Государственное регулирование в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:22, отчет по практике

Описание работы

Целью отчёта является понятие и анализ уровня занятости населения, а так же государственного регулирование в данной сфере. В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:-изучить понятие рынка труда, его сущность и структуру;-дать понятие безработицы и занятости населения;-проанализировать состояние уровня занятости населения в России;-рассмотреть ситуацию на рынке труда в России на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты государственного регулирования в сфере занятости населения……………………………………………………………………….....5
1.1. Понятие и сущность рынка труда, занятость населения …………………5
1.2. Государственное регулирование в сфере занятости населения……….…12
1.3 Зарубежный опыт регулирования в сфере занятости населения…………18
2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола………………………………………………..….28
2.1.Общая характеристика Центра занятости населения г. Йошкар-Олы…...28
2.2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения в г. Йошкар-Ола. SWОT-анализ…………………………………………………….36
2.3Краткий анализ современной ситуации на рынке занятости городского округа Йошкар-Ола за 2010-2011 гг.……………………………………………………………………………………...43
Глава III. Совершенствование процедур формирования рынка труда………………………………………………………………………………...46
3.1 Основные направления совершенствования государственного регулирования формирования рынка труда……………………………………………………………………..….……….46
Заключение……….………………………………………………………….41
Список используемых источников…………………………………………………………………….……53

Файлы: 1 файл

Демакова Екатерина ГМУ-42 отчёт.docx

— 129.34 Кб (Скачать файл)

В развитых странах Запада государственные расходы на программы  обеспечения занятости составляют заметную долю ВВП (2,0 - 5,5% ВВП). При этом значительное место в инструментарии государственной политики занимают меры активного регулирования, направленные на предупреждение возникновения массовой безработицы.

Следовательно, при разработке программ занятости важно обосновать соотношение активного и пассивного регулирования, т.е. не просто выделить средства, но и правильно (кому и  как) отдать деньги.

Зарубежный опыт, особенно Швеции, показывает, что проведение активной политики занятости, препятствующей массовому выходу людей на открытый рынок труда, не только означает лучшую социальную защищенность в сфере  труда при экономии бюджетных  средств. Существует также явная  ее корреляция с уровнем безработицы - там выше ее уровень, где больше в соотношении затрат доля их на пассивную политику (пособия по безработице, стимулирование ухода на пенсию и  т.п.).

Как показывает история развития других стран, в условиях адаптации  к рыночным условиям пока еще никому не удавалось избежать роста безработицы. Вместе с тем в различных странах  существуют свои особенности формирования и развития рынка труда. В них  выражена не только реакция занятости  на рыночные перемены, но и более  широкая проблема — выбор обществом  характера социальных издержек, связанных  с переходом от государственной  системы к рыночной. Переход к рыночной экономике связан с большими издержками в социально-экономической сфере, и страны, вступившие на этот путь, сталкиваются с необходимостью предоставить населению определенный уровень социальной защищенности, возможность подыскать работу, обеспечить минимум жизненных благ, средств к новым условиям функционирования рынка рабочей силы. В этой связи определенный интерес может представлять опыт деятельности системы трудоустройства тех стран, где в определенной мере отлажен и накоплен достаточный запас прочности в деле регулирования занятости населения, хотя очевидно, что решить эту проблему западному обществу не удастся никогда, по крайней мере пока существует капиталистический способ производства.

Вся система трудоустройства  в большинстве стран, где она  существует, разделяются на две основные группы: государственную службу трудоустройства  и частные агентства. Ведущую  и универсальную роль субъекта в  обеспечении трудоустройства играют именно государственные службы трудоустройства. Это характерно для всех стран  Центральной и Восточной Европы. Службы занятости в отдельных  странах построены по принципу вертикальной структуры. Но степень государственного контроля и воздействия на службу трудоустройства в отдельных  странах различна. Например, в Австралии, Нидерландах, Финляндии и Японии службы трудоустройства являются по сути дела рабочим органом министерства труда и работают под непосредственным контролем этих министерств.

В Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Канаде, Франции, Швеции служба трудоустройства является институтом с некоторой степенью самостоятельности, контролируемым в качестве общенационального  органа ответственным чиновником соответствующего министерства. В таких странах, как, США и Швейцария, служба трудоустройства  контролируется на местном уровне при  наличии центрального координирующего  органа. В России уровень самостоятельности  службы занятости несколько выше, чем в других странах, поскольку  она выполняет роль своеобразного комитете по занятости, находящегося под кураторством одного из вице-премьеров России.

Важным моментом политики занятости является вопрос финансирования служб трудоустройства. Здесь можно  выделить два основных вида финансирования. В одних странах, главным образом  в Западной Европе, службы трудоустройства  финансируются из средств государственного бюджета. В некоторых других странах (Северная Америка, Азия) финансирование происходит из разных источников: из фондов страхования от безработицы и  средств государственного бюджета. В подобном случае фонды страхования  часто используются для покрытия административных расходов, а средства госбюджета для реализации программ.

Функции службы занятости  Канады выполняет Комиссия по делам  занятости и иммиграции. Сердцевиной  деятельности службы занятости Канады является трудоустройство, посредничество, консультация и информации о положении  с вакансиями. Служба занятости Канады имеет в своем составе более 550 местных офисов, которые осуществляют программы занятости и трудоустройства. Региональные и местные органы имеют  возможность гибко реагировать  на изменение условий местного рынка  рабочей силы.

Службу трудоустройства  Великобритании курирует министерство по вопросам занятости, а местные  отделения курируются штаб-квартирой  службы в Лондоне, хотя и имеют  определенную степень самостоятельности, рассчитанную на лучшее знание ими  местных условий, рынков рабочей  силы и демографической ситуации. Основная функция службы трудоустройства  Великобритании – посредничество в  поисках работы, а главный метод  – самообслуживание клиентов посредством  ознакомления с информацией о  вакансиях, выведенной на экран дисплея  в местных офисах, содействие в  оформлении направлений на работу в  выборе компании в соответствии с  запросами претендентов на место. Кроме  того, в Великобритании служба трудоустройства  выполняет еще одну важную функцию  – разработку и осуществление  программ вмешательства в деятельность рынка труда в сочетании с  консультированием ищущих рабочее  место и реализацией разного  рода программ адаптации рабочей  силы к требованиям рынка труда.

Национальное агентство  занятости (НАЗ) представляет службу трудоустройства Франции. Оно является государственным учреждением с собственной юридической ответственностью под эгидой министерства труда, занятости и профессиональной подготовки. Основная функция службы трудоустройства – посредничество в предоставлении рабочего места – осуществляется на принципах самообслуживания, дополненного системой саморегистрации, что признано достаточно эффективным в условиях страны. Вакансии достаточно широко рекламируются в средствах массовой информации – прессе, по радио и телевидению.

Среди промышленно развитых стран Швеция выделяется высокой  степенью контактов службы занятости  с функционирующим рынком рабочей  силы. Кроме деятельности по обеспечению  рабочих мест для соискателей  работы через работодателей, служба занятости ответственна за осуществление  всех других методов государственного регулирования рынка труда, осуществляемого  правительством и парламентом. Служба занятости Швеции, Национальный совет  по рынку труда, осуществляя политику и программы использования рабочей  силы, является финансируемым государством представительным органом, подотчетным  правительству и представленным в парламенте министром по вопросам рынка труда

Анализ мировой практики свидетельствует об огромной неравномерности  развития систем социально-экономической  защиты от безработицы. Индустриальные страны обладают более чем вековым  опытом политики противодействия безработице  и смягчения ее последствий. Системы  защиты от безработицы в них характеризуются  высокой степенью инкорпорированности в государственную социально-экономическую политику, адаптивностью к происходящим переменам как внутри страны, так и во всем мире.

В то же время во многих странах  и прежде всего в развивающихся  политика защиты от безработицы находится  в зачаточном состоянии или отсутствует  вообще. Отличительные особенности  этих стран – большая роль патриархальных до рыночных отношений и институциональная  неразвитость рынка труда. Они не располагают ни ресурсами, ни институтами  для комплексного решения соответствующего круга проблем. Вместе с тем разрушение традиционного уклада, во многом обусловленное  набирающими силу процессами экономической  глобализации, вынуждает их приступить к разработке и осуществлению  мер по защите от безработицы. Проводимая в этих странах политика нацелена на решение отдельных конкретных задач, как правило, связанных с защитой определенных категорий национальной рабочей силы.

При широком разнообразии национальных систем защиты от безработицы  в промышленно развитых странах  можно условно выделить две базовые  модели. Первая характерна для стран, придерживающихся англосаксонской  традиции и отличающихся высоким  динамизмом рынка труда (Канада, США), вторая для стран Западной Европы, где развитие рынка труда протекает  более вяло, в том числе вследствие многочисленных исторических и социальных потрясений на протяжении прошлого столетия.

Особенностями первой, североамериканской модели являются: регулирование рынка  труда; жесткие условия предоставления материальной компенсации; упор на повышение  эффективности от вложенных средств при разработке и реализации активных и пассивных программ. Политика этих стран ориентирована на максимально быстрое уменьшение экономических и финансовых потерь от безработицы, на жесткую увязку форм материальной защиты безработных и затрат на них, на скорейшую ре-интеграцию безработных в сферу оплачиваемой занятости. Основной акцент эта модель делает на снижении численности претендентов на государственную социальную помощь и соответственно сокращении бремени социальных расходов государства. Компенсационный механизм в этих странах основывается только на страховых принципах, устанавливаются достаточно жесткие правила сохранения права на страховые выплаты по безработице, которые время от времени пересматриваются, но не в сторону смягчения. Максимальная продолжительность выплаты пособий также сравнительно невелика, например, в США – не более 6 месяцев. Практика найма и увольнения в них лишь в минимальной степени регламентирована законом, коллективно-договорное регулирование также не получило широкого развития, поскольку профсоюзами охвачена небольшая доля наемных работников. В результате вероятность лишиться рабочего места в полтора – два раза выше, чем в европейских странах, однако продолжительность периодов безработицы существенно короче. Доля длительно безработных в США составляет около 8% их общего числа, в то время как во Франции, Германии, Нидерландах она достигает 40-50%.

Важнейшим компонентом процесса разработки и реализации активных программ содействия занятости является оценка их эффективности, в том числе  в отношении различных категорий  безработных. На ее основе разрабатываются  рекомендации по применению этих программ. Широкое распространение в США  и Канаде получил метод профилирования безработных. В соответствии с ним  на раннем этапе безработицы прогнозируется ее вероятный период для каждого  обратившегося и определяется оптимальная  программа его интеграции в занятость (продолжительность действия этой программы  колеблется от одного до трех месяце). Таким образом, идеология активной политики исходит из необходимости  вовлечения безработных и занятых, наиболее подверженных риску попадания  в категорию безработных, в программы, позволяющие уменьшить период выплаты  пособия по безработице или предотвратить  ее. Длительно безработные не являются объектом специальных программ, так  как эта категория сравнительно малочисленна и считается неперспективной.                       Вторую, преимущественно социальную модель защиты от безработицы, получившую развитие в большинстве стран  Западной Европы, отличает более жесткое  по сравнению с предыдущей регулирование  в сочетании с достаточно щедрой системой материальной поддержки безработных. Цель данной модели – обеспечение  плавной адаптации населения  к переменам, происходящим на рынке  труда, и содействие ре-интеграции безработных  в сферу оплачиваемой занятости  через участие в активных программах. Таким образом, компенсационные  выплаты осуществляются не в ущерб  программам содействия занятости. Законодательное  регулирование в этих странах  направлено на создание достойных условий  занятости повышение гарантий ее сохранения для работника как  более слабого агента рынка труда  по сравнению с работодателем. Особенно строго регламентирована процедура увольнения, в том числе продолжительность периода уведомления об увольнении, размер выходного пособия, способы законодательной защиты от несправедливого увольнения. Во Франции при индивидуальном увольнении работодатель обязан выплатить работнику его полугодовую заработную плату, а также социальный взнос за этот срок, оплатить отпуск, положенный по закону и в соответствии с коллективным договором. Работодатель несет издержки и в том случае, если работник находит другую подходящую работу сразу после увольнении. Даже суд в соответствии с законом не может снизить установленный уровень возмещения.

В ряде стран (например, во Франции, Германии, Швеции, Дании, Австрии, Швейцарии, Бельгии) материальная поддержка безработных  основывается на тесном взаимодействии двух систем – страхования от безработицы  и социальной помощи. При отсутствии или исчерпании права на страховые выплаты по безработице безработный становится объектом системы социального вспомоществования, но также может получать материальную помощь через службу занятости.. Такое страхование распространяется на граждан с относительно низкой заработной платой, при этом предполагается, что граждане с высокими доходами или заработной платой могут сами страховать себя от будущего риска безработицы.

В настоящее время в  большинстве стран Центральной  и Восточной Европы, в России и  Украине предпринимаются действия по формированию целостной национальной модели защиты от безработицы, сопоставимой с моделями промышленно развитых стран. В то же время стран СНГ, например, Узбекистан, Грузия, во многом 9 хотя и не полностью) копируют сценарий развивающихся стран. Усилия международных финансовых институтов, предоставляющих целевые кредиты на создание национальных систем служб занятости, и их представителей, ставших советниками правительств многих стран, в том числе и России, во многом способствовали активному продвижению «готовой» западной модели. Во-первых, влияние Запада проявлялось в установлении порядка и процедуры финансирования реформ, в соответствии с которыми размер очередного финансового вливания зависел от выполнения определенных для каждого конкретного этапа обязательств, в частности, по построению национальных систем служб занятости. Во-вторых, значительная часть выделяемых международными организациями средств была инвестирована в создание современной материально-технической базы нового института рынка труда. В-третьих, проводниками внедрения передового западного опыта были многочисленные специалисты и консультанты из развитых стран, непосредственно связанные с деятельностью служб занятости, активно продвигавшие западные концепции и технологии поддержки безработных и подготовки специалистов для новой системы. Внедрение в практику переходных экономик уже готовой модели давало значительные преимущества. Так, в короткие сроки (2-3 года) была сформирована законодательная база системы защиты от безработицы, создана национальная структура служб занятости, представляющая собой сеть региональных и местных подразделений, управляемых центральным органом, но вместе с тем достаточно самостоятельных в определении методов работы и решении конкретных задач. Создание инфраструктуры рынка труда сопровождалось формированием нового поколения служащих, деятельность которых изначально была нацелена на решение и экономических, и социальных проблем. Совместная работа со специалистами из развитых стран, имеющими большой опыт в решении конкретных задач, стажировки в них специалистов из стран Восточной Европы, Балтии и России, адаптации полученных знаний применительно к потребностям своих стран позволили в кратчайшие сроки освоить и успешно использовать методы, отработанные в развитых рыночных экономиках в течении десятилетий.

Информация о работе Государственное регулирование в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола