Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:12, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что жилищный вопрос – один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большей степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе.
Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………5
1.1. Понятие и причины возникновения жилищной политики……………5
1.2. Модели государственной и муниципальной жилищной
политики………………………………………………………………………5
2. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………..8
2.1 Состояние жилищного фонда……………………………………………8
2.2 Жилищное строительство……………………………………………….14
3 ЖКХ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА………………………………………………………………..20
3.1. Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования…20
3.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура…………………...23
3.3 Жилой фонд, его состояние и структура, учет………………………...25
4. РЕФОРМА ЖКХ…………………………………………………………28
4.1 Предпосылки реформы, ее цели и задачи……………………………...28
4.2 Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ...32
5. ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………35
5.1 Содержание жилищной политики……………………………………...35
5.2 Социальные стандарты в жилищной политике………………………..37
5.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального
образования в жилищной сфере…………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...46
3.3 Жилой фонд, его состояние и структура, учет
Жилищный фонд в муниципальном образовании представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на его территории, независимо от форм собственности, включая жилые и специализированные дома (общежития, гостиницы, приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Жилищные фонды различают по порядку формирования, целевому назначению, правилам использования и другим элементам.
Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1. частный – совокупность
жилых помещений, находящихся
в собственности граждан (
2. государственный –
3. муниципальный – совокупность
жилых помещений,
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1. жилищный фонд социального
использования – совокупность
предоставляемых гражданам по
договорам социального найма
жилых помещений
2. специализированный жилищный
фонд – совокупность
3. индивидуальный жилищный
фонд – совокупность жилых
помещений частного жилищного
фонда, которые используются
4. жилищный фонд коммерческого
использования – совокупность
жилых помещений, которые
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ государственный контроль над жилищным фондом, его использованием и сохранностью независимо от его формы собственности, над соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.[4]
Согласно части 4 статьи 19 Жилищного кодекса РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету, основная задача которого – получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Государственный учет наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию.[4]
Государственный учет жилищного фонда включает в себя технический (оперативный), официальный статистический и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.
Государственный учет жилого помещения имеет большое практическое значение: если помещение не учтено в составе жилищного фонда, то к отношениям, возникающим применительно к данному помещению, не подлежат применению нормы жилищного законодательства, в частности о проживании, вселении, выселении.
4. РЕФОРМА ЖКХ
4.1 Предпосылки реформы, ее цели и задачи
Анализ исторического развития и становления жилищно-коммунального хозяйства позволяет сделать вывод, что оно прошло путь постепенного обособления и формирования в отраслевую систему. Система управления сферой ЖКХ начала формироваться в ходе реформ 1990-х годов и прошла три основные этапа реформирования ЖКХ.
Первый этап реформы ЖКХ (1991-1996 гг.) коснулся в основном только управления и приватизации жилищного фонда. Началом его можно считать принятие Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в соответствии с которым граждане страны получили право бесплатно приобрести в собственность занимаемые ими жилые помещения и обязанности по их содержанию. Но в силу неготовности большинства населения к решению текущих жилищно-коммунальных проблем самостоятельно перед государством все острее начал вставать вопрос о необходимости принятия крупномасштабных мер, направленных на оздоровление состояния отрасли ЖКХ и ее развитие.[18]
Одной из этих мер стало принятие Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которому были определены основные принципы реализации права граждан на жилище в новых социально-экономических условиях, установлены общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере. [18]
Впервые были внятно сформулированы
цели жилищной политики: обеспечение
социальных гарантий в области жилищных
прав граждан; осуществление строительства
и реконструкции
Второй этап реформы ЖКХ (1997-2004 гг.) начался с принятием в мае 1997 года «Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ», целями которой были провозглашены: обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования и др. [18] Программа реализации реформы ЖКХ была рассчитана до 2003 года.
В рамках принятой 17.09.2001 г. постановлением Правительства РФ Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы» была разработана подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ», основными целями которой стали: повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.[8]
Основными задачами подпрограммы являлись:
– финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;
– повышение качества и
доступности жилищно-
– обеспечение государственной
поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального
комплекса путем предоставления
бюджетных средств и
В 2003-2004 годах в рамках реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции 240 объектов коммунальной инфраструктуры в 63 субъектах РФ. Реконструированы 8975 км сетей водоснабжения и канализации, отопительные котельные общей мощностью 22220 Гкал/ч, очистные сооружения на объектах водоснабжения и канализации общей производительностью 4938 тыс. куб. метров в сутки.
Третий этап реформы жилищно-коммунальной отрасли начался после вступления в силу с 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса РФ, который установил три формы управления многоквартирными домами: непосредственное управление собственниками жилья, управление управляющей компанией, управление товариществом собственников жилья.
Параллельно с мероприятиями по реализации положений нового Жилищного кодекса РФ начался второй этап реализации ФЦП «Жилище», в рамках которого в действие вступила подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», рассчитанная на 2006-2010 годы и сменившая собой прекратившую действие подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ». Данная подпрограмма была призвана служить инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России", объявленного Президентом РФ В.В. Путиным 05.09.2005 г. на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках Программы приоритетных национальных проектов. [18]
Целью подпрограммы было создание
условий для приведения жилищного
фонда и коммунальной инфраструктуры
в соответствие со стандартами качества,
обеспечивающими комфортные условия
проживания; её задачами – модернизация
объектов коммунальной инфраструктуры
и повышение эффективности
По итогам реализации подпрограммы были достигнуты следующие показатели: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры: 2007 год – 55 %, 2010 год – 50 %; доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры: 2007 год – 20 %, 2010 год – 50 %; доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса: 2007 – 15%, 2010 год – 30 %.
Для оказания содействия процессу реформирования отрасли в июле 2007 года была учреждена некоммерческая организация – Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», учредителем которой является РФ, а координацию деятельности осуществляет Министерство регионального развития РФ. Целями деятельности Фонда стали создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Реализовав вышеперечисленные цели и деятельность в предоставлении финансовой поддержки регионам РФ при реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Фонд 01.01.2012 года был ликвидирован.
Подводя итог реформирования ЖКХ, нужно отметить, что этот процесс носит длительный, комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы жизни государства и общества: экономическую, правовую, социально-политическую, экологическую, демографическую и другие.
В настоящее время наблюдается позитивная тенденция к некоторому повышению ответственности государства перед населением в области ЖКХ, и с другой стороны, усилению государственного контроля за надлежащим исполнением своих обязательств в этой сфере субъектами РФ, муниципальными образованиями и коммерческими организациями, действующими на рынке жилищно-коммунальных услуг. Также налицо стремление государства стимулировать и поощрять проявление гражданами хозяйского отношения к своему жилью, осознание ими своей ответственности за его надлежащее состояние и сохранность.
4.2 Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ
На основе проведенного анализа специфики управленческих и экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе России можно попытаться сформулировать основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:
– сохранение нерыночных принципов функционирования;
– административно-командное управление;
– затратность в ведении хозяйства, высокий процент потерь энергии и ресурсов в процессе производства и оказания услуг;
– непрозрачность формирования тарифов;
– отсутствие информированности населения по процедурам затрат;
– низкая инвестиционная привлекательность;
– нарастание объемов задолженности населения за услуги ЖКХ;
– необязательность (в том числе бюджета) всех участников процесса по отношению друг к другу в оплате услуг;
– высокий и постоянно растущий процент изношенности коммунальной инфраструктуры и в целом основных фондов;
– неразвитое самоуправление собственников жилья;
– инертность всех участников процесса, отсутствие инициативы, как со стороны собственников, так и со стороны местных властей;
– иждивенческая позиция большинства населения;
– высокие риски для инвесторов;