011 № 3334-п/1 на 4 квартал 2011 г. установлен норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в размере 30,00 тыс. руб29.
Главным распорядителем средств городского бюджета в 2011 году по данному направлению являлось Управление по жилищным вопросам мэрии городского округа Тольятти.
По итогам реализации Программы в 2011 году осуществлено перечисление средств социальных выплат по 533 заявкам на оплату расходов по приобретению жилого помещения (или созданию объекта индивидуального жилищного строительства).
Объем освоенных средств на 01.01.2012 г. составил 320 336,044 тыс. руб., в том числе:
- 85 738,828 тыс. руб. - средства федерального бюджета;
- 188 767,432 тыс. руб. - средства областного бюджета;
- 45 829,784 тыс. руб. - средства местного бюджета30.
По итогам реализации подпрограммы на 12.12.2012 г. 1308 молодых семей городского округа Тольятти (99,6% от общего количества молодых семей, получивших свидетельства в 2011 году) воспользовались средствами социальных выплат и приобрели жилые помещения. Мэрией городского округа Тольятти произведено перечисление средств социальных выплат в счет оплаты жилых помещений, приобретенных молодыми семьями, на общую сумму 777 008,68 тыс. руб., в том числе:
- 208 238,326 тыс. руб. - за счет средств федерального бюджета;
- 457 658,112 тыс. руб. - за счет средств областного бюджета;
- 111 112,242 тыс. руб. - за счет средств местного бюджета31.
7 молодых семей представили в мэрию городского округа Тольятти официальные отказы от использования средств социальных выплат. В соответствии с приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 20.10.2011 г. № 167 мэрией городского округа Тольятти в адрес министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области были направлены предложения о внесении изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2011 году (письмо от 19.07.2012 №7026/1, письмо от 14.09.2012 №8779/1).