Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:12, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что жилищный вопрос – один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большей степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе.
Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………5
1.1. Понятие и причины возникновения жилищной политики……………5
1.2. Модели государственной и муниципальной жилищной
политики………………………………………………………………………5
2. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………..8
2.1 Состояние жилищного фонда……………………………………………8
2.2 Жилищное строительство……………………………………………….14
3 ЖКХ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА………………………………………………………………..20
3.1. Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования…20
3.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура…………………...23
3.3 Жилой фонд, его состояние и структура, учет………………………...25
4. РЕФОРМА ЖКХ…………………………………………………………28
4.1 Предпосылки реформы, ее цели и задачи……………………………...28
4.2 Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ...32
5. ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………35
5.1 Содержание жилищной политики……………………………………...35
5.2 Социальные стандарты в жилищной политике………………………..37
5.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального
образования в жилищной сфере…………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...46
Важным направлением реализации Национального проекта является обеспечение жильем молодых семей. В 2011г. число молодых семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, составило 32,4 тыс. (на 11% больше, чем в 2010г.), из них 10,9 тыс. проживающих в сельской местности. Число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в 2011г. составило 415,5 тыс. (на 1,7% больше, чем в 2010г.), из них 153,3 тыс. - проживающих в сельской местности (37% от числа молодых семей). В 2011г. из 13,5 тыс. семей молодых специалистов, проживающих в сельской местности и состоявших на учете в качестве нуждающихся, получили жилые помещения и улучшили жилищные условия более 1,9 тыс. семей. [17]
Наиболее высокий уровень в 2011г. по предоставлению жилья молодым специалистам, проживающим в сельской местности от числа состоящих на учете в качестве нуждающихся (более 60%), наблюдался в Республике Коми, Камчатском крае и Липецкой области.
Общее число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье, за 2011г. сократилось на 0,7% и на 1 января 2012г. составило 2,8 миллиона.
По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, около 5,7% домохозяйств не удовлетворены своими жилищными условиями.
Причинами неудовлетворенности (по данным комплексного наблюдения условий жизни населения) для 27,6% домохозяйств является стесненность проживания. По домохозяйствам с детьми эта доля составляет 48,6%.
Примерно каждое четвертое
домохозяйство указало на недостаток
тепла и на проблемы с шумоизоляцией
в своем жилище, каждое десятое
домохозяйство оценивает
Намерения улучшить свои жилищные
условия в ближайшие 2-3 года имеют
около 10% домохозяйств, треть из них
собираются купить другое жилье, в основном
на рынке вторичного жилья, или построить
новый дом для постоянного
проживания. Для покупки (постройки)
другого жилья эти
Важным фактором, влияющим на уровень доступности жилья гражданам является рост цен на жилье, как на первичном, так и на вторичном рынках. Средние цены 1 кв. метра общей площади проданных квартир по Российской Федерации на конец IV квартала 2011г. на первичном рынке жилья составили 43,7 тыс.рублей, на вторичном - 48,2 тыс.рублей.
По сравнению с концом предыдущего года цены на жилье на первичном рынке выросли на 6,7%, на вторичном - на 5,8%.
В последние годы наряду с ростом цен на жилье имеет место и рост среднего размера квартиры во вновь построенном жилье (в 1995г. средний размер квартиры составлял 68,2 кв. метров, в 2000г. - 81,1 кв. метров, в 2008г. - 83,4 кв. метров, в 2009г. средний размер квартиры в построенном жилье составил 85,3 кв. метров). С одной стороны это свидетельствует о росте комфортности вновь вводимого жилья, а с другой - о снижении его доступности по причине роста площади квартиры при одновременном росте цены 1 кв. метра. Лишь в 2010г. средний размер квартиры в построенном жилье снизился на 4,5% и составил 81,5 кв. метров, в 2011г.- 79,3 кв. метров.
В 2011г. зарегистрировано 3,1 млн.
прав граждан на жилые помещения
на основании договоров купли-
Общая площадь жилых помещений,
на которые органами регистрации
в 2011г. зарегистрированы права собственности
граждан в результате совершения
сделки на основании договоров купли-
По данным Банка России, объем ипотечного жилищного кредитования, осуществляемого кредитными организациями, в 2011г. существенно возрос по сравнению с предыдущим годом и составил 716,9 млрд.рублей (1,9 раза к уровню 2010г.).
В 2008г. средневзвешенная ставка по выданным с начала года ипотечным жилищным кредитам в рублях составляла 12,9%, в иностранной валюте - 10,8%. В 2009г. она составляла соответственно 14,3% и 12,7%. В 2010г. произошло снижение процентных ставок - до 13,1% и 11,0%. В 2011г. тенденция снижения сохранилась, средневзвешенные ставки составили 11,9% - в рублях и 9,7% - в иностранной валюте.
В 2011г. 11,8 тыс. семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, купили жилые помещения по системе ипотечного кредитования (в 2010г. - 12,3 тыс. семей). Общая заселенная площадь жилых помещений этими семьями составила 636,5 тыс.кв. метров.
На средства федеральных субвенций в 2011г. приобрели жилые помещения 74,4 тыс. семей (в 2010г. - 121,2 тыс. семей), общей площадью 5078,8 тыс.кв. метров (в 2010г. - 5119,7 тыс.кв. метров).[17]
3. ЖКХ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
3.1. Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
Термин «муниципальное хозяйство» отражает политико-правовое и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины. Говоря о понятии «муниципальное хозяйство», необходимо, прежде всего, понимать, что представляет собой «хозяйство». Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется деятельность.
Исходя из этого, муниципальное образование можно определить, как совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.
Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственным ресурсами, а от частного хозяйства – общественным характером использования результатов деятельности.
Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулированиях хозяйственных отношений не просто разделены по двум видам, но в отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления в пределах компетенции, все предприятия, в том числе муниципальные, равны.
Основной вид деятельности органов местного самоуправления – подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан.
Структуру муниципального образования достаточно легко обозначить, зная, что муниципальное образование – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей и интересов населения.
Исходя из этого, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства является роль и место элемента в реализации общественных потребностей. Можно выделить следующие элементы:
Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары (услуги), направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного либо общественного принуждения. Органы местного самоуправления осуществляют особую функцию – регулируют деятельность двух вышеназванных элементов в интересах населения муниципального образования.
Ценность такого выделения элементов муниципального образования состоит в том, оно позволяет определить место и роль каждого элемента в решении вопросов местного значения, цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности, а также увидеть, как строятся отношения между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения. []
В свою очередь, структура управления муниципальным образованием должна обеспечивать процесс формирования и исполнения управленческих решений на всех этапах цикла, комплексность и внутреннюю координацию деятельности всех структурных подразделений, завершенность и поступательность развития.
В соответствии с этим сформулированы и определены основные принципы, которые обеспечивают и поддерживают функционирование муниципального образования. К их числу можно отнести следующие:
Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований отнесено к полномочиям местного самоуправления и представляет собой управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д.
3.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
Согласно Статье 7 Конституции РФ Россия признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из этих условий является обеспечение человека необходимыми для его жизнедеятельности жилищно-коммунальными услугами: жилищем, теплом, электрической энергией, горячей и холодной водой, водоотведением, санитарной уборкой придомовых территорий и т.д.[6]
Процессом производства и оказания населению и юридическим лицам (в том числе государству в лице его органов власти) всех перечисленных услуг в нашей стране занята отдельная крупная отрасль экономики – жилищно-коммунальное хозяйство.
Жилищно-коммунальное хозяйство – самая жизненно важная, капиталоемкая и трудоемкая отрасль социальной сферы, в которой занято около 4 млн. чел. Характерная ее черта состоит в централизации финансирования и децентрализации управления. ЖКХ тесно связано с местным самоуправлением, не имеющим, как правило, надежных собственных источников финансирования.
В настоящее время производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального хозяйства включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство (дорожные покрытия, тротуары, мосты, путепроводы, набережные, зеленые насаждения, уличное освещение, сооружения и средства по очистке городских улиц (проездов) от мусора и снега и т.д.
На федеральном уровне к органам исполнительной власти, осуществляющим управление ЖКХ, относятся Правительство РФ, Министерство регионального развития РФ, Росстрой и Ростехнадзор. Функции государственного контроля за деятельностью органов, занятых эксплуатацией, содержанием, ремонтом жилья и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, возложены на Государственную жилищную инспекцию РФ, состоящую из Главной государственной жилищной инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов Федерации.
На региональном уровне реализацию функций публичной власти в сфере ЖКХ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Они обеспечивают организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор, т.е. деятельность органов субъектов РФ в жилищной и коммунальной сферах направлена, прежде всего, на обеспечение в рамках своих полномочий социальных гарантий жилых прав граждан. Органами отраслевой компетенции в сфере ЖКХ являются структурные подразделения (министерства, департаменты, комитеты), находящиеся в подчинении заместителей главы субъекта РФ.
Новое жилищное законодательство
также предусматривает