Федеральная целевая программа «Жилище»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является выработка решений по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище» на примере подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» на 2011- 2015 годы в городском округе Тольятти.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы;
- проанализировать особенности реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы;
- предложить меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Теоретические и законодательные основы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы……………………………………………......…6
1.1. Теоретическое обоснование подпрограммы «Обеспечение жильем
молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище…………..…….6
1.2. Структура и функции управления по жилищным вопросам мэрии
городского округа Тольятти……………………………………..……………...15
1.3. Мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, осуществляемые органами местного самоуправления……….……………….18
2. Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в городском округе Тольятти. Существующие проблемы реализации программы…………………………...31
2.1. Реализация подпрограммы в городском округе Тольятти в 2011-2012 годах ……………………………………………...............................................…31
2.2. Основные проблемы, возникающие на местном уровне при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»…………………………………………………………..40
2.3. Проблемы несовершенства существующей нормативно-правовой базы……………………………………………………………….……………....46
3. Совершенствование механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище»………………………………………………..………53
3.1. Общие меры по совершенствованию механизмов реализации федеральной целевой программы «Жилище» …………………………....….53
Заключение……………………………………………………………...………..61
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

содержание федеральной целевой программы «Жилище».doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

Предложенные изменения касались исключения из списка претендентов на получение социальных выплат в 2011 году, молодых семей, отказавшихся от реализации свидетельства, и включения в список следующих по очереди молодых семей из списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году.

Правительством Самарской области одобрены представленные изменения по 7 молодым семьям. В сентябре и ноябре 2012 года очередникам из списка 2011 года были выданы 7 свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Срок действия данных свидетельств составляет 9 месяцев. На 12.12.2012 г. 2 семьи использовали средства социальных выплат и приобрели жилые помещения, 5 молодых семей имеют право использовать средства социальных выплат до июня и августа 2013 года.

В целях принятия участия в реализации подпрограммы в 2012 году мэрией городского округа Тольятти в адрес министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области был направлен пакет документов, в том числе Уточненный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году. В данном списке состоят 3639 молодых семей городского округа Тольятти.

В соответствии с Выпиской городского округа Тольятти из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году, утвержденной Правительством Самарской области, в число получателей социальной выплаты вошли 472 молодые семьи.

Постановлением Правительства Самарской области муниципальным образованиям области распределены субсидии из областного бюджета, в том числе формируемые за счет поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в Самарской области по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома32.

Городскому округу Тольятти выделены средства в размере 212 892,596 тыс. руб., в том числе:

- 50 520,933 тыс. руб. - средства федерального  бюджета;

-  162 371,663 тыс. руб. - средства областного  бюджета.

На обеспечение социальными выплатами молодых семей городского округа Тольятти из списка претендентов 2012 года в городском бюджете выделено 66638,404 тыс. руб.

Средства вышестоящих бюджетов поступили в городской округ Тольятти 29.10.2012 г. На 12.12.2012 г. выдано 440 свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. В соответствии с федеральным законодательством орган местного самоуправления производит оформление и выдачу свидетельств молодым семьям в 2-месячный срок после поступления бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в срок до 29.12.2012 г. работа по оформлению и выдаче свидетельств, молодым семьям из списка претендентов на получение социальных выплат в 2012 году, была завершена.

На 01.09.2012 г. мэрией городского округа Тольятти был сформирован и представлен в Правительство Самарской области список молодых семей -участников   подпрограммы,   изъявивших   желание   получить   социальную выплату в 2013 году. Список сформирован в количестве 4697 молодых семей городского округа Тольятти.

В соответствии с решением Думы городского округа Тольятти от 14.11.2012 г. №1032 «О бюджете городского округа Тольятти на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов» в местном бюджете запланированы ассигнования на предоставление социальных выплат молодым семьям в 2013 году   в   размере   112743,0   тыс.   руб.   Данная   величина   средств   позволит обеспечить средствами социальных выплат порядка 818 молодых семей городского округа Тольятти33.

Выполнение Программы за 2011 год позволило обеспечить улучшение жилищных условий молодым семьям. Оценить эффективность реализации мер по обеспечению жильем молодых семей в 2011 году возможно на основе следующих индикаторов:

- молодые семьи, улучшили свои  жилищные условия при оказании  содействия за счет средств федерального, областного бюджетов и бюджета городского округа Тольятти;

- 28,02% молодых семей, улучшили свои  жилищные условия при оказании  содействия за счет средств  федерального, областного и местного  бюджетов, в расчете от общего количества молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2011 году;

- 40,59% свидетельств оплачено в 2011 году от общего количества  свидетельств, выданных молодым  семьям в отчетном году34.

Причины,    которые    оказали    влияние    на   достижение   результатов реализации Программы:

1. Объемы бюджетного финансирования  программных мероприятий.

В 2011 году значительное число молодых семей, состоящих на жилищном учете в городском округе Тольятти, улучшили свои жилищные условия. Однако потребность в государственной поддержке молодых семей в приобретении жилья остается достаточно высокой.

2. Определенные  социально-экономические  факторы  благосостояния молодых  семей городского округа.

Актуальной для всех без исключения молодых семей остается проблема соотношения   средней   рыночной   стоимости   жилья   в   городском   округе Тольятти и норматива стоимости жилья, определяемой для расчета размера социальной выплаты, предоставляемой в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

На конец 2011 года средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в городском округе Тольятти по данным городских агентств недвижимости составила 41-44 тыс. руб., в то время как норматив стоимости жилья для расчета социальной выплаты молодой семье в IV квартале 2011 года составил 30 тыс. руб. Учитывая, что в соответствии с законодательством размер приобретаемого молодой семьей жилого помещения не должен быть менее 12 кв.м. на каждого члена семьи, такая разница значительно затрудняет приобретение молодой семьей жилья в городском округе Тольятти.

Необходимо отметить, что молодые семьи-участники Программы имеют право приобретать жилую площадь на всей территории Самарской области.

Стоимость объектов индивидуального жилищного строительства в некоторых близлежащих сельских населенных пунктах и поселках городского типа практически приближена к размеру получаемой социальной выплаты.

Однако такие факторы как неразвитая инфраструктура, отсутствие жизненных перспектив, отсутствие работы, транспорта и т.п., оказывают отрицательное влияние на желание молодежи постоянно проживать за пределами города35.

Для решения данной проблемы предусмотрено использование социальной выплаты для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.

Но, в связи с тем что, до настоящего времени действующим законодательством не предусмотрен порядок определения критериев отбора уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг для молодых семей - участников подпрограммы по приобретению жилого помещения (жилых помещений) экономкласса на первичном рынке жилья, и требований к указанным организациям, правил оказания ими услуг, данная возможность не могла быть востребована молодыми семьями в 2011 году.

 

2.2. Основные проблемы, возникающие  на местном уровне при реализации  подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»

 

На основании описанных этапов работы управления в рамках реализации подпрограммы, можно выделить несколько проблемных участков, требующих оптимизации.

1. Необходимость проведения специалистами  управления большого объема работы  по признанию молодых семей  участниками подпрограммы в 10-дневный  срок, установленный федеральным законодательством, учитывая количество обращающихся молодых семей.

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья закреплено, что молодая семья, обращаясь в орган местного самоуправления для участия в подпрограмме, представляет пакет документов, который, в частности, содержит документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Подавляющее большинство молодых семей впервые обращаются в орган местного самоуправления и не имеют документа о признании их ранее нуждающимися в улучшении жилищных условий. В 2006 году управление жилищной политики было вынуждено признавать молодые семьи участниками подпрограммы и формировать список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2006 году, практически в  2-недельный  срок.  Еще через  неделю необходимо было  представить в Правительство Самарской области список молодых семей городского округа, изъявивших желание получить социальную выплату в 2007 году. Для выполнения данных задач признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и участницей подпрограммы производилось одновременно одним муниципальным правовым актом. Такая практика продолжается и в настоящее время.

Однако статьей, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления принимает решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет по результатам рассмотрения заявления и представленных документов не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления данных документов36.

Таким образом, разграничив во времени процедуру принятия на учет молодых семей в качестве нуждающихся в жилых помещениях и процедуру признания молодой семьи участницей подпрограммы, можно добиться сокращения затрат времени при рассмотрении документов заявителей по двум основаниям.

Молодые семьи, после представления заявления о признании их нуждающимися в жилых помещениях и соответствующего пакета документов, будут извещены о принятом решении в срок, предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации. Семья, получившая документ, подтверждающий признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий, при обращении в орган местного самоуправления для признания семьи участницей подпрограммы, прикладывает к пакету документов, предусмотренных пунктом 15 Правил, данный документ. В этом случае специалист управления будет рассматривать учетное дело молодой  семьи только по основаниям, предусмотренным подпрограммой и в срок, который установлен пунктом 17 Правил37.

В подобном порядке проводится работа с молодыми семьями, к примеру, в таких городах Самарской области как Чапаевск, Самара. Разделение во времени данных процедур даст возможность снять дополнительную нагрузку со специалистов, вынужденных рассматривать большое количество заявлений и документов молодых семей в краткие сроки.

2. Другой проблемой, связанной со  сроками, установленными для признания  молодых семей участниками подпрограммы, является движение муниципального  правового акта в процессе  его согласования.

В связи с отсутствием в федеральном законодательстве указания, что 10 дней, в течение которых необходимо принять решение, являются рабочими днями, в расчет при проверке прохождения документа, принимаются и праздничные, и выходные дни.

Однако при рассмотрении документов согласующими структурами согласно Регламенту делопроизводства и документооборота в мэрии городского округа Тольятти, в расчет берутся рабочие дни. Возникает ситуация, когда согласующие и регистрирующие инстанции формально укладываются в отведенные сроки, а реально документ выпускается и регистрируется в нарушение 10-дневного срока.

В данном случае выходом может стать установление иных сроков согласования проектов муниципальных правовых актов, касающихся признания молодых семей участниками подпрограммы, учитывая требования федерального законодательства.

В настоящее время нарушение сроков рассмотрения документов молодых семей зафиксировано во многих крупных муниципалитетах не только на территории   Самарской   области,   но   и   на   территории   других   субъектов Федерации. Можно предположить, что подобные нарушения отражают объективные трудности при обработке документов большого количества заявителей. Целесообразным является подготовить проекты обращений к государственному заказчику и разработчикам подпрограммы с предложениями внести изменения в подпрограмму в части установления сроков рассмотрения документов молодых семей органами местного самоуправления в рамках, указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации.

3. Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» предусмотрено до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирование и представление органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 21 Правил)38.

Во исполнение федерального законодательства приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области был принят Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

В соответствии с данным Порядком мэрия городского округа Тольятти формирует и представляет в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области список молодых семей -участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году39.

Информация о работе Федеральная целевая программа «Жилище»