Муниципальная жилищная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что жилищный вопрос – один из наиболее социально значимых вопросов, который нельзя решить раз и навсегда. Он требует постоянного внимания к себе со стороны властей. И от того, насколько остро обстоят дела в жилищной сфере, в большей степени зависит и социально-политическая и социально-экономическая обстановка в регионе.
Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………5
1.1. Понятие и причины возникновения жилищной политики……………5
1.2. Модели государственной и муниципальной жилищной
политики………………………………………………………………………5
2. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………..8
2.1 Состояние жилищного фонда……………………………………………8
2.2 Жилищное строительство……………………………………………….14
3 ЖКХ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА………………………………………………………………..20
3.1. Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования…20
3.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура…………………...23
3.3 Жилой фонд, его состояние и структура, учет………………………...25
4. РЕФОРМА ЖКХ…………………………………………………………28
4.1 Предпосылки реформы, ее цели и задачи……………………………...28
4.2 Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ...32
5. ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………35
5.1 Содержание жилищной политики……………………………………...35
5.2 Социальные стандарты в жилищной политике………………………..37
5.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального
образования в жилищной сфере…………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

курсовая.Севасьянова О.А..docx

— 117.38 Кб (Скачать файл)

Важным направлением реализации Национального проекта является обеспечение жильем молодых семей. В 2011г. число молодых семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, составило 32,4 тыс. (на 11% больше, чем в 2010г.), из них 10,9 тыс. проживающих в сельской местности. Число молодых семей, состоящих  на учете в качестве нуждающихся  в жилых помещениях, в 2011г. составило 415,5 тыс. (на 1,7% больше, чем в 2010г.), из них 153,3 тыс. - проживающих в сельской местности (37% от числа молодых семей). В 2011г. из 13,5 тыс. семей молодых специалистов, проживающих в сельской местности  и состоявших на учете в качестве нуждающихся, получили жилые помещения  и улучшили жилищные условия более 1,9 тыс. семей. [17]

Наиболее высокий уровень  в 2011г. по предоставлению жилья молодым  специалистам, проживающим в сельской местности от числа состоящих  на учете в качестве нуждающихся (более 60%), наблюдался в Республике Коми, Камчатском крае и Липецкой области.

Общее число семей, состоящих  на учете в качестве нуждающихся  в жилье, за 2011г. сократилось на 0,7% и на 1 января 2012г. составило 2,8 миллиона.

По данным выборочного  обследования бюджетов домашних хозяйств, около 5,7% домохозяйств не удовлетворены  своими жилищными условиями.

Причинами неудовлетворенности (по данным комплексного наблюдения условий  жизни населения) для 27,6% домохозяйств является стесненность проживания. По домохозяйствам с детьми эта доля составляет 48,6%.

Примерно каждое четвертое  домохозяйство указало на недостаток тепла и на проблемы с шумоизоляцией  в своем жилище, каждое десятое  домохозяйство оценивает состояние  своего жилого помещения как плохое или очень плохое.

Намерения улучшить свои жилищные условия в ближайшие 2-3 года имеют  около 10% домохозяйств, треть из них  собираются купить другое жилье, в основном на рынке вторичного жилья, или построить  новый дом для постоянного  проживания. Для покупки (постройки) другого жилья эти домохозяйства  намерены использовать собственные  средства - 39,2%, средства от продажи  имеющегося жилья - 36,6%, ипотечные кредиты - 31,4% и средства материнского капитала - 19,7% домохозяйств.

Важным фактором, влияющим на уровень доступности жилья  гражданам является рост цен на жилье, как на первичном, так и на вторичном рынках. Средние цены 1 кв. метра общей площади проданных квартир по Российской Федерации на конец IV квартала 2011г. на первичном рынке жилья составили 43,7 тыс.рублей, на вторичном - 48,2 тыс.рублей.

По сравнению с концом предыдущего года цены на жилье на первичном рынке выросли на 6,7%, на вторичном - на 5,8%.

В последние годы наряду с ростом цен на жилье имеет  место и рост среднего размера  квартиры во вновь построенном жилье (в 1995г. средний размер квартиры составлял 68,2 кв. метров, в 2000г. - 81,1 кв. метров, в 2008г. - 83,4 кв. метров, в 2009г. средний размер квартиры в построенном жилье составил 85,3 кв. метров). С одной стороны это свидетельствует о росте комфортности вновь вводимого жилья, а с другой - о снижении его доступности по причине роста площади квартиры при одновременном росте цены 1 кв. метра. Лишь в 2010г. средний размер квартиры в построенном жилье снизился на 4,5% и составил 81,5 кв. метров, в 2011г.- 79,3 кв. метров.

В 2011г. зарегистрировано 3,1 млн. прав граждан на жилые помещения  на основании договоров купли-продажи, против 2,4 млн. в 2010г. (рост - на 29,2%).

Общая площадь жилых помещений, на которые органами регистрации  в 2011г. зарегистрированы права собственности  граждан в результате совершения сделки на основании договоров купли-продажи (кроме прав долевой собственности), составила 79,6 млн.кв. метров, что на 17,2% больше, чем в 2010г. и занимает 2,8% в общей площади жилых помещений, находящихся в частной собственности.

 По данным Банка России, объем ипотечного жилищного кредитования, осуществляемого кредитными организациями, в 2011г. существенно возрос по сравнению с предыдущим годом и составил 716,9 млрд.рублей (1,9 раза к уровню 2010г.).

В 2008г. средневзвешенная ставка по выданным с начала года ипотечным  жилищным кредитам в рублях составляла 12,9%, в иностранной валюте - 10,8%. В 2009г. она составляла соответственно 14,3% и 12,7%. В 2010г. произошло снижение процентных ставок - до 13,1% и 11,0%. В 2011г. тенденция снижения сохранилась, средневзвешенные ставки составили 11,9% - в рублях и 9,7% - в иностранной валюте.

В 2011г. 11,8 тыс. семей, состоящих  на учете в качестве нуждающихся  в жилых помещениях, купили жилые помещения по системе ипотечного кредитования (в 2010г. - 12,3 тыс. семей). Общая заселенная площадь жилых помещений этими семьями составила 636,5 тыс.кв. метров.

На средства федеральных  субвенций в 2011г. приобрели жилые  помещения 74,4 тыс. семей (в 2010г. - 121,2 тыс. семей), общей площадью 5078,8 тыс.кв. метров (в 2010г. - 5119,7 тыс.кв. метров).[17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЖКХ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

3.1. Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования 

 

Термин «муниципальное хозяйство» отражает политико-правовое и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины. Говоря о понятии «муниципальное хозяйство», необходимо, прежде всего, понимать, что представляет собой «хозяйство». Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется деятельность.

Исходя из этого, муниципальное образование можно определить, как совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.

 Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственным ресурсами, а от частного хозяйства – общественным характером использования результатов деятельности.

 Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулированиях хозяйственных отношений не просто разделены по двум видам, но в отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления в пределах компетенции, все предприятия, в том числе муниципальные, равны.

 Основной вид деятельности органов местного самоуправления – подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан.

 Структуру муниципального образования достаточно легко обозначить, зная, что муниципальное образование – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей и интересов населения.

 Исходя из этого, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства является роль и место элемента в реализации общественных потребностей. Можно выделить следующие элементы:

  • Муниципальные предприятия, деятельность которых полностью подчинена интересам населения муниципального образования;
  • Иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований; органы местного самоуправления.

 Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары (услуги), направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного либо общественного принуждения. Органы местного самоуправления осуществляют особую функцию – регулируют деятельность двух вышеназванных элементов в интересах населения муниципального образования.

 Ценность такого выделения элементов муниципального образования состоит в том, оно позволяет определить место и роль каждого элемента в решении вопросов местного значения, цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности, а также увидеть, как строятся отношения между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения. []

 В свою очередь, структура управления муниципальным образованием должна обеспечивать процесс формирования и исполнения управленческих решений на всех этапах цикла, комплексность и внутреннюю координацию деятельности всех структурных подразделений, завершенность и поступательность развития.

 В соответствии с этим сформулированы и определены основные принципы, которые обеспечивают и поддерживают функционирование муниципального образования. К их числу можно отнести следующие:

  • Принцип целевой ориентации муниципального образования - умение грамотно определять и устанавливать цели развития – наиболее важный и значимый элемент управления. Первичное определение целей и задач деятельности муниципального образования происходит при его формировании посредством определения его компетенции.
  • Принцип горизонтального и вертикального разделения функций – разграничение их между органами и должностными лицами одного уровня, между иными структурами.
  • Принцип комплексности важен для целостности при построении структуры и требует при анализе структуры исходить, прежде всего, из целостности той или иной функции.

Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований отнесено к полномочиям местного самоуправления и представляет собой управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются  договоры и т.д. 

 

3.2 Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура

 

Согласно Статье 7 Конституции РФ Россия признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из этих условий является обеспечение человека необходимыми для его жизнедеятельности жилищно-коммунальными услугами: жилищем, теплом, электрической энергией, горячей и холодной водой, водоотведением, санитарной уборкой придомовых территорий и т.д.[6]

 Процессом производства и оказания населению и юридическим лицам (в том числе государству в лице его органов власти) всех перечисленных услуг в нашей стране занята отдельная крупная отрасль экономики – жилищно-коммунальное хозяйство.

 Жилищно-коммунальное хозяйство – самая жизненно важная, капиталоемкая и трудоемкая отрасль социальной сферы, в которой занято около 4 млн. чел. Характерная ее черта состоит в централизации финансирования и децентрализации управления. ЖКХ тесно связано с местным самоуправлением, не имеющим, как правило, надежных собственных источников финансирования.

 В настоящее время производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального хозяйства включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство (дорожные покрытия, тротуары, мосты, путепроводы, набережные, зеленые насаждения, уличное освещение, сооружения и средства по очистке городских улиц (проездов) от мусора и снега и т.д.

 На федеральном уровне к органам исполнительной власти, осуществляющим управление ЖКХ, относятся Правительство РФ, Министерство регионального развития РФ, Росстрой и Ростехнадзор. Функции государственного контроля за деятельностью органов, занятых эксплуатацией, содержанием, ремонтом жилья и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, возложены на Государственную жилищную инспекцию РФ, состоящую из Главной государственной жилищной инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов Федерации.

 На региональном уровне реализацию функций публичной власти в сфере ЖКХ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Они обеспечивают организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор, т.е. деятельность органов субъектов РФ в жилищной и коммунальной сферах направлена, прежде всего, на обеспечение в рамках своих полномочий социальных гарантий жилых прав граждан. Органами отраслевой компетенции в сфере ЖКХ являются структурные подразделения (министерства, департаменты, комитеты), находящиеся в подчинении заместителей главы субъекта РФ.

Новое жилищное законодательство также предусматривает управление данной отраслью не только посредством  органов государственной власти и органов субъектов РФ, местного самоуправления, но и с привлечением помощи частных хозяйствующих субъектов  и предпринимателей, к числу которых  можно отнести: жилищные и жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников  жилья.

Информация о работе Муниципальная жилищная политика