Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:12, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что жилищный вопрос – один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большей степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе.
Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………5
1.1. Понятие и причины возникновения жилищной политики……………5
1.2. Модели государственной и муниципальной жилищной
политики………………………………………………………………………5
2. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………..8
2.1 Состояние жилищного фонда……………………………………………8
2.2 Жилищное строительство……………………………………………….14
3 ЖКХ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА………………………………………………………………..20
3.1. Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования…20
3.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура…………………...23
3.3 Жилой фонд, его состояние и структура, учет………………………...25
4. РЕФОРМА ЖКХ…………………………………………………………28
4.1 Предпосылки реформы, ее цели и задачи……………………………...28
4.2 Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ...32
5. ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………35
5.1 Содержание жилищной политики……………………………………...35
5.2 Социальные стандарты в жилищной политике………………………..37
5.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального
образования в жилищной сфере…………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...46
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Специальность080504 Государственное и муниципальное управление
Специализация - Муниципальное управление
Севасьянова Оксана Андреевна
КУРСОВАЯ РАБОТА
Муниципальная жилищная политика
Научный руководитель
Уфа 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………5
1.1. Понятие и причины возникновения жилищной политики……………5
1.2. Модели государственной и муниципальной жилищной
политики…………………………………………………………
2. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………
2.1 Состояние жилищного фонда……………………………………………8
2.2 Жилищное строительство……………………
3 ЖКХ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА………………………………………………………
3.1. Муниципальное хозяйство
и особенности его
3.2 Жилищно-коммунальное
хозяйство, его структура………………
3.3 Жилой фонд, его состояние
и структура, учет………………………...
4. РЕФОРМА ЖКХ…………………………………………………
4.1 Предпосылки реформы,
ее цели и задачи……………………………...
4.2 Основные направления
и инструменты реализации
5. ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………
5.1 Содержание жилищной политики……………………………………...35
5.2 Социальные стандарты
в жилищной политике………………………..
5.3 Нормативно-правовое
образования в жилищной сфере…………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Жилищная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии государства в целом. Она позволяет решить комплекс задач по улучшению жизненных условий граждан, социальному оздоровлению и стабилизации общества, созданию надежного инструмента накоплений и ликвидного обеспечения для внутренних и внешних инвесторов, направляющих свои ресурсы на развитие жилищной сферы.
Современная государственная жилищная политика должна наряду с прежней ориентацией на основную часть работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющую жилье в собственности в результате бесплатной приватизации, сделать новый акцент на решение жилищных проблем социально незащищенных групп населения.
Развитие рынка доступного жилья является одним из направлений работы. В нашей стране потребность улучшить свои жилищные условия испытывают десятки миллионов человек. Такая постановка вопроса получила живой отклик в обществе, об этом говорят публикации в средствах массовой информации, об этом говорят и данные опросов общественного мнения, и реакция со стороны участников жилищного рынка.
Жилищная политика занимает уникальное положение в общей системе государственной стратегии и политики, поскольку, с одной стороны, затрагивает экономические интересы каждого гражданина, а с другой – находится в тесной связи с прочими направлениями социально-экономической политики государства.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что жилищный вопрос – один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большей степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе.
Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики.
Объектом исследования в работе является жилищная политика.
Предметом исследования – муниципальное образование.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является сегодня мощным фактором, определяющим современное состояние экономики.
Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека. Отсутствие жилья и плохие жилищные условия – одна из главных причин снижения рождаемости, семейных конфликтов, детской беспризорности.
Потребность человека в жилье зависит от многих факторов и в принципе безгранична. Поэтому суть жилищной политики составляют концептуальные стратегии развития городов и реализующие их законодательные, социальные, организационные, градостроительные, экономические мероприятия, назначение которых состоит в удовлетворении потребностей граждан в жилье. В соответствии с общими правовыми аспектами этой политики нужно формулировать основные принципы ее реализации для конкретных социально-экономических условий.
Жилищная политика, таким образом, представляет собой систему, охватывающую перспективные направления и первоочередные мероприятия при ориентации на рыночные методы решения жилищной проблемы за счет изменения структуры нового строительства, включения в рыночный оборот средств социальных групп со средними доходами и изменением подходов к формированию структуры управления муниципального образования.
Итак, под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребности граждан в жилище. В разных странах существуют различные варианты (модели) жилищной политики: либерально-реформистский, неоконсервативный и патерналистский.[11, с. 120]
Либерально-реформистский подход заключается в выделении государственных ассигнований на строительство жилья и сдаче его в наем за умеренную плату. Проведение такой политики позволяет решить проблему нехватки жилья, однако не решает проблемы его качества, так как решить ее в полном объеме за счет государственных средств практически невозможно. Более того, проведение либерально-реформистской политики в течение длительного времени порождает социальное иждивенчество в жилищной сфере и неэффективное использование финансовых ресурсов [11, с. 125]
Неоконсервативный подход характеризуется тем, что основным способом решения жилищной проблемы является расширение индивидуального домовладения, приватизация государственного и муниципального жилья и передача управления жильем частным компаниям. Такая политика позволяет значительной части населения (среднему классу) стать собственниками жилья, однако малоимущее население имеет весьма ограниченный доступ к жилью. При реализации неоконсервативной политики ограничиваются бюджетные расходы на жилищные программы, что приводит к обострению дефицита дешевого жилья при значительных масштабах пустующего дорогого жилья.
Патерналистский подход к жилищной политике конституирует жилье как важнейшее социальное благо, которое должно предоставить государство или предприятие-работодатель бесплатно и распределить в порядке жилищной очереди. Жилье в данном случае является не товаром, а продуктом наделения, тогда как государственное регулирование всецело вытесняет рынок. В структуре собственности на жилье доминирует государственный сектор. Такая политика была характерна для СССР.
Каждый из указанных подходов может быть эффективным лишь в определенный период времени и для определенных социально-экономических условий. Однако долгое применение какого-то одного варианта жилищной политики неизбежно приводит к кризису. Поэтому во многих странах для решения жилищной проблемы применяется смешанный тип жилищной политики, сочетание рынка жилья и института государственного обеспечения [11, с. 138]
2.1 Состояние жилищного фонда
На конец 2011г. жилищный фонд в Российской Федерации составил 3288 млн.кв. метров общей площади, в том числе в городских поселениях 2374 млн.кв. метров (72% общей площади), в сельской местности - 914 млн. кв. метров (28% общей площади).
Таблица 1
Жилищный фонд России на конец года
2000г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2011г. в % к | |||
2000г. |
2009г. |
2010г. | |||||
Жилищный фонд, млн. м2 общей площади жилых помещений |
2787 |
3177 |
3229 |
3288 |
118,0 |
103,5 |
101,8 |
в том числе: в городской местности |
2020 |
2293 |
2333 |
2374 |
117,5 |
103,5 |
101,8 |
в сельской местности |
767 |
884 |
896 |
914 |
119,2 |
103,4 |
102,0 |
В частной собственности
находится около 86,3% жилищного фонда,
из которого 82,9% перешло в частную
собственность граждан в
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя на конец 2011г., в Российской Федерации составила 23,0 кв. метров, по отношению к 2000г. она выросла на 19%, отчасти ее рост вызван не только объемами ввода жилья, но и сокращением численности населения.
Самая низкая величина общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя, в республике Тыва - 13,1 кв. метров на человека, самая высокая в Чукотском автономном округе - 30,0 кв. метров.
Жилищный фонд представлен в основном каменными и кирпичными домами, которые составляют 40,2% общей площади жилищного фонда, на панельные и деревянные дома приходится 25,5% и 20,2% соответственно.
Таблица 2
Распределение общей площади жилищного фонда по материалу стен в процентах
2001г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
По материалу стен: каменные, кирпичные |
38,5 |
39,9 |
40,1 |
40,2 |
панельные |
26,5 |
25,8 |
25,6 |
25,5 |
деревянные |
22,8 |
20,6 |
20,4 |
20,2 |
блочные |
5,2 |
5,4 |
5,5 |
5,6 |
смешанные |
2,9 |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
монолитные |
- |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
прочие |
4,1 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Комфортность жилищ и
техническую доступность