Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:22, отчет по практике
Целью отчёта является понятие и анализ уровня занятости населения, а так же государственного регулирование в данной сфере. В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:-изучить понятие рынка труда, его сущность и структуру;-дать понятие безработицы и занятости населения;-проанализировать состояние уровня занятости населения в России;-рассмотреть ситуацию на рынке труда в России на сегодняшний день.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты государственного регулирования в сфере занятости населения……………………………………………………………………….....5
1.1. Понятие и сущность рынка труда, занятость населения …………………5
1.2. Государственное регулирование в сфере занятости населения……….…12
1.3 Зарубежный опыт регулирования в сфере занятости населения…………18
2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола………………………………………………..….28
2.1.Общая характеристика Центра занятости населения г. Йошкар-Олы…...28
2.2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения в г. Йошкар-Ола. SWОT-анализ…………………………………………………….36
2.3Краткий анализ современной ситуации на рынке занятости городского округа Йошкар-Ола за 2010-2011 гг.……………………………………………………………………………………...43
Глава III. Совершенствование процедур формирования рынка труда………………………………………………………………………………...46
3.1 Основные направления совершенствования государственного регулирования формирования рынка труда……………………………………………………………………..….……….46
Заключение……….………………………………………………………….41
Список используемых источников…………………………………………………………………….……53
1)Трудовое посредничество.
2) Профессиональное обучение
и переобучение занятых и
3) Создание и сохранение рабочих мест (взаимодействие служб занятости с работодателями).
4)Информационное обслуживание
населения. Исходя из
1) Инфраструктура надстроечных
элементов, прежде всего
2) Организационная
Организационная инфраструктура
представляет собой сеть государственных
и негосударственных
Таким образом, рынок труда
как социально-экономическая
1.2. Государственное
регулирование в сфере
Государственное регулирование
занятости представляет обширный спектр
методов и инструментов государственного
воздействия на труд, рынок труда,
оплату труда, трудовые отношения в
целях повышения
Современная концепция занятости включает в себя следующие факторы: добровольная занятость, гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы, существование «естественной» безработицы, необходимость социального партнерства, регулируемость рынка труда.
Под проблемой занятости населения понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление государством определенной политики занятости, создание условий рациональной занятости представляет одну из значимых задач государственного управления. Концепция занятости базируется на следующих основных принципах.
1. Исключительное право
граждан распоряжаться своими
способностями к
2. Ответственность государства
за реализацию права граждан
на труд, содействие занятости
трудовой деятельностью, на
При переходе к рыночной
экономике меняется точка зрения
на эффективную занятость. На смену
идеологии всеобщей занятости трудоспособного
населения, подкрепляемой обязанностью
человека участвовать в общественном
производстве, приходит концепция обеспечения
желаемой занятости и свободного
выбора ее формы и вида. Иначе
говоря, правительство должно гарантировать
каждому человеку возможность трудиться,
а человек вправе избирать место
и вид трудовой деятельности и
принимать решение об участии
в ней. В условиях рынка государству
гораздо труднее выполнить
Рыночные начала в формировании
трудового сектора экономики
тесным образом сочетаются с государственно-
Конечно, при всех различиях есть и ключевые положения, на которых строится механизм государственного регулирования рынка труда, общий арсенал средств для стран рыночной экономики.
Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в централизованной экономике. Это нисколько не умаляет заботы государства о трудоустройстве людей, обеспечении занятости.
Проблемы становления
нового типа социально-трудовых отношений
в России, социальная опасность безработицы,
колебания спроса на труд и его
предложения вынуждают
1) содействие трудоустройству
через государственные и
2) развитие системы
3) организация общественных
работ, включая работы по
4) содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;
5) содействие занятости
социально слабозащищенных
Из большого спектра проблем государственного регулирования занятости и рынка труда выделим его основные направления:
Механизм государственного
регулирования занятости и
Законодательные меры должны
предусматривать такие
Меры косвенного влияния направлены на изменение условий хозяйствования, предполагают использование макроэкономических рычагов, охватывают широкие слои населения, воздействуют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.
Меры прямого, непосредственного влияния осуществляются посредством государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют селективную направленность, воздействуют в основном на динамику предложения труда.
Меры государственной политики могут быть дифференцированы также следующим образом:
Одним из наиболее важных путей
воздействия на состояние занятости
является всестороннее развитие масштабов
переподготовки высвобождаемой рабочей
силы, соответствующей структуре
высвобождаемых рабочих мест. Стратегия
эффективной занятости должна строиться
не только и не столько на превентивных
мерах по сдерживанию социально-опасного
уровня безработицы, сколько на проведении
активной политики на рынке труда. В
числе этих мер - повышение профессионально-
Рассмотрим ключевые
1.3 Зарубежный опыт регулирования в сфере занятости населения.
В развитых странах с рыночной экономикой государство не оставляет рынок труда целиком во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами действует и механизм государственного регулирования. Важное значение имеют централизация и децентрализация. Однако существует необходимость выработки и общей концепции политики занятости.
Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования не способен решить проблемы рынка труда и развития человека. Для выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное. К числу фундаментальных по своему значению в экономике процессов, воздействие на которые не может остаться в стороне от государства, относятся трудовые процессы. Использование труда как определяющего фактора производства интересует государство с позиций достижения его высокой производительности, отдачи, предопределяющей величину производимого валового внутреннего продукта. Государство заинтересовано и в определенной мере отвечает за обеспечение трудовой занятости и озабочено наличием безработицы. Государство призвано регулировать рынок труда, воздействовать на спрос и предложение рабочей силы, держать в поле зрения проблемы оплаты труда. Все это вместе свидетельствует о том, что управление занятостью, регулирование трудовых отношений составляют неотъемлемую часть государственного управления экономикой.