Муниципальная жилищная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что жилищный вопрос – один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большей степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе.
Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………5
1.1. Понятие и причины возникновения жилищной политики……………5
1.2. Модели государственной и муниципальной жилищной
политики………………………………………………………………………5
2. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………..8
2.1 Состояние жилищного фонда……………………………………………8
2.2 Жилищное строительство……………………………………………….14
3 ЖКХ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА………………………………………………………………..20
3.1. Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования…20
3.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура…………………...23
3.3 Жилой фонд, его состояние и структура, учет………………………...25
4. РЕФОРМА ЖКХ…………………………………………………………28
4.1 Предпосылки реформы, ее цели и задачи……………………………...28
4.2 Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ...32
5. ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………35
5.1 Содержание жилищной политики……………………………………...35
5.2 Социальные стандарты в жилищной политике………………………..37
5.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального
образования в жилищной сфере…………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

курсовая.Севасьянова О.А..docx

— 117.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

3.3 Жилой фонд, его состояние и структура, учет

 

 Жилищный фонд в муниципальном образовании представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на его территории, независимо от форм собственности, включая жилые и специализированные дома (общежития, гостиницы, приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

 Жилищные фонды различают по порядку формирования, целевому назначению, правилам использования и другим элементам.

Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1. частный – совокупность  жилых помещений, находящихся  в собственности граждан (индивидуальные  жилые дома, построенные или приобретенные  квартиры, дома) и юридических лиц;

2. государственный – ведомственный  фонд, состоящий в государственной  собственности и находящийся в управлении государственных предприятий или учреждений, относящийся к федеральной собственности или собственности субъектов РФ;

3. муниципальный – совокупность  жилых помещений, принадлежащих  на праве собственности муниципальным  образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1. жилищный фонд социального  использования – совокупность  предоставляемых гражданам по  договорам социального найма  жилых помещений государственного  и муниципального жилищных фондов;

2. специализированный жилищный  фонд – совокупность предназначенных  для проживания отдельных категорий  граждан и предоставляемых жилых  помещений государственного и  муниципального жилищных фондов;

3. индивидуальный жилищный  фонд – совокупность жилых  помещений частного жилищного  фонда, которые используются гражданами-собственниками  таких помещений для своего  проживания, проживания членов своей  семьи или иных граждан на  условиях безвозмездного пользования,  а также юридическими лицами-собственниками  таких помещений для проживания  граждан на указанных условиях  пользования;

4. жилищный фонд коммерческого  использования – совокупность  жилых помещений, которые используются  их собственниками для проживания  граждан на условиях возмездного  пользования, предоставлены гражданам  по иным договорам, предоставлены  собственниками таких помещений  лицам во владение или в  пользование.[4]

В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ государственный  контроль над жилищным фондом, его  использованием и сохранностью независимо от его формы собственности, над  соответствием жилых помещений  и коммунальных услуг установленным  требованиям проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  в соответствии с федеральным  законом и иными нормативными правовыми актами.[4]

Согласно части 4 статьи 19 Жилищного кодекса РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету, основная задача которого – получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Государственный учет наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию.[4]

Государственный учет жилищного фонда включает в себя технический (оперативный), официальный статистический и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

Государственный учет жилого помещения имеет большое практическое значение: если помещение не учтено в составе жилищного фонда, то к отношениям, возникающим применительно к данному помещению, не подлежат применению нормы жилищного законодательства, в частности о проживании, вселении, выселении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. РЕФОРМА ЖКХ

 

4.1 Предпосылки реформы, ее цели и задачи 

 

Анализ исторического развития и становления жилищно-коммунального хозяйства позволяет сделать вывод, что оно прошло путь постепенного обособления и формирования в отраслевую систему. Система управления сферой ЖКХ начала формироваться в ходе реформ 1990-х годов и прошла три основные этапа реформирования ЖКХ.

Первый этап реформы ЖКХ (1991-1996 гг.) коснулся в основном только управления и приватизации жилищного фонда. Началом его можно считать принятие Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в соответствии с которым граждане страны получили право бесплатно приобрести в собственность занимаемые ими жилые помещения и обязанности по их содержанию. Но в силу неготовности большинства населения к решению текущих жилищно-коммунальных проблем самостоятельно перед государством все острее начал вставать вопрос о необходимости принятия крупномасштабных мер, направленных на оздоровление состояния отрасли ЖКХ и ее развитие.[18]

Одной из этих мер стало принятие Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которому были определены основные принципы реализации права граждан на жилище в новых социально-экономических условиях, установлены общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере. [18]

Впервые были внятно сформулированы цели жилищной политики: обеспечение  социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства  и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения  внебюджетных источников финансирования; развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере и т.д.

Второй этап реформы ЖКХ (1997-2004 гг.) начался с принятием в мае 1997 года «Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ», целями которой были провозглашены: обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования и др. [18] Программа реализации реформы ЖКХ была рассчитана до 2003 года.

В рамках принятой 17.09.2001 г. постановлением Правительства РФ Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы» была разработана подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ», основными целями которой стали: повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.[8]

Основными задачами подпрограммы являлись:

– финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;

– повышение качества и  доступности жилищно-коммунальных услуг;

– обеспечение государственной  поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального  комплекса путем предоставления бюджетных средств и государственных  гарантий по привлекаемым инвестициям.

В 2003-2004 годах в рамках реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции 240 объектов коммунальной инфраструктуры в 63 субъектах РФ. Реконструированы 8975 км сетей водоснабжения и канализации, отопительные котельные общей мощностью 22220 Гкал/ч, очистные сооружения на объектах водоснабжения и канализации общей производительностью 4938 тыс. куб. метров в сутки.

Третий этап реформы жилищно-коммунальной отрасли начался после вступления в силу с 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса РФ, который установил три формы управления многоквартирными домами: непосредственное управление собственниками жилья, управление управляющей компанией, управление товариществом собственников жилья.

Параллельно с мероприятиями по реализации положений нового Жилищного кодекса РФ начался второй этап реализации ФЦП «Жилище», в рамках которого в действие вступила подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», рассчитанная на 2006-2010 годы и сменившая собой прекратившую действие подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ». Данная подпрограмма была призвана служить инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России", объявленного Президентом РФ В.В. Путиным 05.09.2005 г. на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках Программы приоритетных национальных проектов. [18]

Целью подпрограммы было создание условий для приведения жилищного  фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия  проживания; её задачами – модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и повышение эффективности управления ими, привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

По итогам реализации подпрограммы были достигнуты следующие показатели: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры: 2007 год – 55 %, 2010 год – 50 %; доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры: 2007 год – 20 %, 2010 год – 50 %; доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса: 2007 – 15%, 2010 год – 30 %.

Для оказания содействия процессу реформирования отрасли в июле 2007 года была учреждена некоммерческая организация – Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», учредителем которой является РФ, а координацию деятельности осуществляет Министерство регионального развития РФ. Целями деятельности Фонда стали создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Реализовав вышеперечисленные цели и деятельность в предоставлении финансовой поддержки регионам РФ при реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Фонд 01.01.2012 года был ликвидирован.

Подводя итог реформирования ЖКХ, нужно отметить, что этот процесс носит длительный, комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы жизни государства и общества: экономическую, правовую, социально-политическую, экологическую, демографическую и другие.

В настоящее время наблюдается позитивная тенденция к некоторому повышению ответственности государства перед населением в области ЖКХ, и с другой стороны, усилению государственного контроля за надлежащим исполнением своих обязательств в этой сфере субъектами РФ, муниципальными образованиями и коммерческими организациями, действующими на рынке жилищно-коммунальных услуг. Также налицо стремление государства стимулировать и поощрять проявление гражданами хозяйского отношения к своему жилью, осознание ими своей ответственности за его надлежащее состояние и сохранность. 

 

4.2 Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ 

 

На основе проведенного анализа специфики управленческих и экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе России можно попытаться сформулировать основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:

– сохранение нерыночных принципов функционирования;

– административно-командное управление;

– затратность в ведении  хозяйства, высокий процент потерь энергии и ресурсов в процессе производства и оказания услуг;

– непрозрачность формирования тарифов;

– отсутствие информированности населения по процедурам затрат;

– низкая инвестиционная привлекательность;

– нарастание объемов задолженности населения за услуги ЖКХ;

– необязательность (в том числе бюджета) всех участников процесса по отношению друг к другу в оплате услуг;

– высокий и постоянно растущий процент изношенности коммунальной инфраструктуры и в целом основных фондов;

– неразвитое самоуправление собственников жилья;

– инертность всех участников процесса, отсутствие инициативы, как со стороны собственников, так и со стороны местных властей;

– иждивенческая позиция большинства населения;

– высокие риски для инвесторов;

Информация о работе Муниципальная жилищная политика