Государственное регулирование в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:22, отчет по практике

Описание работы

Целью отчёта является понятие и анализ уровня занятости населения, а так же государственного регулирование в данной сфере. В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:-изучить понятие рынка труда, его сущность и структуру;-дать понятие безработицы и занятости населения;-проанализировать состояние уровня занятости населения в России;-рассмотреть ситуацию на рынке труда в России на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты государственного регулирования в сфере занятости населения……………………………………………………………………….....5
1.1. Понятие и сущность рынка труда, занятость населения …………………5
1.2. Государственное регулирование в сфере занятости населения……….…12
1.3 Зарубежный опыт регулирования в сфере занятости населения…………18
2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола………………………………………………..….28
2.1.Общая характеристика Центра занятости населения г. Йошкар-Олы…...28
2.2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения в г. Йошкар-Ола. SWОT-анализ…………………………………………………….36
2.3Краткий анализ современной ситуации на рынке занятости городского округа Йошкар-Ола за 2010-2011 гг.……………………………………………………………………………………...43
Глава III. Совершенствование процедур формирования рынка труда………………………………………………………………………………...46
3.1 Основные направления совершенствования государственного регулирования формирования рынка труда……………………………………………………………………..….……….46
Заключение……….………………………………………………………….41
Список используемых источников…………………………………………………………………….……53

Файлы: 1 файл

Демакова Екатерина ГМУ-42 отчёт.docx

— 129.34 Кб (Скачать файл)

- являющихся участниками  соглашений о разделе продукции;

- осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

- являющихся в порядке,  установленном законодательством  Российской Федерации о валютном  регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации,  за исключением случаев, предусмотренных  международными договорами Российской  Федерации.

Финансовые средства не могут  предоставляться на деятельность по производству и реализации подакцизных  товаров, а также на добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением  общераспространенных полезных ископаемых.

При включении в число  участников Программы учитываются  навыки работы безработного гражданина и уровень его профессионального  образования, которые подтверждаются сведениями из карточки персонального  учета безработного гражданина о  стаже работы по специальности и  профессиональном образовании.

Безработным гражданам, желающим открыть собственное дело предлагаются бесплатные организационно-консультационные услуги по вопросам самозанятости. Безработные граждане получают консультации по следующим направлениям:

1. Психологические особенности  предпринимательской деятельности

2. Правовые и юридические  основы предпринимательской деятельности

3. Экономические основы  предпринимательской деятельности

4. Менеджмент и маркетинг  в малом предпринимательстве

5. Бизнес – план и  его структура.

Таким образом, работа центра занятости направлена на уменьшение безработных граждан, а так же появление новых рабочих мест и приобретение выпускникам опыта  в профессиональной сфере. Ведь это  необходимо для удачной экономики  города Йошкар-Ола.

 

 

2.2.Анализ государственного  регулирования в сфере занятости  населения в г. Йошкар-Ола. SWОT-анализ

Стоит начать с правовой базы. В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального  рынка труда;обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

-создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

-поддержка трудовой и  предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

-осуществление мероприятий,  способствующих занятости граждан,  испытывающих трудности в поиске  работы;

-предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

-поощрение работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-объединение усилий участников  рынка труда и согласованность  их действий при реализации  мероприятий по содействию занятости  населения;

-координация деятельности  государственных органов, профессиональных  союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в  разработке и реализации мер  по обеспечению занятости населения;

-международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации  и иностранных граждан на территории  Российской Федерации, соблюдение  международных трудовых норм.

Приведенные выше направления  государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных  правовых актах (прежде всего - федеральных  и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов  государства.

В зависимости от содержания основных направлений государственной  политики в сфере занятости можно  выделить два ее вида:

1.Активную государственную  политику в сфере занятости;

2.Пассивную государственную  политику в сфере занятости.

Активной политике свойственно  наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает  дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу. Пассивной  политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице  и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание  жизненного уровня граждан в период безработицы. Программа занятости: концептуальные подходы.

 

Государственное управление рынком труда – это целенаправленное, планомерно организованное воздействие  государства на рынок труда с  целью его оптимального функционирования и развития.

В современных условиях исходным постулатом стратегии государства  на рынке труда должен стать принцип  достижения и поддержания эффективной  занятости, допускающий безработицу  в социально приемлемых пределах.

Социально допустимый уровень  безработицы определяется по двум критериям:

финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного Фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы обеспечивают финансирование программ содействия занятости населения;

социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости.

Функции государственного управления рынком труда заключаются в обеспечении  государством нормальной работы его  институтов, инфраструктуры, а также  современной корректировки действий внутренних рыночных механизмов и внешних факторов с учетом складывающейся ситуации.

Стоит рассмотреть численность  участников по основным показателям  деятельности органов службы занятости  г. Йошкар – Ола в период с 2002 по 2011 год, и сделать выводы.

Табл. Численность участников по основным показателям деятельности органов службы занятости г. Йошкар - Ола, человек:

Показатели

2002

2005

2008

2011

Числ. граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы

15328

15111

10345

10104

Числ. граждан, зарегистрированных в качестве безработных в отчетном периоду

8150

6432

6780

9230

Числ.безработных граждан снятых с регистрационного учета за отчетный период

923

1167

1235

1139

Численность безработных  граждан, состоящих на учете на конец  отчетного

1200

1835

2100

1820

Уровень безработицы, %

2,63

1,67

2,5

1,6


 

На основании проведённого исследования стоит заметить, что  с каждым годом, посещения граждан  центра занятости г. Йошкар – Ола уменьшаетс, несмотря на программы проведенные совместно с правительством и центром занятости. На сегодняшний день по сравнению с 2002 годом посещаемость упала с 15328 до 10104. Тем не менее число зарегестрированных граждан увеличилось с 2002 года на 983 тыс. человек.

Численность безработных  граждан снятых с регистрационного учета за отчетный период увеличилось  на 200 человек. Уровень безработицы  скачет в пределах от 1,6 до 2,5 % . Стабильность уровня безработицы позволяет составить  эффективные программы, направленные на граждан г. Йошкар-Ола.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной  статистики по г. Йошкар - Ола численность занятого населения в 2011 году составляла 237,1 тыс. человек, уровень занятости населения вырос с 41,3 до 45,6 процента.

В 2011 году отмечалась тенденция  к снижению, как общей численности  безработных граждан, так и численности  безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости.

Общая безработица в городе в 2011 году, рассчитанная по методологии  Международной организации труда (МОТ) по отношению к 2010 году уменьшилась  с 29,7 до 27,3 тыс. человек, а уровень  общей безработицы - с 10,5 %до 9,96 процента.

Благодаря принимаемым мерам  ситуация на регистрируемом рынке труда  в г. Йошкар - Ола в 2011 году имела положительную динамику. По состоянию на 31 декабря 2011 года в сравнении с соответствующим периодом 2010 года.

Для полного анализа Центра занятости населения рассмотрим уровень безработицы в г. Йошка – Ола.

 

Рис. 1 Уровень регистрируемой безработицы в 2010 - 2011 годах на начало периода

                  По данным рисунка можно сделать  вывод о повышения количества  вакантных рабочих мест, увеличилось  в 1,4 раза и составило 3498 единиц;

коэффициент напряженности на рынке труда  снизился с 2,5 до 1,6 незанятого гражданина. Безработица остаётся стабильной.

                 Проведено 158 ярмарок вакансий  и учебных рабочих мест, что  на 12,7% больше 2010 года, в том числе  79 - специализированных ярмарок для  граждан, для испытывающих трудности  в поиске работы (инвалиды, молод ежь, женщины, граждане, находящиеся в учреждениях исполнения наказания). Мероприятия посетили 12,3 тыс. человек. С целью трудоустройства и профессионального обучения 18,4 % участников были направлены в организации города(в 2010 году - 14,1%).

             В 2011 году в республике была  продолжена реализация дополнительных  мер, позволивших в 2009-2011 годах  стабилизировать ситуацию на  рынке труда, а также снизить  социальную напряженность в обществе.

                Несмотря на положительную динамику  центра занятости 

г. Йошкар - Ола, необходимо провести SWOT- анализ для выявление возможностей, сильных и слабых сторон, а так же угроз .

Рис. 2.SWOT-анализ государственного регулирования в г. Йошкар-Ола:

Возможности:

- в выполнении поставленных  задач заинтересованы государственные  органы, в большей степени органы  местного самоуправления;

- обмен опытом с коллегами  других городов;

- сохранение, поддержание  и создание рабочих мест;

- регулирование и регламентация  высвобождения рабочей силы;

- предоставление государственных  гарантий занятости.

Сила:

- качественное предоставление  услуг, а следовательно гарантии занятости населения и активное противодействие безработицы;

- современный подход  к созданию проектов ЦЗН г.Йошкар-Ола;

- сплочённость и работоспособность  коллектива за счёт денежной  стимуляции государства;

- скоординированное функционирование  рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории г. Йошкар-Ола с учетом интересов занятости.

Угрозы:

- увеличение безработных  граждан г. Йошкар-Ола

- недостаточная востребованность специалистов в сфере экономики и управления;

- низкая оплата труда  сотрудников ЦЗН г. Йошкар – Ола может понизить работоспособность сотрудников

Слабость:

- нехватка компьютерной техники и отсутствие  ряда специалистов на данном этапе;

- недостаточное финансирование, как следствие не выполнение ряда поставленных задач;

- не смотря на нововведения, всё таки преобладают устаревшие подходы к развитию программ.


Исходя из проведённого выше анализа сделаем следующий выводы:

ЦЗН г. Йошкар – Ола качественно предоставляет услуги за сёт опыта работы специалистов в данной сфере и гос. стимуляции в виде заработной платы и премий. Регулируемый рынок труда предполагает проведение гибкой государственной политики занятости, которая немедленно должна быть направлена на создание новой модели занятости.

          Таким образом, новая модель  занятости заключается в переходе  от избыточной занятости с  низкой производительностью труда  к сочетанию низкого уровня  безработицы с высокопроизводительной  занятостью. Поэтому при разработке  стратегии активной политики  занятости необходимо обратить  внимание на повышение качества  рабочей силы.

Информация о работе Государственное регулирование в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола