Государственное регулирование в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:22, отчет по практике

Описание работы

Целью отчёта является понятие и анализ уровня занятости населения, а так же государственного регулирование в данной сфере. В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:-изучить понятие рынка труда, его сущность и структуру;-дать понятие безработицы и занятости населения;-проанализировать состояние уровня занятости населения в России;-рассмотреть ситуацию на рынке труда в России на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты государственного регулирования в сфере занятости населения……………………………………………………………………….....5
1.1. Понятие и сущность рынка труда, занятость населения …………………5
1.2. Государственное регулирование в сфере занятости населения……….…12
1.3 Зарубежный опыт регулирования в сфере занятости населения…………18
2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола………………………………………………..….28
2.1.Общая характеристика Центра занятости населения г. Йошкар-Олы…...28
2.2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения в г. Йошкар-Ола. SWОT-анализ…………………………………………………….36
2.3Краткий анализ современной ситуации на рынке занятости городского округа Йошкар-Ола за 2010-2011 гг.……………………………………………………………………………………...43
Глава III. Совершенствование процедур формирования рынка труда………………………………………………………………………………...46
3.1 Основные направления совершенствования государственного регулирования формирования рынка труда……………………………………………………………………..….……….46
Заключение……….………………………………………………………….41
Список используемых источников…………………………………………………………………….……53

Файлы: 1 файл

Демакова Екатерина ГМУ-42 отчёт.docx

— 129.34 Кб (Скачать файл)

1)Трудовое посредничество.

2) Профессиональное обучение  и переобучение занятых и незанятых  граждан.

3) Создание и сохранение  рабочих мест (взаимодействие служб  занятости с работодателями).

4)Информационное обслуживание  населения. Исходя из вышеизложенного,  по нашему мнению, можно интерпретировать  понятие инфраструктуры рынка  труда как системы институтов  содействия трудоустройству и  регулирующих механизмов, обеспечивающих  экономически выгодные условия  для эффективного взаимодействия  между спросом и предложением  на рынке труда. Инфраструктура  рынка труда в целом (или  общая инфраструктура) объединяет  в себе несколько подсистем: 

1) Инфраструктура надстроечных  элементов, прежде всего регулирующая  и нормотворческая роль государства,  а также трудовых договоров.

2) Организационная инфраструктура, включающая в себя организационно-экономические  и организационно-управленческие  структуры как на микро-, так и на макроуровне (организационные системы трудоустройства, образования, социальной защиты, материально-финансового обеспечения, информации, кадровых агентств).

Организационная инфраструктура представляет собой сеть государственных  и негосударственных организаций  по содействию в трудоустройстве, обеспечивающих необходимое взаимодействие между  спросом и предложением на рынке  труда. Главной задачей организационной  инфраструктуры является распределение  функций и создание механизмов взаимодействия между субъектами инфраструктуры.

          Таким образом, рынок труда  как социально-экономическая категория  – это сложное и динамичное  явление, связанное как с макроэкономическим  развитием страны, так и с мотивацией  действий самого работника. Это  понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

 

 

1.2. Государственное  регулирование в сфере занятости  населения

Государственное регулирование  занятости представляет обширный спектр методов и инструментов государственного воздействия на труд, рынок труда, оплату труда, трудовые отношения в  целях повышения результативности и привлекательности, улучшения  условий труда, удовлетворения потребностей в труде, обеспечения рациональной занятости, ограничения безработицы  и социальной поддержки безработных. Способы и механизмы регулирования  занятости со стороны государства  существенным образом зависят от характера общественно-политической и социально-экономической системы  страны, состояния и развития рыночных отношений, их распространения на трудовую деятельность.  Наряду с законодательством  о труде, действующим в условиях рыночных отношений, устанавливающим  общие правила, условия, нормы отношений  между нанимателями и нанимаемыми, в экономике рыночного типа используется система саморегуляции трудовых процессов, перемещения трудовых ресурсов, занятости. Такая система основывается на создании социально-экономической среды, условий жизнедеятельности и труда, которые оказывают необходимое воздействие на работников. Представление о рыночной экономике как о системе свободного, самопроизвольного, нерегулируемого извне найма и увольнения работников с установлением цены рабочей силы на основе только согласования спроса и предложения, т.е. свободной рыночной цены. В действительности имеется множество внешних и внутренних регуляторов как в самой среде трудовой деятельности, так и в системе трудоустройства, сдерживающие такие социально опасные явления рыночной экономики, как конкуренция между работниками и безработица.

Современная концепция занятости  включает в себя следующие факторы: добровольная занятость, гибкость рынка  труда и мобильность рабочей  силы, существование «естественной» безработицы, необходимость социального  партнерства, регулируемость рынка  труда.

Под проблемой занятости  населения понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и  степень удовлетворения их потребности  в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление государством определенной политики занятости, создание условий  рациональной занятости представляет одну из значимых задач государственного управления. Концепция занятости  базируется на следующих основных принципах.

1. Исключительное право  граждан распоряжаться своими  способностями к производительному  и творческому труду. Принуждение  в какой-либо форме к труду  не допускается, за исключением  случаев, особо установленных  законодательством.

2. Ответственность государства  за реализацию права граждан  на труд, содействие занятости  трудовой деятельностью, на которую  способен человек и которую  он желает осуществлять.

При переходе к рыночной экономике меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену  идеологии всеобщей занятости трудоспособного  населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения  желаемой занятости и свободного выбора ее формы и вида. Иначе  говоря, правительство должно гарантировать  каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место  и вид трудовой деятельности и  принимать решение об участии  в ней. В условиях рынка государству  гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым. Благодаря принятию в России законодательства о занятости, Трудового кодекса  возникла правовая база, соответствующая  рыночным принципам функционирования системы занятости.

Рыночные начала в формировании трудового сектора экономики  тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими. Наряду с личным волеизъявлением  людей имеют место объективные  обстоятельства и условия, не зависящие  от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся  структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам. Государственное регулирование  занятости различается не только по странам, но и в одной стране в разные временные периоды. Меры государственного воздействия на рынок  труда на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях различаются  в условиях стабильно сформировавшейся рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики  и в переходный период в условиях становления смешанной экономики, что характерно сейчас для России.

Конечно, при всех различиях  есть и ключевые положения, на которых  строится механизм государственного регулирования  рынка труда, общий арсенал средств для стран рыночной экономики.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены  даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в централизованной экономике. Это нисколько не умаляет заботы государства о трудоустройстве людей, обеспечении занятости.

Проблемы становления  нового типа социально-трудовых отношений  в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его  предложения вынуждают государство  обращаться к активной политике на рынке труда. Активная политика занятости  включает в себя комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин вынужденной безработицы. Основная цель активной политики -- всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

1) содействие трудоустройству  через государственные и коммерческие  службы трудоустройства (деятельность  последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);

2) развитие системы профессиональной  подготовки и переподготовки  как упредительной и профилактической  меры содействия занятости через  программы обучения и путем  стимулирования участия работодателей  в программах профессиональной  подготовки и переподготовки, например, посредством налоговых льгот,  квотирования финансовых ресурсов  компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты  государством зарплаты работнику  во время обучения;

3) организация общественных  работ, включая работы по строительству  и благоустройству городов, защите  земли, уходу за больными, престарелыми;

4) содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;

5) содействие занятости  социально слабозащищенных групп  населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные)  путем первоочередного направления  на переобучение; целевое квотирование  и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных  гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот  для компаний, использующих труд  данных категорий.

Из большого спектра проблем  государственного регулирования занятости  и рынка труда выделим его  основные направления:

  • регулирование развития системы рабочих мест;
  • регулирование спроса на рабочие места;
  • государственная политика в развитии системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров

Механизм государственного регулирования занятости и рынка  труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:

  • экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;
  • организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
  • административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни, определение минимальной почасовой ставки оплаты труда и др.

Законодательные меры должны предусматривать такие ограничения  социального расслоения общества, особенно в переходный период. При этом важно  обеспечить оптимальное сочетание  в государственном регулировании  косвенного и прямого влияния.

Меры косвенного влияния  направлены на изменение условий  хозяйствования, предполагают использование  макроэкономических рычагов, охватывают широкие слои населения, воздействуют, как правило, на условия регулирования  спроса на труд.

Меры прямого, непосредственного  влияния осуществляются посредством  государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки  рынка труда, т.е. имеют селективную  направленность, воздействуют в основном на динамику предложения труда.

Меры государственной  политики могут быть дифференцированы также следующим образом:

  • пассивная политика занятости, сводящаяся в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости;
  • активная политика занятости, осуществляемая с помощью инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой политики, направленная на предотвращение массовой безработицы.

Одним из наиболее важных путей  воздействия на состояние занятости  является всестороннее развитие масштабов  переподготовки высвобождаемой рабочей  силы, соответствующей структуре  высвобождаемых рабочих мест. Стратегия  эффективной занятости должна строиться  не только и не столько на превентивных мерах по сдерживанию социально-опасного уровня безработицы, сколько на проведении активной политики на рынке труда. В  числе этих мер - повышение профессионально-квалификационного  уровня рабочей силы, стимулирование трудовой и предпринимательской  активности, развитие малого и среднего бизнеса и т.д. Немаловажную роль играет также эффективная оплата труда, стимулирующая трудовую мотивацию. В связи с этим регулирование  занятости требует немалых затрат.

                Рассмотрим ключевые направления  государственного регулирования  занятости:

  • установление системы свободного выбора труда;
  • законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений;
  • установление минимального размера оплаты труда;
  • функционирование государственных служб занятости;
  • содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения;
  • выплата государственных пособий по безработице;
  • государственное участие в организации системы первоначального обучения, переобучения, повышения квалификации, переподготовки кадров.

 

1.3 Зарубежный  опыт регулирования в сфере  занятости населения.

В развитых странах с рыночной экономикой государство не оставляет  рынок труда целиком во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами  действует и механизм государственного регулирования. Важное значение имеют централизация и децентрализация. Однако существует необходимость выработки и общей концепции политики занятости.

Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования  не способен решить проблемы рынка  труда и развития человека. Для  выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное. К числу фундаментальных по своему значению в экономике процессов, воздействие на которые не может остаться в стороне от государства, относятся трудовые процессы. Использование труда как определяющего фактора производства интересует государство с позиций достижения его высокой производительности, отдачи, предопределяющей величину производимого валового внутреннего продукта. Государство заинтересовано и в определенной мере отвечает за обеспечение трудовой занятости и озабочено наличием безработицы. Государство призвано регулировать рынок труда, воздействовать на спрос и предложение рабочей силы, держать в поле зрения проблемы оплаты труда. Все это вместе свидетельствует о том, что управление занятостью, регулирование трудовых отношений составляют неотъемлемую часть государственного управления экономикой.

Информация о работе Государственное регулирование в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола