Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:22, отчет по практике
Целью отчёта является понятие и анализ уровня занятости населения, а так же государственного регулирование в данной сфере. В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:-изучить понятие рынка труда, его сущность и структуру;-дать понятие безработицы и занятости населения;-проанализировать состояние уровня занятости населения в России;-рассмотреть ситуацию на рынке труда в России на сегодняшний день.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты государственного регулирования в сфере занятости населения……………………………………………………………………….....5
1.1. Понятие и сущность рынка труда, занятость населения …………………5
1.2. Государственное регулирование в сфере занятости населения……….…12
1.3 Зарубежный опыт регулирования в сфере занятости населения…………18
2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола………………………………………………..….28
2.1.Общая характеристика Центра занятости населения г. Йошкар-Олы…...28
2.2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения в г. Йошкар-Ола. SWОT-анализ…………………………………………………….36
2.3Краткий анализ современной ситуации на рынке занятости городского округа Йошкар-Ола за 2010-2011 гг.……………………………………………………………………………………...43
Глава III. Совершенствование процедур формирования рынка труда………………………………………………………………………………...46
3.1 Основные направления совершенствования государственного регулирования формирования рынка труда……………………………………………………………………..….……….46
Заключение……….………………………………………………………….41
Список используемых источников…………………………………………………………………….……53
2.3. Краткий анализ ситуации на рынке занятости городского округа Йошкар-Ола за 2010-2011 гг.
Тенденции социально-экономического
развития городского округа в целом
соответствуют общероссийской динамике.
В 2011 году отмечается положительная
динамика основных показателей социально-
Рост промышленного
Среднемесячная начисленная заработная плата работникам организаций в августе 2011 года составила 16,5 тыс. рублей или 107,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, с начала года соответственно - 16,1 тыс. рублей и 109,3%, но сохраняется высокая дифференциация в заработной плате между видами экономической деятельности (в 3 раза).
Наметились положительные сдвиги в демографической ситуации, в январе – августе рождаемость увеличилась на 7,0%, а смертность снизилась на 9,5%.
Отмеченные тенденции
в социально-экономической
На 31 декабря 2011года в городском округе было зарегистрировано 2144 безработных. С января по декабрь 2011 года численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 204 человека или на 8,7 %, уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,42 % до 1,29%.
Рынок труда в течение года пополнялся за счет граждан, уволенных с предприятий по собственному желанию, высвобожденных с предприятий, выпускников учебных заведений, уволенных из Вооруженных сил, освобожденных из мест лишения свободы, механического притока населения в трудоспособном возрасте, лиц, длительное время (более года) не работающих.
Около 55,0 % безработных, состоящих
на учёте в Государственном
К концу 2011 года снизилась напряженность на контролируемом рынке труда (число незанятых граждан, приходящихся на 1 вакансию) до 1,2, что в 1,4 раза меньше значения этого показателя на начало года (на 01.01.2011г.- 1,7).
По сравнению с
Количество вакансий на 1 января 2012 года составило 1951 рабочее место и увеличилось на 444 единицы по сравнению с этим же периодом 2011 года.
Численность работников, предполагаемых
к увольнению в связи с ликвидацией
организаций либо сокращением численности
в 2011 году, по сведениям предприятий
по состоянию на 1 января 2012 года составила
1017 человек. Численность работников,
уволенных в связи с
В конце 2011 года на предприятиях и в организациях города численность работников, работающих неполное рабочее время, составила 1318 человек и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 года вдвое (на 01.01.2011г. – 523 чел.), в отпусках без сохранения заработной платы, как и в прошлом году, находились 6 человек.
Глава III. Совершенствование процедур формирования рынка труда.
3.1 Основные направления совершенствования государственного регулирования формирования рынка труда.
Во многих странах мира, в том числе и в России, старение населения на фоне тревожных демографических тенденций неизбежно приводит к возникновению дефицита рабочей силы, оказывая тем самым негативное влияние не только на функционирование рынка труда, но и на экономическое развитие страны в целом.
Особую важной для России является
задача предоставления больших возможностей
для групп недостаточно представленных
на рынке труда. Это может быть достигнуто
путем усилий, направленных на:
• Облегчение перехода от учебы к трудовой
деятельности для молодежи;
• Для взрослых мужчин и женщин – оптимальное
сочетание семейной и трудовой жизни;
• Поддержку участия в рынке труда пожилых
людей, обеспечивая их соответствующими
условиями труда, непрерывным обучением;
• Содействие занятости и вовлечение
в рынок труда всех граждан, получающих
социальные пособия, а не только пособия
по безработице;
• Борьбу с дискриминацией и содействие
интеграции иммигрантов и мигрантов в
рынки труда.
Осуществление этих и иных мер поможет успешно решить проблему нехватки рабочей силы, которая будет актуальной для России в предстоящие годы.
Таким образом, помимо традиционно выделяемых групп, недостаточно представленных на рынках труда – пожилых, женщин, молодежи, инвалидов - определена еще одна важная группа, интеграция которой будет способствовать инклюзивности рынков труда – иммигранты и трудовые мигранты (внутренние и внешние).
Данный подход определялся
тем, что современная экономика
развитых стран диктует необходимость
идти не по экстенсивному, а по интенсивному
пути формирования рынков труда. Действительно,
особенности
Переход к интенсивному типу
развития рынка труда предопределяется
необходимостью максимально эффективного
использования имеющихся
Работники пожилого возраста
сталкиваются с многочисленными
препятствиями для
Увеличить занятость среди
пожилых можно:
• снижая мотивацию к завершению трудовой
жизни и раннему пенсионированию;
• обеспечивая более поздний выход на
пенсию через реформирование пенсионных
систем;
• оптимизируя условия труда (включая
неполный рабочий день, временную работу);
• осуществляя непрерывное обучение;
• используя их компетентность и опыт
(например, при переводе с управленческого
поста на пост консультанта и т.д.);
• изменяя общественное мнение (организация
пропагандистских кампаний и т.д.).
Если говорить о такой
важной группе, как молодежь, так
же недостаточно представленной на рынке
труда, то следует исходить из того,
что во всем мире, включая Россию,
системы школьного образования
не справляются с задачей
Эта проблема не имеет простых
решений, однако можно сформулировать
несколько важных рекомендаций. Они
исходят из понимания того, что
сочетание образования с
К специфике России, например,
относится то, что структура
С одной стороны, резкий рост
числа высокообразованных молодых
специалистов – благо для современной
высокотехнологичной экономики. Однако
потребности рынка труда в
новых трудовых кадрах с начальным
и средним профессиональным образованием,
например, в квалифицированных рабочих,
мастерах, техниках, работниках индустрии
питания и сферы сервиса при
этом удовлетворяются не полностью.
Это свидетельствует о
В качестве важной задачи можно назвать создание программ профессиональной ориентации молодежи, стимулирования системы профессиональных и производственных практик в период обучения.
Как можно расширить занятость
молодежи?
• Необходимо способствовать успешному
переходу от обучения к трудовой деятельности.
• Учитывая сокращение численности рабочей
силы, сегодня очень важно обеспечить
более ранний выход ее на рынок труда.
• Полученные знания должны соответствовать
характеру работы.
• Подготовку необходимо осуществлять
частично в образовательных учреждениях,
частично - на рабочих местах (в т.ч. создавая
стимулы для работодателей), ускоряя таким
образом выход молодых на рынок труда.
• Государственным чиновникам и социальным
партнерам следует осознать свою ответственность
за создание условий для интеграции молодежи
в рынок труда. Очень важно использовать
превентивные и меры активной политики
занятости.
Как увеличить присутствие
женщин на рынке труда?
• Обеспечить необходимый баланс между
трудовой деятельностью и семейной жизнью.
• Уменьшить влияние финансовых демотиваторов,
связанных с размерами зарплаты, налогообложением.
• Повысить доступность и качество услуг
по уходу за детьми и стариками.
• Улучшить организацию труда (неполный
рабочий день, гибкий режим).
Таким образом, расширение занятости молодежи, женщин и пожилых связано с удлинением и улучшением трудовой жизни через совершенствование условий и организации труда (для молодежи - более ранняя, но более качественная интеграция в рынок труда; для мужчин и женщин - оптимальное сочетание семейной и трудовой жизни, для пожилых - оптимизация условий труда и непрерывное обучение)
Заключение
В данной работе использовалась
возможность провести анализ как
научно-теоретического, так и практического
аспекта деятельности такого составного
элемента рыночной экономики, как рынок
труда. Исходя из всего вышесказанного,
можно сделать некоторые
Главной задачей моей работы являлось рассмотрение рынка занятости как единого организма состоящего из различных отраслей функционирования, а также рассмотрение рынка труда в городском округе города Йошкар-Ола.
Формирование рыночного
механизма хозяйствования неизбежно
ведет и к необходимости