Муниципальная жилищная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что жилищный вопрос – один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большей степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе.
Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………5
1.1. Понятие и причины возникновения жилищной политики……………5
1.2. Модели государственной и муниципальной жилищной
политики………………………………………………………………………5
2. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………..8
2.1 Состояние жилищного фонда……………………………………………8
2.2 Жилищное строительство……………………………………………….14
3 ЖКХ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА………………………………………………………………..20
3.1. Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования…20
3.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура…………………...23
3.3 Жилой фонд, его состояние и структура, учет………………………...25
4. РЕФОРМА ЖКХ…………………………………………………………28
4.1 Предпосылки реформы, ее цели и задачи……………………………...28
4.2 Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ...32
5. ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………35
5.1 Содержание жилищной политики……………………………………...35
5.2 Социальные стандарты в жилищной политике………………………..37
5.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального
образования в жилищной сфере…………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

курсовая.Севасьянова О.А..docx

— 117.38 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 

                      ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                        ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

 

 

 

Специальность080504 Государственное и муниципальное управление

Специализация - Муниципальное  управление

 

 

Севасьянова Оксана Андреевна

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Муниципальная жилищная политика

 

 

 

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1. ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………5

1.1. Понятие и причины возникновения жилищной политики……………5

1.2. Модели государственной и муниципальной жилищной

политики………………………………………………………………………5

2. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………..8

2.1 Состояние жилищного  фонда……………………………………………8

2.2 Жилищное строительство……………………………………………….14

3 ЖКХ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА………………………………………………………………..20

3.1. Муниципальное хозяйство  и особенности его функционирования…20

3.2 Жилищно-коммунальное  хозяйство, его структура…………………...23

3.3 Жилой фонд, его состояние  и структура, учет………………………...25

4. РЕФОРМА ЖКХ…………………………………………………………28

4.1 Предпосылки реформы,  ее цели и задачи……………………………...28

4.2 Основные направления  и инструменты реализации реформы  ЖКХ...32

5. ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА  МУНИЦИПАЛЬНОГО 

ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………35

5.1 Содержание жилищной  политики……………………………………...35

5.2 Социальные стандарты  в жилищной политике………………………..37

5.3 Нормативно-правовое регулирование  деятельности муниципального 

образования в жилищной сфере…………………………………………….39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...46

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жилищная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии государства в целом. Она позволяет решить комплекс задач по улучшению жизненных условий граждан, социальному оздоровлению и стабилизации общества, созданию надежного инструмента накоплений и ликвидного обеспечения для внутренних и внешних инвесторов, направляющих свои ресурсы на развитие жилищной сферы.

Современная государственная жилищная политика должна наряду с прежней ориентацией на основную часть работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющую жилье в собственности в результате бесплатной приватизации, сделать новый акцент на решение жилищных проблем социально незащищенных групп населения.

Развитие рынка доступного жилья является одним из направлений работы. В нашей стране потребность улучшить свои жилищные условия испытывают десятки миллионов человек. Такая постановка вопроса получила живой отклик в обществе, об этом говорят публикации в средствах массовой информации, об этом говорят и данные опросов общественного мнения, и реакция со стороны участников жилищного рынка.

Жилищная политика занимает уникальное положение в общей системе государственной стратегии и политики, поскольку, с одной стороны, затрагивает экономические интересы каждого гражданина, а с другой – находится в тесной связи с прочими направлениями социально-экономической политики государства.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что жилищный вопрос – один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большей степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе.

Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики.

Объектом исследования в работе является жилищная политика.

Предметом исследования – муниципальное образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ

 

      1. Понятие и причины возникновения жилищной политики

 

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является сегодня мощным фактором, определяющим современное состояние  экономики.

Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека. Отсутствие жилья и плохие жилищные условия – одна из главных  причин снижения рождаемости, семейных конфликтов, детской беспризорности.

Потребность человека в жилье зависит от многих факторов и в принципе безгранична. Поэтому суть жилищной политики составляют концептуальные стратегии развития городов и реализующие их законодательные, социальные, организационные, градостроительные, экономические мероприятия, назначение которых состоит в удовлетворении потребностей граждан в жилье. В соответствии с общими правовыми аспектами этой политики нужно формулировать основные принципы ее реализации для конкретных социально-экономических условий.

Жилищная политика, таким  образом, представляет собой систему, охватывающую перспективные направления  и первоочередные мероприятия при  ориентации на рыночные методы решения  жилищной проблемы за счет изменения  структуры нового строительства, включения  в рыночный оборот средств социальных групп со средними доходами и изменением подходов к формированию структуры  управления муниципального образования.

 

    1. Модели государственной и муниципальной жилищной политики

 

Итак, под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребности граждан в жилище. В разных странах существуют различные варианты (модели) жилищной политики: либерально-реформистский, неоконсервативный и патерналистский.[11, с. 120]

Либерально-реформистский подход заключается в выделении государственных ассигнований на строительство жилья и сдаче его в наем за умеренную плату. Проведение такой политики позволяет решить проблему нехватки жилья, однако не решает проблемы его качества, так как решить ее в полном объеме за счет государственных средств практически невозможно. Более того, проведение либерально-реформистской политики в течение длительного времени порождает социальное иждивенчество в жилищной сфере и неэффективное использование финансовых ресурсов [11, с. 125]

Неоконсервативный подход характеризуется тем, что основным способом решения жилищной проблемы является расширение индивидуального домовладения, приватизация государственного и муниципального жилья и передача управления жильем частным компаниям. Такая политика позволяет значительной части населения (среднему классу) стать собственниками жилья, однако малоимущее население имеет весьма ограниченный доступ к жилью. При реализации неоконсервативной политики ограничиваются бюджетные расходы на жилищные программы, что приводит к обострению дефицита дешевого жилья при значительных масштабах пустующего дорогого жилья.

Патерналистский подход к жилищной политике конституирует жилье как важнейшее социальное благо, которое должно предоставить государство или предприятие-работодатель бесплатно и распределить в порядке жилищной очереди. Жилье в данном случае является не товаром, а продуктом наделения, тогда как государственное регулирование всецело вытесняет рынок. В структуре собственности на жилье доминирует государственный сектор. Такая политика была характерна для СССР.

Каждый из указанных подходов может быть эффективным лишь в определенный период времени и для определенных социально-экономических условий. Однако долгое применение какого-то одного варианта жилищной политики неизбежно приводит к кризису. Поэтому во многих странах для решения жилищной проблемы применяется смешанный тип жилищной политики, сочетание рынка жилья и института государственного обеспечения [11, с. 138]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Состояние жилищного фонда

 

 На конец 2011г. жилищный фонд в Российской Федерации составил 3288 млн.кв. метров общей площади, в том числе в городских поселениях 2374 млн.кв. метров (72% общей площади), в сельской местности - 914 млн. кв. метров (28% общей площади).

Таблица 1

Жилищный фонд России на конец года

 

2000г.

2009г.

2010г.

2011г.

2011г. в % к

2000г.

2009г.

2010г.

Жилищный фонд, млн. м2 общей площади жилых помещений

2787

3177

3229

3288

118,0

103,5

101,8

в том числе: в городской местности

2020

2293

2333

2374

117,5

103,5

101,8

в сельской местности

767

884

896

914

119,2

103,4

102,0


В частной собственности  находится около 86,3% жилищного фонда, из которого 82,9% перешло в частную  собственность граждан в результате приватизации.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя на конец 2011г., в Российской Федерации составила 23,0 кв. метров, по отношению к 2000г. она выросла на 19%, отчасти ее рост вызван не только объемами ввода жилья, но и сокращением численности населения.

Самая низкая величина общей  площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя, в  республике Тыва - 13,1 кв. метров на человека, самая высокая в Чукотском автономном округе - 30,0 кв. метров.

Жилищный фонд представлен  в основном каменными и кирпичными домами, которые составляют 40,2% общей  площади жилищного фонда, на панельные  и деревянные дома приходится 25,5% и 20,2% соответственно.

Таблица 2

Распределение общей площади  жилищного фонда по материалу  стен в процентах

 

2001г.

2009г.

2010г.

2011г.

По материалу  стен:

каменные, кирпичные

38,5

39,9

40,1

40,2

панельные

26,5

25,8

25,6

25,5

деревянные

22,8

20,6

20,4

20,2

блочные

5,2

5,4

5,5

5,6

смешанные

2,9

3,3

3,3

3,3

монолитные

-

1,0

1,1

1,2

прочие

4,1

4,0

4,0

4,0


Комфортность жилищ и  техническую доступность коммунальных услуг для потребителей обеспечивает уровень благоустройства жилищного фонда. В среднем по России доля комплексно благоустроенного жилья (оборудованного одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами) составляет 62,7%. К концу 2011г. она увеличилась по сравнению с 2001г. на 13,3 процентного пункта.

Информация о работе Муниципальная жилищная политика